Участие приняли:
- Савенко Михаил Петрович, начальник ГИБДД УМВД России по Челябинску;
- Горшков Алексей Вадимович, заместитель начальника ГИБДД УМВД России по Челябинску;
- Панченко Юрий Анатольевич, челябинский правозащитник, представитель интернет-сообщества «Юридическая грамотность автомобилистов», преподаватель автошколы;
- Любавин Алексей Аркадьевич, директор по урегулированию убытков страховой компании «Южурал-АСКО»;
- Апушкинская Анна Дмитриевна, генеральный директор ООО «ГлавСтрахКонтроль».
Представляем вашему вниманию сокращённую версию стенограммы мероприятия.
С 1 июля этого года вступил в силу новый порядок оформления и порядок действий водителей в случае ДТП, согласно которому процедура оформления аварии значительно упрощена. Однако далеко не все водители Челябинской области об этом знают. Как же оформить аварию по новым правилам?
Савенко М.П.: Новый упрощённый порядок оформления ДТП вступил в силу с 1 июля 2015 года. Он призван максимально обеспечить проездную способность дороги. Дело в том, что при совершении ДТП некоторые водители просто блокируют проезжую часть, создавая помеху остальным участникам дорожного движения. Теперь водители, попавшие в ДТП и не имеющие между собой разногласий по вине, могут сфотографировать свои транспортные средства с четырёх сторон и, составив схему дорожно-транспортного происшествия, прибыть на ближайший пункт оформления ДТП. В Челябинске четыре таких пункта. Если вдруг есть разногласия, необходимо звонить в дежурную часть ГИБДД г. Челябинска по номерам 256-30-02 или 728-60-13. После этого нужно действовать строго по инструкции инспектора. Если вам довелось стать участником ДТП, необходимо сразу устанавливать свидетелей и очевидцев, поскольку многие водители впоследствии меняют свои изначальные показания на противоположные. И невиновным не всегда удаётся доказать свою невиновность.
Куда следует убирать автомобиль с дороги?
Панченко Ю.А.: В понятие дороги у нас входят разделительные полосы, тротуары и обочины, не предназначенные для движения. Если автомобиль оказался после ДТП на обочине, разделительной полосе или тротуаре, то водитель не обязан его убирать.
Когда нужно ждать ГИБДД на месте происшествия?
Савенко М.П.: Когда в ДТП пострадали люди. В таких случаях не дождавшись сотрудников ГИБДД, место ДТП лучше не покидать. За исключением опять же тех случаев, когда нужно доставить пострадавших в больницу или травмпункт.
Когда вообще нет необходимости оформлять аварию?
Горшков А.В.: Можно не сообщать об аварии в органы Госавтоинспекции, если её можно оформить по «европротоколу» (когда ущерб составляет не более 50 т.р. и у участников ДТП нет разногласий по поводу того, кто виноват). Речь о мелких ДТП, которые, как правило, происходят во дворах или на перекрёстках, когда не соблюдается дистанция. Тогда заведомо известно, что ущерб от мелких повреждений не значителен.
Какова статистика по ДТП с начала 2015 года?
Горшков А.В.: За первые восемь месяцев этого года в областной столице совершено более 30 тысяч ДТП, 1246 из них с пострадавшими. Погибло 47 человек. Доля ДТП на сто тысяч населения Челябинска сегодня составляет 2,9. Произошло снижение на одну единицу, это положительная динамика. Отмечу, что половина ДТП, которые совершаются за день, оформляются без вмешательства сотрудников ГИБДД.
Панченко Ю.А.: Когда я прочитал поправки в порядок оформления ДТП, я просто ужаснулся. Там написано всё правильно, но язык официальный и из-за этого информация воспринимается очень тяжело. У водителя, попавшего в ДТП, как были, так и остались три святые обязанности – остановить машину, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки. Причем свое транспортное средство как попавшее в аварию надо обозначить как можно скорее, чтобы не повлечь новые аварии. Опыт показывает, что на транспортное средство мощностью до ста лошадиных сил у новичка, вчерашнего выпускника автошколы уйдет примерно 17 тыс. рублей. Если он виновен в ДТП, то за счет коэффициента бонус-малус ему придется в первый год переплатить примерно 10 тыс. рублей, за второй еще 8,5 тыс. Так что при ущербе меньше 18,5 тыс. рублей вообще обращаться в страховую и «светить» свое ДТП, ему нежелательно. (Коэффициент бонус-малус является одним из расчетных коэффициентов, применяемых при расчете стоимости страховки ОСАГО (его также называют «скидкой по ОСАГО»). Данный коэффициент отражает степень опытности водителя и основан на количестве (или отсутствии) ДТП с участием страхователя, в которых последний был признан виновным (в том числе и в случае обоюдной вины участников ДТП). Я бы каждому водителю рекомендовал знать, какая минимальная сумма у него будет при переплате, когда его за счёт бонуса-малуса переведут в более высокий класс. Для водителей, которые буквально вчера купили машину мощностью до ста лошадей, это встанет примерно в 10 тыс. рублей. Что такое 10 тысяч? Это элементарный ремонт бампера, когда два автомобиля слегка соприкоснулись в пробке. Конечно, если человек 15 лет отъездил без аварий, то проще ему оформить ДТП через страховую.
Новый порядок оформления ДТП прибавил работы страховщикам?
