Участие в мероприятии приняли:
- Бетехтин Алексей Валерьевич, министр культуры Челябинской области;
- Хазов Святослав Валерьевич, заместитель директора кинотеатра «Знамя»;
- Волкогон Юрий Сергеевич, директор областного киноцентра имени Герасимова;
- Мордасова Тамара Никитична, директор кинообразовательного центра имени Оболенского, арт-директор Всероссийского фестиваля авторского кино «Полный артхаус»;
- Ходыревский Дмитрий Игоревич, заместитель директора по маркетингу холдинга «Мегаполис».
Представляем, Вашему вниманию сокращённую версию стенограммы мероприятия.
Бетехтин А.В.: Как и в прошлые годы – Год культуры и Год литературы – мы не только будем проводить мероприятия на заданную тематику, но также будем вести стратегическую работу в этих направлениях. В Год культуры мы по поручению Дубровского разрабатывали стратегию по развитию культуры до 2020 года, в Год литературы уделили больше внимания подготовке соответствующих законодательных актов совместно с Заксобранием области, а в этом году намерены заниматься стратегией развития киноотрасли. Уже разработан план мероприятий. В первую очередь планируется увеличение числа фильмов, выпускаемых российским кинематографом, модернизация киностудий, продвижение киноискусства в регионы. Хотелось бы, чтобы Год кино стал некой отправной точкой для развития киноотрасли государственно-муниципального уровня, тем более, что сегодня, с переходом на цифровые технологии, такие возможности имеются. Если бы удалось оснастить муниципалитеты цифровыми системами, и назначить демократичные цены, то мы вполне могли бы тягаться с коммерческим прокатом. Кстати, в 2015 году в области уже начался переход муниципальных кинозалов в цифровой формат кинопоказа. В частности, открылся цифровой зал в киноцентре имени Герасимова, хороших результатов в кинообслуживании населения области добились муниципальные кинозалы Нязепетровска, Верхнего Уфалея и Троицка. Это значительно расширило репертуарные возможности и повысило качество демонстрации фильмов. Напомню, что сегодня в области официально числится 65 кинопрокатных организаций и киноустановок, включая областной киноцентр имени Герасимова. Пока сложно сказать, к какому именно году все муниципальные кинотеатры будут переведены в цифровой формат: это большая работа, предполагающая серьёзные инвестиции, а посему она может затянуться и до 2025 года.
Волкогон Ю.С.: Благодаря переходу на цифровой формат, мы сможем запускать один фильм одновременно в нескольких кинотеатрах. При работе с копией 35 мм мы могли себе позволить купить только одну копию. И если картину начинали показывать в Троицке, представляете, сколько времени она доходила до Нязепетровска? Благодаря «цифре», мы сократили этот интервал на месяц-полтора.
Какими же значимыми событиями будет отмечен Год кино в нашей области?
Бетехтин А.В.: Наиболее крупными событиями Года кино на Южном Урале станут три кинофорума. Во-первых, это фестиваль «Полный Артхаус», который стартует уже в феврале и пройдет в четвертый раз. Во-вторых, всероссийская акция,– II фестиваль кино и Интернет-проектов «Славим человека труда» (пройдут в апреле). И, в-третьих, традиционный фестиваль «Неправильное кино», намеченный на осень. Впервые в этом году представители киноиндустрии соберутся на I областной форум «Кино на Южном Урале», чтобы обсудить проблемы отрасли и перспективы развития. В августе состоится недельная акция, приуроченная ко Дню Российского кино. Активное участие в Годе кино примут многие учреждения культуры. Так, к примеру, академический театр драмы имени Орлова в течение года планирует провести ретроспективу фильмов с участием актеров театра, а также организовать ряд творческих встреч. Южно-Уральский институт искусств готовит научно-практическую конференцию, посвященную современному кинематографу, тематические выставки и просмотры фильмов, а также цикл концертов «Музыка кино». Концертную программу готовит и русский народный оркестр «Малахит». Свои программы предложат областные библиотеки и муниципалитеты.
Волкогон Ю.С.: Мы в марте совместно с Минкультом уже в седьмой раз проведём кинофестиваль «За», в преддверии которого запущен проект «Творим кино – творим историю». Для южноуральцев, которые только начинают снимать кино, были проведены мастер-классы, теперь они готовят к фестивалю свои работы, посвящённые нашем городу и области. А в рамках фестиваля «Славим человека труда» будем проводить кинофорум, который поможет выявить болевые точки кинопроката и кинопроизводства. На сегодняшний день 100% муниципальных кинозалов в области находятся в удручающем состоянии. И мы не в силах пока что привести их в формат, который бы соответствовал жёстким требованиям голливудских компаний. А если бы и могли, то это всё равно было бы не интересно в плане отдачи финансовых ресурсов. Цены на билет у нас стали бы так же неоправданно высоки, как у коммерческих кинотеатров сегодня! И кто бы тогда вообще ходил в кино?!.
