Почему в новом проекте закона «Об образовании» вместо привычного понятия «одарённые дети» используется «граждане, проявляющие выдающиеся способности»?
В этом накануне Дня знаний «АиФ-Челябинск» попытался разобраться вместе с педагогами Челябинской области.
Один из миллиона
- Граждане, проявляющие выдающиеся способности, - понятие более широкое, чем одарённый ребёнок, - считает директор ресурсного центра «Химия-плюс» Марс Вахидов.
- Кто такой одарённый ребёнок? Это один из миллиона, один из тысячи или один из десяти? Или каждый вообще? - задаётся вопросом директор челябинского Дворца пионеров и школьников им. Н. Крупской Иван ИОГОЛЕВИЧ. - Мне кажется, что сегодня задача педагогов - отойти от одного из миллиона, с которым мы научились прекрасно работать. Не останавливаться на одном из тысячи, что происходит в статусных учреждениях. А добиться того, чтобы одарённым был, как минимум, один из ста или один из десяти детей.
- Как понять, что ребёнок одарён?
- Одарённость - от слова «дар». Её можно рассматривать как величайший дар жизни, но не надо понимать узко, оценивая только интеллект ребёнка. Человека надо воспринимать целостно, - уточняет ректор Челябинского государственного университета Андрей ШАТИН.
- Существуют ли критерии, по которым видно: этот малыш одарён, а этот просто усерден?
- Одарённый ребёнок пытлив, любознателен, он бесконечно интересуется всем острым, проблемным, у него парадоксальная логика, свой взгляд, - говорит руководитель центра по работе с одарёнными детьми Уральского федерального округа ЮУрГУ Нина МАРКИНА. - Одарённый ребёнок умеет концентрироваться в своём интересе, погружён в него, нацелен на решение своей проблемы. Он не боится браться за новое, не дает себя критиковать и держит удар. Одарённость требует мужества говорить о том, с чем не согласны другие. Нужен ли такой ребёнок школе? Нужен! А вот нужна ли ему такая школа?
Воспитать гуманитария проще
- В Челябинской области сложилась система, при которой школы, дополнительное образование и вузы ориентированы на то, чтобы выявить, поддержать и сопроводить детей, у которых есть любые способности, будь-то спорт, искусство, наука, - подключается к диалогу декан факультета предвузовской подготовки ЮУрГУ Юлия БОЛОТИНА. - Если сфера интересов ребёнка лежит в области научных изысканий, техники и технологий, сегодня он может реализовать себя полностью. Для этого созданы все условия. Например, ресурсный центр «Химия-плюс», центр для изысканий в области биологии и химии 102-го челябинского лицея или 120-й лицей, где изучают технику и технологию...
- Вы так красиво говорите, - перебивает заместитель директора школы № 130 Алексей НАЗАРОВ. - Но в области техники в Челябинской области уже всё потеряно. Инженерия умерла. Посчитайте, сколько нужно для развития естествоиспытателя, химика и сколько нужно для развития инженерной мысли - в 10 раз больше. Но нет ни технической базы, ни поддержки государства, ни специалистов. Проще всего в этом мире, как оказалось, воспитать гуманитария, а не инженера.
В этом с Алексеем Владимировичем готовы поспорить ведущие вузы Челябинска, взаимодействующие со школами. В частности, ЮУрГУ предлагает использовать платформы «Персонального виртуального компьютера» на базе облачных вычислений, чтобы ввести в обучение школьников передовые вычислительные технологии. Мощность суперкомпьютера позволяет моделировать необходимый образовательный процесс каждого ребёнка в отдельности, предоставляя возможность школьнику создать свой виртуальный компьютер и постепенно наполнять его необходимыми учебными сервисами.
Челябинский государственный университет считает успешным опыт работы университетских классов, где со школьниками работают преподаватели вуза. Челябинский государственный педуниверситет развивает тьюторскую поддержку исследовательской деятельности учащихся (тьютор - дистанционный наставник, консультирующий по Интернету. - Ред.). Получается, образование детей выходит за рамки одной школы, оно становится открытым.
Обеспечить стандарт?
- Мы обсуждаем законопроект. Он направлен на то, чтобы обеспечить стандарт. А если мы хотим удовлетворять интересам, потребностям каждого, нужна активность всего общества и всех институтов, которые в этом обществе действуют. Говорить, что школа обязана дать ребёнку всё, по-моему, неправильно. Нужно чётко определить круг задач школы и оказать ей поддержку, чтобы она могла дать то, что необходимо одарённому ребёнку, - уверен Иван Иоголевич. - Мне кажется, сегодня очень важна поддержка институтов открытого образования.
- Законопроект закрепляет определённые нормы, а мы говорим о том, что выходит за пределы нормы. Мы понимаем, что не всегда работаем с одинаковыми детьми. Все дети одарены и талантливы по-разному, перспективны, инициативны. Нам не надо замыкаться только на одном понятии «одарённость». Ведь есть и другие способности, которые дети проявляют в своей жизни. Лидер - это одарённый человек? У него ведь иные способности по отношению к большему количеству детей: он умеет брать на себя ответственность за управление другими детьми, - завершает дискуссию первый заместитель министра образования и науки Челябинской области Елена КОУЗОВА. - Управление образованием в нашей стране носит демократический, государственно-общественный характер. Давайте продолжать диалог, думать над тем, что такое норма и что такое нерегламентированная норма. Давайте думать о том, что каждый ребёнок уникален. Одарён или не одарён - это теоретический вопрос. Но каждый уникален. А значит, ему должна быть доступна открытая образовательная среда, в которой он может себя применить.
Смотрите также:
- Образование: подойдёт ли нам американская модель? →
- Грани таланта (29.09.2009) →
- Будет горе от ума? →