В январе в пресс-центре «АиФ-Челябинск» прошла пресс-конференция, посвящённая региональной ситуации в сфере высшего образования. Изменятся ли в 2016-2017 учебном году цены на обучение в южноуральских ВУЗах? Каковы прогнозы экспертов о предпочтениях рынка труда? На эти и другие вопросы ответили эксперты.
В пресс-конференции приняли участие:
- Бурматов Владимир Владимирович, депутат Государственной Думы Российской Федерации;
- Девятова Елена Васильевна, начальник отдела высшего образования и науки Министерства образования и науки Челябинской области;
- Долганова Римма Анатольевна, главный специалист отдела профориентации и профобучения незанятого населения Главного управления по труду и занятости населения Челябинской области;
- Бирюков Евгений Сергеевич, проректор ЧелГУ по учебной работе;
- Казанцев Максим Борисович, председатель приёмной комиссии ЧелГУ;
- Губарев Александр Васильевич, ответственный секретарь приёмной комиссии ЮУрГУ;
- Шмидт Андрей Владимирович, проректор по учебной работе ЮУрГУ;
- Зырянов Сергей Григорьевич, директор Челябинского филиала РАНХиГС;
- Молодчик Анатолий Викторович, ректор Южно-Уральского Института Управления и Экономики;
- Потапова Марина Владимировна, проректор по учебной работе Челябинского государственного педагогического университета;
- Сизова Елена Равильевна, и.о. ректора ГБОУ высшего профессионального образования «Южно-Уральский государственный институт искусств имени П.И. Чайковского»;
- Усов Виктор Алексеевич, директор челябинского филиала Университета Российской академии образования;
- Ильченко Ольга Михайловна, ответственный секретарь приёмной комиссии ЧГИК;
- Якушев Анатолий Алексеевич, директор челябинского филиала Финансового Университета при Правительстве РФ;
- Рогозина Ирина Владимировна, начальник отдела довузовской подготовки и дополнительного профессионального образования, ответственный секретарь приемной комиссии Уральского социально-экономического института (филиала) Образовательного учреждения профсоюзов высшего образования «Академия труда и социальных отношений».
Итак, представляем вашему вниманию сокращённую версию стенограммы мероприятия.
Бурматов В.В.: Челябинская область является одним из немногих субъектов Российской Федерации, избежавших эскалации цен в вузах за последний год. В отличие от многих других регионов страны, где цены на обучение поднялись на величину от 30 до 300%, здесь таких фактов не зафиксировано, и максимальный рост был в пределах 5% (официального уровня инфляции). Это стало итогом системной совместной работы руководства региона, Союза ректоров, депутатов Государственной Думы и лидеров студенческого самоуправления в вузах области. В тех регионах, где такого взаимопонимания не сложилось, был зафиксирован существенный рост цен. Так, например, во Владимирской области имелись факты подорожания образования в 2 раза, в Псковской области – в 3 раза, в Дагестане – в 4 раза и так далее. Серьезное повышение коснулось порядка 30 регионов РФ.
В 2016 году запланированы мероприятия по сохранению стабильности цен в системе высшего образования Челябинской области. Лидеры профсоюзных организаций высших учебных заведений Челябинской области на протяжении 2016 года будут вести мониторинг цен на высшее образование в вузах региона. Будут проведены консультации с ректорами высших учебных заведений по вопросу сохранения цен на уровне предыдущего года.
Максимальный уровень индексации цен на обучение возможен только на несколько процентов в рамках установленной инфляции. В случае, если мы получим сигналы о незаконном повышении цен или попытках взимания платы за обучение в иностранной валюте или в условных единицах, как это было в некоторых регионах в прошлом году, мы будем вмешиваться в эти ситуации с привлечением надзорных ведомств. Такие примеры в прошлом году в ряде субъектов РФ тоже были, и после нашего вмешательства проблемные вопросы всегда решались в пользу студентов, им возвращали незаконно взятые с них дополнительные средства, а прайс-листы, установленные в долларах, евро или условных единицах, аннулировались. Руководителей образовательных учреждений привлекали к ответственности.
