Более 55 тысяч автовладельцев на Южном Урале ездят без страховки

Екатерина Галузина / Коллаж АиФ

В пресс-центре «АиФ-Челябинск» состоялось заседание круглого стола на тему «ОСАГО в Челябинске: от проблем к решению». 

   
   

Участие в его работе приняли:
- Жаппаспаев Тимур Сиелканович, директор Челябинской дирекции Уральского окружного филиала страховой компании «Согласие»;
- Маликов Александр Сергеевич, Начальник отдела урегулирования убытков Южно-Уральского филиала компании «Альфа-страхование»;
 - Кирипичникова Марина Николаевна, заместитель директора челябинского филиала «Страховое акционерное общество „ВСК“» («Всероссийская страховая компания»);
- Фадеева Татьяна, руководитель проектов исследовательского холдинга «Ромир».

Представляем Вашему вниманию сокращённую версию стенограммы мероприятия.

Пожалуй, ни одна система страхования не привлекает к себе такого повышенного внимания, как ОСАГО. Особенно это касается Челябинска, потому что, по мнению федеральных экспертов, наш город входит в число так называемых токсичных регионов. Сегодня мы хотели бы выяснить, почему возникла такая проблема, и какие выходы из положения существуют. Для начала хотелось бы уточнить у спикеров, как выглядит ситуация на рынке ОСАГО Челябинской области. Каковы основные показатели и проблемы? 

Жаппаспаев Т.С.: Сразу отмечу, число ДТП, оформленных по Европротоколу (ЕП), выросло: за десять месяцев 2016 года этот показатель составляет 7 691, за аналогичный период 2015 года - 4 589. Для сравнения, в России за тот же период по ЕП было оформлено 372 207 аварий, в прошлом году, тот же период - 190 843. А вот продажи полисов ОСАГО в Челябинской области за десять месяцев этого года снизились. На сегодняшний день продано порядка 680 тыс. полисов. По сравнению с аналогичным периодом 2015 года, эта цифра составляла 697 тыс. То есть падение продаж за год составило около 2-2,5%. В то же время стало расти количество электронных полисов ОСАГО: с начала года в области продано 2088 штук. В пилотном режиме уже запущена система «Единый агент РСА». Теперь полис ОСАГО одной компании можно оформить в офисе другой. Почти шесть тысяч южноуральцев уже воспользовались этим правом. Мы связываем падение продаж полисов, в том числе и с падением продаж автомобилей. Есть прогноз, что в 2016 году будет продано на 45% меньше автомобилей, чем в 2014 году. Кто-то обходится вообще без полиса, считая его слишком дорогой покупкой и предпочитая на ездить без страховки. Стоимость полиса ОСАГО выросла вдвое, а социально-экономическая ситуация в стране ухудшилась. А часть владельцев берёт поддельные документы: одни - намеренно, чтобы сэкономить, а другие становятся жертвой мошенников. Наряду с Краснодарским краем и Ростовской областью Челябинская область – токсичный регион: криминальных автоюристов стало слишком много. 

Фото: АиФ/ Фото А.Фирсова

Аналитический центр НАФИ провёл исследование, посвященное рынку автоюристов в Челябинске. Тимур, попрошу озвучить результаты.

Жаппаспаев Т.С.: Согласно исследованию, до 80% автоюристов Челябинска используют криминальные схемы: отправляют неполные пакеты документов, фальсифицируют страховые случаи, совершают подлоги документов, вводят в заблуждение автовладельцев и т.п. Еще около 10% рынка - это специалисты, действительно помогающие разрешать споры между страховщиками и автовладельцами. Как правило, они представляют интересы страхователя по доверенности. Остальные 10% злоупотребляют несовершенным законодательством, но в целом действуют в рамках правового поля. Только за прошлый год автоюристы вывели с рынка ОСАГО, по разным оценкам, от 10 до 18 миллиардов рублей. Если говорить о Челябинской области, то это 178 млн рублей за 2015 год. Это те деньги, которые могли бы получить пострадавшие в ДТП, но которые ушли в итоге автоюристам. По разным прогнозам, если ситуация не изменится, то за 2016 год автоюристам страны удастся вывести с рынка ОСАГО от 13 до 15 млрд. рублей. 

Какие схемы используют в своей работе «криминальные автоюристы»?

