10 лет назад заработали «Одноклассники.ру». По статистике, сегодня более чем у 90% россиян есть своя страничка в социальных сетях. Бесспорно, соцсети – большое технологическое достижение. Но вместе с ними появились и новые опасности – проблемы конфиденциальности, виртуальные двойники, способы получения информации мошенниками… Чего же от соцсетей больше – пользы или вреда?
В пресс-центре «АиФ-Челябинск» прошёл круглый стол, посвящённый социальным сетям в интернете. Участие в нём приняли:
- Ерёмин Александр Александрович, подполковник полиции, начальник отдела «К» ГУВД России по Челябинской области;
- Мингазов Андрей Ханифович, профессор, доктор медицинских наук, доцент кафедры психиатрии ФДПО ЮУГМУ;
- Кулькова Жанна Геннадьевна, директор челябинского «Областного центра диагностики и консультирования»;
- Забачева Екатерина Николаевна, председатель челябинского отделения общероссийской организации защиты семьи «Родительское Всероссийское Сопротивление», эксперт комиссии по социальным вопросам Общественной палаты Челябинской области;
- Бодягин Максим Александрович, писатель, медиаконсультант, эксперт по массовым коммуникациям.
Представляем Вашему вниманию стенограмму мероприятия.
Итак, соцсети – это польза или вред?
Бодягин М.А.: В IT-индустрии соцсети показывают самый быстрый и самый высокий рост. Год на этом рынке равен пяти годам в автомобильной промышленности. Моему аккаунту в Твиттере через пару недель исполнится девять лет. Моему аккаунту в ЖЖ - 14. Когда мы рассуждаем зло или добро несут соцсети, это выглядит достаточно забавно, потому что они уже пришли, они главная задача не в том, чтобы дать им оценку, в которой они не нуждаются, а в том, чтобы научиться ими грамотно пользоваться. В соцсетях крутятся весьма серьёзные бюджеты. Если вы захотите провести SMM-кампанию (продвижение в соцсетях), это будет вам стоить немалых денег, потому что это сложная работа. Часто СМИ распространяют всякий обывательский бред по поводу того, что соцсети – это корень зла. Или интернет корень зла. Надо сказать, у них вообще много корней зла, полная грядка. 90% серийных убийц при жизни использовали телефонную связь. Но разве из этого следует вывод будто телефонная связь делает человека серийным убийцей? Я часто слышу, мол, надо ограждать детей от соцсетей. По-моему, это всё равно, что ограждать их от автотранспорта. Может нам всем дружно переехать в глухую деревню на Алтай, где на всех будет один старый уазик? Нет ведь? Вместо этого мы учим своих детей правилам дорожного движения, объясняем, что на красный свет дорогу переходить нельзя, и покупаем им куртки со светоотражающими полосами. Точно так же и в соцсетях.
Каков приблизительный рейтинг социальных сетей в России и в Челябинской области?
Бодягин М.А.: Тенденция однозначна: это всё большая сегментация аудитории. Дебилоидные домохозяйки, которым за сорок и которым нечего делать, предпочитают «Одноклассники». Элита, журналисты, бизнес, художники, предприниматели и прочие думающие слои общества – «Фейсбук». Студенты – «Вконтакте».
Как увлечение социальными сетями вроде «Одноклассники.ру», «ВКонтакте», «Фейсбук», «Твиттер» и проч. могут сказаться на психическом здоровье человека?
