В пресс-центре «АиФ-Челябинск» прошла пресс-конференция, посвящённая Дню памяти людей, умерших от СПИДа. В ходе мероприятие эксперты отметили, что снова актуален внутривенный путь заражения ВИЧ при введении наркотиков, а также поделились беспокойством по поводу активизации СПИД-диссидентов в регионе.
Участие в пресс-конференции приняли:
- Радзиховская Маргарита Владимировна, главный внештатныйспециалист по проблемам диагностики и лечения ВИЧ-инфекции Министерства здравоохранения Челябинской области, главный врач областного центра СПИДа;
- Авдеев Сергей Александрович, руководитель управления по делам молодежи администрации г. Челябинска;
- Степанова Ольга Николаевна, заместитель начальника отдела эпидемиологического надзора Управления Роспотребнадзора по Челябинской области.
Представляем вашему вниманию сокращённую версию стенограммы мероприятия.
Какова статистика по распространённости ВИЧ в Челябинской области?
Радзиховская М.В.: К сожалению 2014 году произошёл рост заболеваемости ВИЧ в Челябинской области, он составил 35% по сравнению с 2013 годом. За первый квартал 2015 года мы также отмечаем рост заболевания среди жителей на 11%. Общее количество ВИЧ-инфицированных с начала регистрации эпидемии в нашем регионе более 39 тысяч человек. Из них около семи тысяч уже погибло, то есть сегодня в области официально зарегистрировано 32 тысячи ВИЧ-инфицированных жителей.
Какие районы Челябинской области наиболее неблагополучные по ВИЧ?
Радзиховская М.В.: Это Верхний Уфалей, Коркино, Копейск, Еманжелинск, Челябинск, Магнитогорск. В каждой территории свой путь заражения. В Челябинске и Магнитогорске население достаточно платёжеспособно, поэтому может позволить себе дорогие наркотики, а это внутривенный путь заражения. Коркино и Копейск – это территории, соседствующие с большими городами. В Верхнем Уфалее эпидемия началась гораздо раньше, чем в других городах, потому что это транзитный город для наркотрафика. То же самое с Озёрском…
На каком месте по пораженности ВИЧ в России находится Южный Урал?
Радзиховская М.В.: По показателю распространённости заболевания в регионе (он формируется по количеству новых ВИЧ-пациентов, выявленных за определённый период времени) мы на седьмом месте. По показателю поражённости ВИЧ-инфекцией мы заняли в 2014 году девятое место в стране (в 2013 занимали десятое). Впереди нас Иркутск, Екатеринбург, Самара, Кемерово, Санкт-Петербург, Калининградская область и др. Стоит отметить, что у нас есть все шансы выбиться на более передовые места. Подъём заболеваемости ВИЧ отмечен по всей стране.
Степанова О.Н.: В России сегодня 933 тысячи ВИЧ-инфицированных, дело идёт к миллиону. По итогам 2014 года было инфицировано 89 тысяч россиян. Таким образом, ежегодный прирост заболеваемости в РФ составляет 10%. И это только официальные данные, по неофициальным цифру можно умножить на 1,5-2.
Радзиховская М.В.: 60% южноуральцев заражаются ВИЧ внутривенно (потребление наркотиков), 40% - половым путём вследствие незащищённых контактов. То есть в первом квартале 2015 года вернулась тенденция к инфицированию путём потребления наркотиков. Ранее, мы два года подряд говорили о том, что чаще заражаются половым путём.
Степанова О.Н.: Ухудшена эпидситуация, поражаются не только уязвимые группы. Если раньше в 2000 годы большинство новых инфицированных составляли молодые люди, употребляющие наркотики, то сегодня социальный портрет ВИЧ-инфицированного изменился. Так, сегодня каждый третий новый выявленный ВИЧ-пациент - это социально-адаптированное лицо трудоспособного возраста (30-40 лет). И самое страшное, что в эпидпроцесс активно вовлекаются женщины детородного возраста (20-40 лет). Как следствие рождаются дети с ВИЧ-инфекцией.
Радзиховская М.В.: Следует помнить, что в течение 10-15 лет ВИЧ-инфекция может не иметь никаких клинических проявлений. Своевременная постановка на учёт в женской консультации и проведение полного обследования при планировании беременности - залог рождения здорового ребёнка. Современные медикаменты достаточно эффективны, и если ВИЧ-инфированная беременная женщина будет принимать все положенные препараты, то в 95-98% случаев будущий малыш будет иметь шансы избежать ВИЧ-статуса. К сожалению, в последние годы мы наблюдаем активизацию СПИД-диссидентов в Челябинской области. Это люди, которые утверждают, что СПИДА не существуют, что ВИЧ – это выдумка, профанация, афера. Интернет кишит сайтами этих диссидентских сообществ. К ним примыкают многие пациенты, будучи не в силах принять свой диагноз.
Степанова О.Н.: Между тем очень важно, чтобы пациент не «сходил с дистанции» и продолжал принимать лечение пожизненно, потому что принимая препараты, он снижает вирусную нагрузку на организм и представляет меньшую опасность для окружающих. Девять из десяти ВИЧ-инфицированных южноуральцев схему лечения выдерживают, осознавая, что это их единственный шанс наладить качество жизни. ВИЧ-инфекция не излечима, но это управляемое заболевание.