Жаппаспаев Т.С.: Схем четыре. Первая – «Оперативная». Узнать по своим каналам (от сотрудников полиции, например) о факте ДТП, приехать на место аварии и потрясти перед носом у шокированного пострадавшего несколькими купюрами: «Мы вам – такую-то сумму наличными, вы нам – право требования от страховой компании». После чего отсудить у страховщика сумму в несколько раз больше той, что получил пострадавший, и забрать ее себе. Они получают до 70% от реальной суммы ущерба! Вторая схема – «Проси больше – дадут меньше». То есть завышение размера ущерба, когда не только стоимость услуг оценки закладывается в сумму ущерба... Заказать у «карманного» эксперта оценку ущерба поврежденного авто и получить сумму, которой хватило бы на ремонт небольшого поддержанного «Боинга». Третья «Авария-призрак»: это когда фальсифицируют сами страховые случаи, «химичат» с документами. Смысл четвертой схемы в том, что «автоюристы» высылают страховщикам требование о возмещении убытка «Почтой России». Со «слегка» неполным пакетом документов. С пустыми страницами, без приложения документов, благодаря которым компания и может составить картину происшествия, чтобы выплатить компенсацию. А согласно описи, на которой «Почта России» ставит отметку, все документы наличествуют! Страховщик присылает ответ: товарищи, так не получится, пришлите полный пакет. Тогда «автоюрист» снова шлет ему пакет документов, и снова неполный, и снова – с почтовой отметкой. А потом идет в суд и требует возмещения, предъявляя эти самые отметки – и судьи принимают решение в его пользу. Все эти схемы автоюристы используют, чтобы затянуть рассмотрение страхового события, чтобы максимально усложнить осмотр транспортного средства, чтобы ввести в заблуждение самого автовладельца. Вот поэтому многие думают, что недобросовестно ведёт себя страховая компания и ни в чём не подозревают самого юриста. Мы призываем автовладельцев напрямую обращаться в офисы страховых компаний.

Спасибо, Тимур. Накануне исследовательский холдинг «Ромир» завершил исследование, которое было посвящено отношению автовладельцев к ОСАГО. И там есть очень много интересны данных по Челябинску. Просим рассказать о них руководитель проектов холдинга «Ромир» Татьяну Фадееву (скайп-соединение).

Фадеева Т.: В октябре мы провели исследование, посвящённое системе ОСАГО. В исследовании участвовали 1200 автовладельцев, которые самостоятельно оформляли полис ОСАГО. Опрос проводился в 35 субъектах РФ, в городах с населением свыше сотни тыс. человек. Самыми заметными изменениями ОСАГО, с точки зрения автомобилистов Челябинска, стали изменения тарифа и рост стоимости. А также респонденты указали на новую форму бланка полиса, изменение размера и срока выплат. Каждый четвертый автомобилист затруднился назвать какие-либо изменения. На вопрос о там, какие изменения в системе ОСАГО необходимы в регионе прежде всего, 35% водителей из Челябинска сказали, что требуется больше конкуренции между страховщиками и свободный тариф. С тем, что должна быть произведена «зачистка» рынка от криминальных автоюристов и мошенников, согласны 28%. Еще 27% уверены, что нужна система штрафов и преференций для страховщиков в зависимости от качества их работы. Около половины участников опроса осведомлены о так называемом «периоде охлаждения», при котором от навязывания дополнительной страховки можно отказаться в течение пяти дней. Аудитория позитивно воспринимает наличие такого периода, больше половины опрошенных согласны с тем, что «период охлаждения» поможет защитить автовладельцев от навязывания дополнительных ненужных услуг. Но при этом респонденты все равно опасаются, что страховщики будут искать другие способы навязать допуслуги. Каждый третий опрошенный согласился с тем, что давно нужно было ввести такой «период охлаждения».  63% южноуральцев в курсе, что с 1 января 2017 года можно будет оформить электронный полис ОСАГО на сайтах всех страховых компаний. При этом каждый второй опрошенный не против в будущем воспользоваться такой возможностью. Что касается последнего - продления полиса ОСАГО, то у 76% оформление прошло без затруднений, 61% отметили что не сталкивались с отказом страховщиков в оформлении полиса. 