Кулькова Ж.Г.: Негативно, особенно если речь о подростках, которые «зависают» в соцсетях в ущерб другим видам деятельности, в ущерб обучению, спорту... Дети тратят колоссальное количество времени на общение в соцсетях. Причём общение это не столь продуктивно с точки зрения взрослого населения. Многие родители обращаются к психологам с просьбой прекратить общение ребенка в соцсетях. По их мнению специалист должен каким-то волшебным образом заговорить ребёнка. Могу сказать, что общение подростков со сверстниками, презентация себя миру и поиск внешней оценки от мира - это естественная возрастная характеристика. Ограничивать этот формат деятельности не имеет никакого смысла, это только вредит подросткам. Дело в том, что общение в соцсетях облегчает детям жизнь: точечным общением можно охватить не очень большую группу, а в соцсети подросток может одномоментно общаться и получать оценку от большего количества сверстников. Потребности в самореализации как были в древние времена, так и остались. Просто меняются условия игры, пространство и опасности. Если раньше наши предки, отправляя своего ребенка на заработки или на учёбу, снабжали его суммой денег, чтобы не умер с голоду и давали ценные указания как действовать при встрече с разбойниками на дороге, то сегодня, отправляя ребёнка в мир, мы тоже должны его инструктировать соответственно той ситуации, которая его ожидают. Никакие уроки медлиабезопасности с грамотными специалистами не помогут сформировать весь арсенал защиты у ребёнка, которые формируются на протяжении всего детства. Здравомыслящий и психически устойчивый ребёнок вряд ли поддастся на уловки в интернет-пространстве. А ущербный ребёнок, которому недодали доспехов, не рассказали о способах самозащиты, как раз будет подвержен всем опасностям, о которых мы говорим.
Как часто челябинцы приводят к вам своих интернет-зависимых детей?
Кулькова Ж.Г.: Эти случаи очень редкие. За последние три года было к нам обратились всего три родителя, у детей которых мы зафиксировали настоящую зависимость. Во всех трёх случаях ребёнок (14-16 лет) постоянно испытывал потребность общения «Вконтакте», понимал, что это проблема, но отказаться от соцсети не мог.
Удалось «излечить» детей?
Кулькова Ж.Г.: Да. Любая зависимость имеет одну и ту же природу, объясняется одними и теми же факторами, решается одними и теми же методами с небольшими вариациями в силу возраста. Во всех случаях проблема решилась за два-три месяца. Самое интересное, что подростки понимают, что живое общение существенно отличается от соцсетевого. Многим из них, по их же словам, нужно именно общение вживую.
Нужно ли ограждать детей от соцсетей?
Мингазов А.Х.: Я сами пользуюсь соцсетями, у меня есть аккаунты и в Фейсбуке, и Вконтакте. Достаточно часто я там встречаюсь с информацией, которую бы не хотел демонстрировать своим детям, а им 15, 10 лет и 3 года. Всё-таки есть информационные потоки, которые могут нанести реальный вред психике ребёнка. Поэтому должны быть возрастные ограничения, поэтому надо задумываться об информационной безопасности детей! Учить ребёнка правилам поведения в интернете точно так же, как ПДД, это, конечно, правильно, но сделать это очень сложно, потому что даже многие взрослые не могут адекватно адаптироваться в соцсети, они проводят в ней кучу незапланированного времени, проявляя те или иные признаки зависимости. Человек, который заходит в соцсеть, должен точно знать, зачем он это делает. Если у него есть проблема со временем, надо ставить таймер. Блуждание в соцсети и перепрыгивание с одного контента на другой могут быть симптомами болезненного расстройства.
Есть мнение, что с развитием соцсетей резко возросло количество супружеских измен…
Бодягин М.А.: Гуляя с собакой по вечерам, я частот вижу в центре города хорошо выглядящих девушек, которые одиноко сидят на лавочках со смартфонами. Время час ночи! А они в коротких юбках и обтягивающих джинсах! В ту пору, когда мне было 18, такая красивая девушка просидела бы одна минут 5-10. А через пару дней её нашли бы бездыханную где-нибудь далеко… К чему я это говорю? Не исключено, что адюльтер в интернете снимает излишнее социальное напряжение и даёт отдушину людям с высокой сексуальной конституцией, которые там могут себя реализовать.
Мингазов А.Х.: Причина возросшего количества супружеских измен не в том, что все нашли друг друга в «Одноклассниках» и стали назначать свидания. Нет. Причина в общем падении нравов.
Забачёва Е.Н.: Я не склонна считать, что интернет и соцсети это какое-то глобальное зло. Однако соглашусь, что этот процесс надо регулировать. Фондом развития в 2009 году было проведено исследование и по его данным, родители у детей стоят на первом месте, на втором - интернет, на третьем – учителя и педагоги, на четвёртом – друзья и одноклассники. Мы видим, что интернет уже наступает на пятки авторитету родителей. Дальше – хуже. Замечу, что за последний век скорость потока информации увеличилась в 50 раз. Это повлияло на мышление людей, особенно детей. Все мы слышали о так называемом клиповом мышлении, когда информация воспринимается блоками и нет углубленного понимания проблемы, нет способности к глубокому логическому анализу. Очень небольшой процент состоятельных и профессионально продвинутых людей обучают своих детей по старым программам, ограничивая их общение с интернетом. Эти дети занимаются классической музыкой, подходящими видами спорта.