По информации РБК, в новогодние праздники российские кинотеатры столкнулись с резким оттоком зрителей. Посещаемость в этот период составила 11 млн человек, уменьшившись по сравнению с прошлым годом на 30%. Есть предположения, что в связи с падением доходов россиян эта тенденция может продолжиться…
Хазов С.В.: Да, в новогодние праздники был спад. Отчасти мы связываем его с морозами, из-за которых, например, по Кировке гуляло меньше людей, чем обычно, а, следовательно, меньше их доходило и до нашего кинотеатра. Это в торгово-развлекательных комплексах они могут оказаться не только ради кино, а к нам они идут целенаправленно. За год через наш кинотеатр проходит около 25 тысяч зрителей. Хочу отметить, что и репертуар в нынешние праздники гораздо слабее прошлогоднего! Что показывали в праздники? С декабря шли «Звёздные войны» и «Выживший». Люди видели рекламу мультика «Богатырша» на маленьком плакате и рядом огромный баннер «Звёздных войн», и понятно, что выбирали более разрекламированный фильм. В течение года ожидаются выходы таких картин, как «Черепашки-ниндзя», «Шерлок Холмс-3», «День выборов-2», «Angry Birds», «Тайная жизнь домашних животных», «Экипаж», «Викинг» и др. Половина трейлеров уже есть в интернете, у людей появился интерес к этим фильмам, поэтому проблем с посещаемостью кинотеатров быть не должно.
Волкогон Ю.С.: Нет ничего удивительного в том, что посещаемость кинотеатров упала! Мы испортили зрителя блокбастерами, страшилками и погонями. Коммерческие театры практически не показывают стоящее кино высокого художественного уровня. Наша посещаемость – это в основном результат работы со школами, с детскими садами, это тематические семейные просмотры.
Ходыревский Д.И.: На мой взгляд, судить о состоянии кинорынка по десяти дням неправильно. Да, в последнем квартале 2015 года посещаемость кинотеатров была на 7-10% ниже, чем в прошлом. Но за весь 2015 посещаемость была не ниже, чем в 2014 году! Действительно, всё дело в слабом репертуаре: в начале года было много отечественных фильмов и не было западных блокбастеров. Произошёл дисбаланс и в жанровом разрезе: не было семейной комедии, на которую можно было бы пойти всей семьёй. Кроме того, на ситуацию повлиял экономический кризис: покупательская способность граждан снизилась после празднования нового года. Падение по нашим кинотеатрам в январе составила порядка 20% по отношению к прошлому году.
К каким картинам проявил интерес челябинский кинозритель в январе?
Ходыревский Д.И.: К западным. Вообще 80% контента коммерческих кинотеатров – это западный репертуар, остальные 20% приходятся на российские фильмы. Но у нашего зрителя есть претензии к качеству отечественного кино. А Голливуд выигрывает по качеству. Из топ-10 успешных фильмов за любой год может быть один-два отечественных, не более. К сожалению, мало мультфильмов, а сегодня наблюдается очередная волна бэби-бума, нужен семейный и детский репертуар. 90% посетителей кинотеатров – это аудитория в возрасте от 15 до 35 лет.
Мордасова Т.Н.: За последние пять лет отечественное кинопроизводство ежегодно выпускает в среднем от 90 до 96 фильмов в год. Из них на большие экраны выходит 6-10 фильмов. Как правило, это комедии. И даже если они выходят на большие экраны, то выходят в неурочное время, например, летом… Получается, что хорошие российские фильмы остаются незамеченными. Фильм Алексея Федорченко «Небесные жёны луговых мари» собрал на недельном показе в Челябинске 18 зрителей. Фильм Звягинцева «Елена» - 46 зрителей. Цифры настолько ничтожны, что говорить о демонстрации этих картин в Челябинске не приходится. Два поколения отечественных зрителей выросли на американском кинематографе. Они приучены в кино искать экшен, развлечения и ничего более. А ведь те самые наши 90 картин совершенно иные по содержанию и бюджету, чем американские ленты. Но это фильмы с достойной судьбой на международных кинофестивалях! Однако своего зрителя в российских кинотеатрах оно обрести не могут. По сути сегодня отечественное кино имеет одну-единственную форму продвижения к кинозрителю – на фестивалях. С 16 по 26 февраля в Челябинске пройдёт кинофестиваль «Полный артхаус». Именитым гостем фестиваля в этом году будет Александр Сакуров, церемония открытия пройдет в Мегаполисе. Закрывать фестиваль будем картиной Станислава Говорухина «Конец прекрасной эпохи».