Фото: АиФ/ Фото А.Фирсова

В ходе опроса мы спросили  о перспективах полного перехода на натуральное возмещение по ОСАГО (направление авто на ремонт по ОСАГО). Каждый второй считает, что должен быть введен дополнительный контроль за качеством ремонта. 39% согласились, что это удобный сервис, но его нужно развивать и улучшать. По старинке деньгами предпочли бы получить вознаграждение 32% респондентов. И почти каждый пятый согласился с тем, что натуральное возмещение будет самым удобным способом ремонтировать авто после ДТП. Более 50% знают что с 2016 если после ДТП пострадавший не предъявил авто на осмотр в автостраховую компанию, то ему может быть отказано в возмещении. 
От сотрудничества с криминальными автоюристами респонденты предпочитают отказываться. 54% твердо уверены, что после ДТП нужно обращаться именно в страховую компанию. 62% респондентов в Челябинской области считают, что ОСАГО должно быть обязательным, чтобы не было конфликтов на дорогах. Третьи уверены, что ОСАГО должно быть обязательным, потому что это дисциплинирует автовладельцев. 29% уверены, что ОСАГО нужно реформировать. И только 14% автовладельцев региона выступают за отмену ОСАГО.  

   
   

Управление ГИБДД ГУ МВД России по Челябинской области предоставили следующие данные. С начала 2016 года в Челябинской области было выявлено 608 поддельных полисов ОСАГО. Всего по ст. 12.37 КоАП РФ (несоблюдение требований об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств) было выявлено порядка 71 тыс. водителей с начала года. Из них 16 025 с просроченными страховыми полисами или не вписаны в них, а 55 353 вообще без страховки.

Жаппаспаев Т.С.: Поддельные полисы ОСАГО – острая проблема. Поддельные полисы появляются на рынке в основном двумя путями. Полисы, отпечатанные не на бланках ФГУП «ГОЗНАК», печатаются на поддельных бланках, ввозимых контрабандным способом из Китая, Молдовы, Украины. Они довольно качественно выполнены, имеют степени защиты, водяные знаки и пр. Визуально их довольно непросто отличить от настоящих. Но поддельные полисы могут быть отпечатаны и на бланках ФГУП «ГОЗНАК»! Дело в том, что когда та или иная страховая компания прекращает деятельность, на рынке могут оставаться выданные ей бланки полисов ОСАГО, которыми затем могут торговать недобросовестные агенты. Если компания заявляет в правоохранительные органы, что ее бланки были украдены, то по возникшему впоследствии страховому случаю она не обязана возмещать ущерб. Если же бланки были просто утрачены, то страховщик должен будет возместить ущерб.

Как же отличить настоящий полис от поддельного?

Жаппаспаев Т.С.: Во-первых, само качество бумаги. У ГОСЗНАКА она напоминает денежную купюру, такая же шершавая. Во-вторых, номер полиса, который наносится справа сверху, словно вдавлен в бумагу, его можно прощупать пальцами. В-третьих, это металлические ленты, на которых написано «полис ОСАГО». И, наконец, на просвет видны водяные знаки. Это фразы «РСА автомобиль». В поддельных полисах эта фраза читается словно в зеркальном отражении, то есть неправильным образом. 

В каких случаях надо быть начеку, чтобы не стать владельцем поддельного полиса?

Жаппаспаев Т.С.: Если автовладельцу звонят якобы «страховые агенты» и сообщают, что у него заканчивается страховка и что страховой полис ему могут доставить на дом или в офис, только нужно будет внести страховую премию на месте (наличными или с помощью банковской карты). Если страхователь приобрел полис в интернете, но не на официальном сайте одной из страховых компаний. Если полис стоит в разы дешевле, чем обычно. Если на заборе написано, что полис ОСАГО можно купить за одну тысячу рублей, не верьте. Тарифы устанавливаются государством; цены у страховых компаний могут варьироваться, но незначительно – в рамках тарифного коридора, – базовая же ставка неизменна. Не бывает «акций» и «распродаж», в ходе которых настоящий полис стоил бы 1-1,5 тысячи рублей! Не покупайте полисы у сомнительных агентов. Если полис был куплен в «Газели» у здания ГИБДД, на улицах города и пр., то он точно не настоящий. Если полис куплен одним из этих способов, то стоит проверить его подлинность на сайте РСА. Кстати, с случае ДТП нужно обязательно проверить подлинность полиса второй стороны. Сделать это также можно на сайте РСА. Дело в том, что и прямое возмещение убытка (при котором каждый участник происшествия обращается в свою страховую компанию), и оформление ДТП по Европротоколу возможны только, если у обоих участников есть действующий полис ОСАГО. Поэтому даже если все остальные условия ДТП подпадают под действие Европротокола, но в базе РСА полиса другой стороны не оказалось, вызывайте сотрудника ГИБДД. Если у виновника аварии нет полиса ОСАГО, то взыскать с него ущерб можно будет только через суд. Таким образом, отсутствие полиса у одного человека фактически лишает качественной страховой защиты других участников дорожного движения, которым он потенциально может нанести урон. А ведь это может случиться абсолютно с каждым, даже с самым дисциплинированным водителем! Если же у пострадавшего в ДТП нет полиса ОСАГО, то он обращается в страховую компанию причинителя вреда.