Радзиховская М.В.: Самое страшное, что среди СПИД-диссидентов есть женщины, которые отказываются от своевременного проведения профилактики ВИЧ-инфекции у будущего ребёнка. ВИЧ-инфицированная женщина, которая приняла решение рожать, должна пройти все три этапа терапии - во время беременности, во время родов, а также дать возможность новорожденному принять схему терапии по назначению врача.
Скажется ли процесс импортозамещения и западные санкции на антиретровирусной терапии?
Радзиховская М.В.: Да, схема антиретровирусной терапии ранее предполагала только препараты импортного производства, но в последний год в России идёт локализация производства очень многих препаратов антиретровирусной терапии. В ближайшее время будут строиться заводы, которые будут производитель уже препараты по полному циклу, не закупая субстанцию за рубежом. Надеемся, что это будет в 2016 году. На 2015 у нас уже отыграны все аукционы по лекарственным средствам для лечения ВИЧ-инфицированных, и мы можем гарантировать нашим пациентам непрерывность и полный объём всего лечения. Качество обеспечения даже в связи с переходом на отечественные аналоги препаратов страдать не будет. Напомню, что один ВИЧ-инфицированный встаёт бюджету 70-80 тыс. рублей в год в зависимости от линии терапии. В связи с переходом на препараты отечественного фармпроизводства стоимость каждого такого пациента, скорее всего, будет снижена.
Какие профилактические мероприятия, связанные с ВИЧ, проводятся в Челябинской области? Реально ли оценить их эффективность?
Авдеев С.А.: В Челябинске наше управление круглогодично устраивает семинары и тренинги для школьников и подростков. Наша цель - рассказать им, о том, что собой представляет ВИЧ-инфекция и как её предотвратить. Здесь есть одна проблема, она касается сексуального просвещения в широком смысле этого слова. В первую очередь эту проблему с ребёнком должна обсудить семья, затем уже на профессиональном уровне мы можем с ним обсуждать тему добропорядочных семейных отношений, верности, воздержания, максимально позднего вступления в сексуальные отношения. Мы отдаём себе отчёт в том, что ведущие должны быть большими профессионалами, чтобы после семинара или тренинга подросток наоборот не проявил большого интереса к запретным темам. За год в среднем в Челябинске мы охватываем вниманием порядка 3,5-4 тыс. детей. Учитывая, что в городе живёт триста тысяч молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет, этого, конечно мало. Поэтому мы стараемся качественно отбирать аудиторию, чтобы дети, посетившие наши мероприятия, могли качественно доносить полученную информацию до своих сверстников. Ещё одна задача, стоящая перед нами, – информировать о том, как избежать ВИЧ, людей, которые ведут распущенный образ жизни или уже вовлечены в процесс потребления наркотических средств. Что касается последнего, то тут мы сталкиваемся: рынок потребления психоактивных веществ настолько изменился, что сегодня мы просто не знаем, где найти тех людей, которые употребляют наркотики, чтобы их предупредить. Если несколько лет назад мы знали, что в Челябинске местами открытой «наркосцены» являются Ленинский район или район Теплотеха (и консульировали там людей, раздавали брошюры), то сегодня таких мест нет: психоативные вещества легко купить через интернет, и люди употребляют их в одиночку, уже не группируясь. Мы понимаем, что нужная группа сегодня не охвачена нашим вниманием, иначе не было бы того роста по распространению заболевания, который мы имеем.
Говорят, что в сёлах нет денег, а, следовательно, дорогие наркотики труднодоступны. Значит и ВИЧ-инфекция не так распространена?
Авдеев С.А.: Понятно, что наркотизации больше подвержены города и районы, где люди платёжеспособны. Но поймите, что сегодня не существует сельского жителя в чистом виде. Он подрос – и поехал учиться в Челябинск. Там попробовал наркотики, заразился, а потом вернулся в село. Не зная о том, что инфицирован, он женится, заводит детей… А чем меньше жителей, тем быстрее распространится заболевание в населённом пункте. Добавлю, что в маленьких территориях отношение жителей к ВИЧ-инфицированным оставляет желать лучшего. Говоря не ювелирным языком, получившие диагноз, собирают свои пожитки в мешки и картонные коробки и уезжают жить в другое место. Потому что в своем маленьком городе они не могут больше жить. Современное общество не толерантно к ВИЧ-инфицированным. Проблема подаётся всегда с негативной точки зрения. Вспомните, в СМИ сейчас широко муссируется дело одного фотографа, который был ВИЧ-инфицирован, хотя его болезнь к самой трагедии не имеет никакого отношения (он погиб из-за травмы). Если бы он болел сахарным диабетом, кто бы об этом вспомнил?..
Радзиховская М.В.: Многие склонны считать, что проблема ВИЧ их не касается и никогда не коснётся. Знания по профилактике заболевания не высоки. Но учитывая огромное количество пациентов с ВИЧ, мы обязаны вырастить общество, толерантное к этому заболеванию. Ведь эти люди должны жить и работать, и они живут среди нас, работают и в школах, и в сфере пищевой промышленности и т.д.
Смотрите также:
- В пресс-центре «АиФ-Челябинск» обсудили тему профилактики наркомании →
- 90 тысяч южноуральцев больны раком →
- Брежневский отчёт →