Почему сегодня кинотеатры предпочитают пустые залы снижению цен на билеты?
Ходыревский Д.И.: Вообще-то в стране уже наметилась тенденция к снижению цен на билеты в кино. Кинотеатры увеличивают количество акций, скидок и спецпредложений в своей тарифной сетке, чтобы привлечь зрителя. Согласно ВЦИОМ, 18% стали бы ходить в кинотеатры чаще, если бы цены на билеты снизились. Но тут многое зависит от компаний-дистрибьютеров, которые занимаются продвижением фильмов и передачей прав на их показ кинотеатрам. Очень часто дистрибьюторы навязывают кинотеатрам некоторые картины. А если ты отказываешься от какого-то голливудского фильма, то можешь не получить и другие картины, желанные. Поэтому у коммерческих кинотеатров сильно связаны руки и в плане цен, и в плане репертуара. Мы можем варьировать количество сеансов, но не можем влиять на общую картину с репертуаром.
Волкогон Ю.С.: Если коммерческий кинотеатр будет отказывать дистрибьюторам, он просто разорится. Его просто вычеркнут из релиза и всё. В 2013 году был фильм «Честное пионерское», очень хороший фильм, но не пропиаренный. А такие если и берут, то на 9.00 утра или 21.30, а то и 23.30 вечера. А я его взял, потому что это шикарный фильм. Прокатал его по области, и он собрал не меньше, чем голливудские фильмы! И я могу привести ещё ряд примеров, когда наше кино зарабатывало не меньше денег, чем зарубежное. У нас коммерческая сеть превратилась в супермаркет, фильм стали называть «контентом», и в кинотеатрах стали зарабатывать на попкорне и жевательной резинке! Со зрителем никто не работает, потому что главная задача бизнеса – получение прибыли. Посмотрите, где находятся многозальники? В супермаркетах! Пришёл, что-то купил, походил, зашёл в кино, посмотрел что-то под поп-корн и ушёл… Вот так мы и загубили наш кинематограф.
Ходыревский Д.И.: Конечно, есть хорошие отечественные фильмы. Все помнят успех «Легенды №17». Конечно, к некоторым фильмам есть претензии по социальному посылу или по аморальным принципам, которые демонстрируются. Но надо понимать, что для коммерческого проката спрос определяет предложение. Российские дистрибьюторы начинают сворачивать кинокомпанию, если фильм не окупается уже на начальном этапе. Если зритель голосует рублём, то, напротив, расширяют рекламную компанию.
Бетехтин А.В.: В том-то и вся соль: идти неведомо на что наш зритель не привык. Многие фильмы мы вынуждены оценивать по рекламе. Выход один: пора создать какую-то организацию типа «Роскино» или дирекцию проката российских фильмов, снабдить её нормальными деньгами и обеспечить рекламные кампании хороших российских фильмов.
ВЗГЛЯД:
Забачев Александр Владимирович – координатор регионального отделения общественного движения «Суть времени»:
- Я предлагаю взглянуть на проблему российского кинематографа с разных ракурсов. Первый — социальный. Современная молодежь, брошена в среду псевдокультуры, попсовой бессодержательной иллюзии, которая не отвечает на запросы человека о Смысле. Вместо настоящего киноискусства продолжают подсовывать либо картинку с мерзостями, либо примитивную пустышку под видом интеллектуального кино, называя это «артхаусом» и прочими модными названиями. Второй ракурс — политический. Политически Россия и Запад полностью разошлись. Об этом заявляют многие высокопоставленные лица с обеих сторон. У людей возникает когнитивный диссонанс. С одной стороны они объективно понимают, что сегодняшний Запад — враг (и этому способствует работа прогосударственных СМИ), а с другой стороны им же, другая часть государственной машины, предлагает продолжать воспринимать западную культуру посредством американской кинопродукции. Приходится констатировать, что подыгрывание рынку, может сделать злую шутку с представителями власти, которые сами себе создают проблемы в виде возможных протестных настроений одурманенной молодежи, пестуя рыночные отношения.
Смотрите также:
- В Год кино в стране сократились бюджетные места на кинообразование →
- В Челябинске можно смотреть большое кино с домашним комфортом →
- О том, как проходит Год культуры в Челябинской области →