Усов В.А.: Плата за образование – это доходы вуза. Если мы не повысим свои доходы, то автоматически можем «вылететь» в неэффективные вузы. Федеральный Минобр заставляет нас повышать цены, хотя мы этого не хотим. Получается, что негосударственные вузы, которые пытаются хоть каким-то образом экономить деньги своих студентов, называют неэффективными. А государственные, которые за государственные деньги даже не могут сделать полноценного качественного набора на свои образовательные программы, считаются эффективными!
Ильченко О.М.: С одной стороны даже хорошо, когда стоимость обучения формируется с учетом коэффициента на основе госзадания. Это шанс предотвратить ситуации, подобные той, что произошла с ЮУПИ. Это образовательное учреждение было названо одним из малоэффективных ВУЗов Челябинска. С 1 января 2016 года оно прекратило своё существование, а его студенты оказались на улице. К нам уже обратились порядка 70 студентов из ЮУПИ, теперь они вынуждены учиться по нашим ценам и по нашим учебным планам. А ведь ранее они платили за год обучения вдвое меньше.
Рогозина И.В.: У нас достаточно низкая цена за обучение среди других ВУЗов. Несмотря на то, что мы являемся всё-таки филиалом головного вуза, который находится в Москве, мы самостоятельно устанавливаем стоимость обучения. Могу сказать, что поднятие стоимости за обучение идёт в рамках инфляционной составляющей, не более того.
Зырянов С.Г.: У нас ситуация такая же, как в других порядочных вузах. Цены растут. Плановая инфляция, заложенная в стоимости за обучение, как правило, вдвое ниже фактической инфляции. Не очень хорошо то, что у нас такие огромные различия между стоимостью обучения в московских вузах и в провинциальных. Почему? Это ведёт к тому, что материально-техническая база и уровень качества работающих преподавателей в провинциальных вузах в среднесрочной и долгосрочной перспективах будут ухудшаться. Структура инфляции такова, что повышаются цены на те приборы и сервисы, которые продают в России по стоимости валюты. В связи с этим большинство ВУЗов потеряют возможность обновлять у себя как материально-техническую, так и технологическую базу для обучения. Мы возвращаемся к той ситуации, в которой находились в 90-е годы, когда стоимость обучения в долларовом эквиваленте в европейских университетах и в российских вузах отличалась в разы. Если ситуация не будет меняться, то высшее образование, которое итак находится в сложной ситуации, будет испытывать давление и с этой стороны.
Бирюков Е.С.: ЧелГУ работало и продолжает работать в пределах правового поля, в котором работают все ВУЗы. Соответственно, на определенные программы Минобром установлены так называемые нормативные затраты, и цена обучения не может быть ниже этих нормативных затрат. Насколько правомерно повышать цены? В соответствии с ФЗ об образовании мы можем индексировать цены на уровне инфляции. Надо понимать что цена – показатель качества, а обеспечение образовательного процесса – это дорогостоящее дело. Чем хуже экономическая ситуация, чем выше курс валют, тем у ВУЗа меньше возможностей нормально оснастить образовательный процесс. Обычно вопрос с ценами решается в преддверии приемной кампании, которая стартует в июне. Поэтому разговор, который вы затеяли, несколько преждевременен.
Шмидт А.В.: Почему-то мы традиционно сразу обсуждаем вопрос денег. А ведь у нас сегодня есть такие направления подготовки, которые совершенно не требуют финансовых затрат от абитуриентов и их родителей. И эти направления подготовки представлены в южноуральских вузах в достаточном количестве. Так, ЮУрГУ выделяет две тысячи бюджетных мест на 2016-2017 годы, эти места финансирует федеральный бюджет. Что касается цен, то они сохраняются цены на уровне прошлого года.