Бодягин М.А.: Вы думаете, что социум - это что-то одно, а интернет - что-то другое? Но это же не так! Мы же не превращаемся в инопланетян, когда заходим в интернет, мы всё те же самые.
Кулькова Ж.Г.: Сформированные взрослые люди, у которых всё благополучно, представляются собой, общаются как в жизни и решают в соцсетях свои каждодневные проблемы... Но некоторые пользователи умышленно пытаются казаться иными, чем они есть на самом деле.
Бодягин М.А.: Так мы и в реальной жизни видим массу народу, которые выдают себя не за тех, кем они являются. Возьмите, шоу Малахова, там таких людей каждый день показывают! Я вернусь к главной мысли: ребёнка нельзя бросать. Если мама с папой сидят в «Одноклассниках» вместо того, чтобы идти с ребёнком в парк, если у ребёнка переизбыток свободного времени, а родителям на это наплевать, тогда они потом хапнут горя. Если у ребёнка с утра школа, днём - секция, а вечером - театр, то его коммуникативный потенциал будет удовлетворён, у него не будет потребности общения ещё и в интернете. Ни у кого из тех, кто чего-то добился в своей жизни, не было свободного времени в детстве. Вспомните, мы постоянно были чем-то заняты в своём детстве – музыкалкой, изостудией, хоккеем в валенках, наконец!.. А сейчас выходишь на улицу - детей нет, только мамы с колясками гуляют да собачники…
Да, горя можно хапнуть, не только «заработав» зависимость от соцсетей, но и напоровшись в них на кибермошенников. Как же южноуральцев обманывают в соцсетях? Какие способы мошенничества в соцсетях сегодня актуальны?
Ерёмин А.А.: В последнее время всё чаще мы сталкиваемся с преступлениями в отношении несовершеннолетних. Их суть в том, что злоумышленники регистрируются в соцсетях, представляясь своим жертвам такими же подростками. И начинают обмениваться фото. Причём их цель - получить как можно больше снимков в обнажённом виде. Затем начинается шантаж: угрожая подростку показать полученные снимки его одноклассникам, родственникам, педагогам, его выманивают на продолжение фото- и видеосъемки. В дальнейшем преступники размещают снимки на различных интернет-ресурсах, получая за это немаленькие деньги. Либо используют для личного удовлетворения. Сегодня мы регулярно проводим занятия с журналистами, с педагогами, с уполномоченными по правам ребёнка, с Минобрнауки и т.д., чтобы предотвратить такие преступления. Излюбленный сайт кибермошенников – «Вконтакте». Всего с начала года в наш отдел поступило порядка 150 обращений, связанных с противоправными действиями в информационных сетях. Это и мошенничество, и вымогательство. Последний пример: гражданин размещает объявление о продаже какой-то вещи, злоумышленник ему звонит и просит предоставить номер банковской карты, обещая внести залог или полностью оплатить покупку. А получая номер карты, похищает с неё деньги. По-прежнему продолжают попадаться на уловки телефонных мошенников пожилые люди, которым сообщают, что их близкий родственникам попал в беду и необходимы деньги для решения проблемы.
Какая уголовная ответственность ждёт человека, который выманивает «обнажёнку» у подростков? И что если это просто сверстники, цель которых затравить сверстника?
Ерёмин А.А.: Для взрослого человека, вовлёкшего несовершеннолетнего в фото- и видеосъёмку порнографического характера, предусмотрена Статья 242, срок заключения может составить от восьми лет и более в зависимости от тяжести состава преступления. Если речь о сверстниках, которые распространяют упомянутые фото- и видеоматериалы, то тут наказание предусмотрено уже с 16 лет.
Смотрите также:
- «Дети жестоки по определению». Челябинский психолог о современном поколении →
- «Да вы гений!». В Челябинске работает школа развития интеллекта →
- Беспомощность более присуща пессимистам →