Любавин А.А.: Нет, особых изменений мы не почувствовали. В Европе аварии оформляются с участием дорожной полиции только когда есть пострадавшие. И мы к этому шли поэтапно: в 2009 году у нас появился «европротокол» (возможность оформить ДТП без ГИДББ). Но то ли участники не понимали, как правильно его оформлять, то ли лимит 25 тыс. рублей оказался небольшим: доля ДТП, оформленных по «европротоколу», составляла 7% от общего количества по стране. С прошлого года в закон об ОСАГО внесены изменения, и теперь лимит составляет вдвое больше – 50 тыс. рублей. Теперь оформляющих ДТП по «европротоколу» стало вдвое больше – около 15% по стране. Люди просто боятся без участия ГИБДД грамотно составить все необходимые бумаги, чтобы не было потом проблем.
Апушкинская А.Д.: «Европротокол» - больная тема для наших автомобилистов. В России он не развит по нескольким причинам. Во-первых, из-за лимита. Водители реально не могут оценить ущерб на месте. И даже сотрудник ГИБДД не эксперт и неавтотехник, чтобы на месте определить ущерб. Даже после незначительном повреждении при ремонте могут выявиться скрытые повреждения, которых невооружённым глазом не разглядеть. К сожалению, страховая сумма их может не покрыть. Во-вторых, водители очень плохо знают закон об ОСАГО. Скользкий момент по «европротоколу» заключается в том, что виновник в течение пяти дней должен известить страховую кампанию о наступлении ДТП, отправив ей бланк извещения об аварии. В течение 15-ти дней после ДТП виновник не имеет права ремонтировать свою машину или утилизировать её. Дело в том, что страховая прежде должна исключить страховое мошенничество, осмотреть авто виновника и установить причинно-следственную связь возникновения повреждений на авто потерпевшего. Если водитель-виновник не предоставит извещение и авто на осмотр, то страховая впоследствии может выставить ему в ДТП регрессные требования, т.е. предъявить к выплате сумму, которую она выплатила пострадавшему.
Чем отличается алгоритм действий водителей при ДТП с ОСАГО и с КАСКО?
Любавин А.А.: Считается, что если у человека полис КАСКО, то всё равно при ДТП надо стоять до последнего и ждать ГИБДД. На самом деле это не так: одновременно с новыми поправками в закон об ОСАГО были приняты и поправки в закон об организации страхового дела, они обязали страховые компании с 1 октября 2014 года во все договоры КАСКО включить условия о «европротоколе»; такие же, как в законе об ОСАГО.
Почему независимая оценка ущерба ДТП всегда больше в рублях, чем оценка страховой компании?
Любавин А.А.: Не всегда, сейчас ситуация меняется, потому что вступила в силу единая методика оценки ущерба после ДТП. Главное её отличие от всех предыдущих методик в том, что она предусматривает единые ценовые справочники стоимости запчастей и ремонтных работ. Вообще единая методика принята в октябре 2014 года, цены утверждены в декабре, но как раз тогда подскочила валюта, и они тут же стали неактуальными. В апреле была ещё одна актуализация, в октябре готовится третья. И теперь мы наблюдаем снижение судебных споров между страховщиками и экспертами по независимой оценке в два с лишним раза.
На каком основании на территории районных ГИБДД действуют представители автоюристов, предлагая свои услуги пострадавшим? И на каком основании телефоны пострадавших передаются автоюристам, которые потом обзванивают участников ДТП? Ведь таким образом нарушается закон о персональных данных?
Савенко М.П.: Да, мы столкнулись с проблемой, когда так называемые автоюристы присутствуют на пунктах техосмотра. Люди составляют схему ДТП, приезжают в ГИБДД, а к ним подходит человек и предлагают свою помощь за определённую сумму. Естетсвенно, его принимают за автоюриста, который знает все законы, а заодно и всех тут и который, наверное, в силах каким-то образом ускорить оформление ДТП. Но это большое заблуждение, обман. На сегодняшний день в силу наших реорганизационных мероприятий на пунктах по оформлению ДТП находится по 1-2 сотрудника, которые оформляют ДТП в режиме живой очереди. Все остальные двери опечатаны, «с тылу» никто зайти не может. Так что никакого блата и никакой коррупционной составляющей.
На каких перекрёстках и отрезках дорог в Челябинске следует быть бдительнее?
Савенко М.П.: Это перекрёстки Гагарина-Дзержинского (где с начала года 11 человек в ДТП получили ранения), Первой Пятилетки – Героев Танкограда (11 человек), Бажова-Комарова (14), Бр.Кашириных- Ак.Королёва (13), Бр.Кашириных-Чичерина (21). На ДТП экипажи ГИБДД выезжают незамедлительно, но в условиях мегаполиса это незамедление может растянуться не на один час. В приоритете ДТП с пострадавшими. Мы стараемся в часы пик увеличить количество инспекторов, которые бы оформляли ДТП.
Панченко Ю.А.: На сайте gibdd.ru есть подсказка, что делать при ДТП. Гильдия автошкол в помощь сделала сайт avtu.com и горячую линию для вчерашних выпускников, номер 8-800-234-12-20. (Нижеприведённые памятки разработаны Ю.А.Панченко)
Смотрите также:
- Нынешней весной на Южном Урале насмерть разбились три мотоциклиста →
- Когда стоит ожидать ГИБДД на месте происшествия ДТП? →
- Удобно и быстро. Правила оформления Европотокола →