Сизова Е.Р.: У нас ситуация отличается от ситуации в большинстве традиционных вузов. Во-первых, так исторически сложилось, что у нас образование имеет трёхступенчатую структуру: дети оканчивают музыкальные, хореографические школы или школы искусств, затем поступают в училища соответствующего профиля и только после получения среднего профессионального образования они имеют право поступить в ВУЗ соответствующего профиля. Только вокалисты могут поступать без предшествующего образования. Сегодня большим спросом в нашем учреждении пользуются специальности эстрадно-джазового профиля, танцевального, хореографического и вокально-академического. Конечно, востребованные специальности стоят дорого. И даже не потому, что они востребованы, а потому что они предусматривают множество индивидуальных дисциплин и предметов. Например, стоимость обучения одного вокалиста составляет около 140 тыс. руб. в год. При этом студент вынужден оплачивать не только работу преподавателя, но и работу концертмейстера, который аккомпанирует ему на занятиях. А вот на специальности «Живопись» превалируют групповые дисциплины, поэтому стоимость обучения там в разы ниже. Повышения цен у нас скорее всего не будет, даже в пределах индексации, потому что цены итак достаточно высоки. Также могу сказать, что платных студентов у нас немного в отличие от большинства других ВУЗов, - около 20% от общего количества. Радует, что более 85% наших выпускников трудоустраиваются по специальности.
Якушев А.А.: Прерогатива повышения цен за головным вузом, а мы филиал. В прошлом учебном году стоимость обучения у нас была повышена на 7%, в этом не должна вырасти более чем на 10%. Да, нужно настраивать молодежь поступать на бюджетные места. В нашем филиале в прошлом году было 70 бюджетных мест. При этом у нас никогда не было недостатка абитуриентов. Пример прошлого года: в московский педуниверситет подали документы 253 абитуриента, имеющих аттестат с отличием, а в финуниверситет при Правительстве РФ - 2894. В прошлом учебном году у нас был конкурс 8 человек на место. Цифры говорят сами за себя.
Молодчик А.В.: А мне кажется, что тема стоимости обучения надумана, потому что законодатель создал такое правовое поле, в котором мы все обязаны работать. Интереснее тема предпочтений школьников. Вот здесь произошли серьёзные сдвиги. В некоторых школах сегодня вообще нет 10 и 11 классов, потому что после 9 класса многие школьники уходят в средние профессиональные образовательные учреждения.
Губарев А.В.: Кстати, в связи с чем мы стали активно развивать программы среднего профессионального образования.
Девятова Е.В.: Ежегодно на уровне региона идёт увеличение контрольных цифр приёма для поступления абитуриентов. На сегодняшний день в области выделяется в районе 10 тысяч бюджетных мест. Контрольные цифры приёма как на федеральном, так и на региональном уровне распределяются следующим образом: на первом месте технические науки (инженерное образование), на втором – науки об обществе, на третьем – образование и педагогика. Глобальных изменений в правилах приёма на 2016-2017 учебный год нет. добавлю, что количество студентов в южноуральских ВУЗах уменьшается: в 2014-2015 учебном году их насчитывалось 147 тысяч, а в 2015-2016 году – всего около 130 тысяч.
Это означает, что интерес к высшему образованию падает?
Бирюков Е.С: Мы на сегодняшний день не ощущаем снижения интереса к программам высшего образования со стороны абитуриентов. Возможно, интересы и поменяются, это процесс подвижный.
Рогозина И.В.: В связи с политической и экономической ситуацией образование перестало быть первоочередной задачей молодёжи. У всех сегодня есть кредиты, ипотека… Если раньше превалировала заочная форма обучения студентов полной формы, то сейчас идёт тенденция к снижению: у нас сегодня где-то 80% студентов заочно-ускоренной формы, которые продолжают обучение по профилю после техникумов и колледжей. Это связано с тем, что люди стремятся получать образование в более сжатые, ускоренные сроки. Понятно, что и стоимость обучения по ускоренным программам ниже, чем у тех, кто платит за обучение все пять лет.
Долганова Р.А.: Конечно, интерес к высшему образованию не утратил своего значения полностью, но в ВУЗы поступают, как правило, те школьники, которые отважились дать ЕГЭ. К сожалению, те школьники, которые уходят после 9 класса из школ, не чувствуют в себе уверенности поступать в технические дисциплины и выбирают гуманитарные. Минтруда и соцзащиты РФ опубликовал справочник, посвящённый новым и перспективным профессиям, востребованным на рынке труда, в т.ч. требующим среднего профессионального образования. При составлении справочника в ведомстве руководствовались поручением Президента и анкетированием работодателей (опрошено более 13 тысяч организаций). Структурно такой справочник разделён на 36 профессиональных сфер и освещено более 1600 профессий. Среди них выбраны 50 самых востребованных и популярных. Первую десятку открывают автомеханики. Также в неё вошли метрологи и мобильные робототехники, парикмахеры, повара, кондитеры и другие рабочие специальности, которые не требуют высшего образования и долгих лет обучения.
А каковы предпочтения рынка труда?
Долганова Р.А.: Сегодня на рынке труда резко увеличилась конкуренция, при этом динамика появления новых вакансий снизилась. Если на начало 2015 года количество вакансий, заявленных в центре занятости населения области, составило 23 тысячи, то на начало 2016 года это было всего 16 500 вакансий. Численность ищущих работу выросла с 30 тысяч до 37 600 человек. Востребованность той или иной профессии сильно подвержена экономическим факторам. Однако абсолютно очевидно, что на рынке труда сегодня требуются рабочие профессии.
Молодчик А.В.: Лично я не вижу огромного спроса на инженеров у ключевых работодателей нашего региона. Сфера образования – это часть экономики, и от общего состояния экономики мы никуда не денемся. Если сейчас в экономике начинаются серьезные проблемы, то через год-два изменяются и тенденции в спросе на те или иные специальности. Думаю, акцент сместится с инженерных на неинженерные. В любом случае при выборе профессии нужно ориентироваться не на сегодняшнее состояние экономики, а на перспективу. Высшее образование получается не один год, за время обучения студента состояние в реальном секторе экономики может сильно измениться.
Шмидт А.В.: А пока предпочтения выпускников всё-таки отдаются инженерным специальностям. И если сегодня ребёнок выбирает физику, математику, то это 80% успешного поступления на бюджет в государственные ВУЗы.
Усов В.А.: Выпускники сегодня сами не знают, где они будут востребованы. Обычно только тот, кто уже закончил колледж или уже успел поработать, знает, зачем они идут в университет.
Губарев А.В.: Структура образования в стране меняется, магистратура - это тот уровень образования, где сознательность выбора более обоснована. В ЮУрГУ более тысячи мест в магистратуру на этот год.
Казанцев М.Б.: Магистратура – это действительно отличная возможность получить вторую специальность на бюджетной основе. И в ЧелГУ третий год подряд количество бюджетных мест увеличивается.
Потапова М.В.: Наш ВУЗ держит курс на многоканальность входа в профессию. Так, по сравнению с 2015 годом в три раза увеличилось число желающих поступить на подготовительные отделения. Выпускники школ действительно не слишком уверены в себе и хотят еще один год подготовиться, чтобы потом уже с хорошими баллами претендовать на востребованные программы ВУЗа. В прошлом году был большой спрос на филфак и подготовку учителей начальных классов.
Зырянов С.Г.: По результатам исследования популярного интернет-ресурса, в 2016 году будут более востребованы IT-специалисты, рабочие профессии, менеджеры по продажам, инженеры. Традиционно у большей части абитуриентов сохраняется устойчивый интерес к получению социо-гуманитарно-экономического образования, таких около 50%.
Якушев А.А.: Добавлю, что пока существует купля-продажа, будут востребованы экономисты, финансисты и управленцы. По данным кадрового агентства ЮНИТИ, наиболее сложная ситуация в 2016 году ожидается в строительной сфере, в банковской отрасли и в автомобильной промышленности. Пик сокращения придётся на конец года. Прогнозируются сокращения в малом и в среднем бизнесе, а также во второй половине года – в госструктурах. Прогноз востребованности профессий очевиден: компьютеризация общества обещает неуклонно расти, всегда будут требоваться разработчики программного обеспечения и IT-специалисты.
Смотрите также:
- Вуз ждёт. Челябинские университеты рассказали о приёмной кампании-2016 →
- В южноуральских ВУЗах стало больше бюджетных мест →
- Высшее образование: провал или восхождение? →