Как мошенники выходят на автовладельцев?

Жаппаспаев Т.С.: Они в основном используют смс-рассылку, рассылку объявлений в вайбере и ватсапе. 

А как отличить хорошего автоюриста от плохого, то есть от криминального и тем самым обезопасить себя от финансовых потерь?

Маликов А.С.: Их можно называть как угодно – хорошие, плохие, злые, добрые, но любой из них жаждет извлечь прибыль из автовладельца. Я делю автоюристов на добросовестных и недобросовестных. Недобросовестный юрист – это человек, который после ДТП появляется на месте сразу и настойчиво предлагает свои услуги. И пострадавшему в ДТП, который находится в стрессе (он купил машину в кредит или копил на неё несколько лет!), быстро соглашается. Но с такими нужно быть осторожнее. Такой юрист может посоветовать виновнику ДТП сразу заплатить за ремонт, избежав встреч со страховщиками. Он будет приводить доводы, что страховщики не платят. Вы отдадите деньги, если вы виновник, уедете, а вас потом могут затаскать по судам, чтобы взыскать с вас полную стоимость ремонта для потерпевшего. 
Существует такой «подвид» автоюристов, который в народе уже успели прозвать «похоронными агентами». Как и представители этой печальной профессии, «авто-агенты» получают информацию о случившемся из собственных источников, приезжают к пострадавшим, зачастую находящимся в шоке и растерянности, а затем предлагают свои услуги. Прямо на месте происшествия в обмен на небольшую плату предлагают переуступить им право требования от страховой компании возмещения по ОСАГО. При этом пугают тем, что добиться выплаты от страховщиков невозможно, и что проще «рассчитаться на месте», а общение со страховой – уже их ума дело. Такие «похоронные агенты» вовсе не выглядят как «братки» из 90-х: как правило, это хорошо одетые молодые люди, на неплохих машинах, обладающие навыками убеждения. Неопытным и/или напуганным водителям они нередко показывают документы, бумаги, доказывающие, что страховые компании занижают выплаты. Иногда представляются аварийными комиссарами. Получив согласие «клиента», они идут в суд и добиваются несуразных выплат – но, опять же, присваивают их себе. Поэтому, если произошло ДТП и некто предлагает вам наличные прямо на месте аварии – отказывайтесь, если не хотите кормить жуликов.
Проще всего обратиться к страховщику напрямую. Добросовестный автоюрист всегда действует в интересах клиента и не выезжает на место ДТП. Он сидит у себя в офисе. Если вдруг сложилась такая ситуация, что в страховой компании человека не слышат и занизили ущерб от ДТП, то тогда действительно лучше идти к автоюристу. Но к добросовестному! 

Фото: АиФ/ Фото А.Фирсова

К весне 2017 года грядут поправки в закон об ОСАГО. Чем они обернутся для автовладельцев?

Кирпичникова М.Н.: Пока ещё всё в рассмотрении, никакой закон не принят. Министерство финансов РФ сейчас предлагает несколько вариантов. Есть вероятность, что полисы будут разделены на три части по сумме возможных выплат. Первая чать – эконом – где страховая сумма будет от 400 до 500 тыс. рублей. Вторая часть – стандарт – 1 млн рублей. Третья – премиум – от 1 до 2 млн рублей. Клиент будет выбирать сам, какую страховую сумму он готов заплатить, потому что, естественно, полис будет недешёвым. Второе возможное изменение может быть связано с тем, что хотят убрать коэффициент по лошадиным силам. На сегодняшний день это как повышающий, так и понижающий коэффициент. Он идёт от 0,6 до 1,6. его хотят убрать, но при этом ввести новый коэффициент – по количеству ДТП в течение года. Самый высокий повышающий коэффициент будет проезд на красный свет и управление ТС в нетрезвом состоянии. По истечению года, когда клиент приходит чтобы продлить полис, к нему уже будут применяться коэффициенты, за безаварийную езду – понижающий. Нововведения по выплатам: на сегодняшний день клиент может выбирать – будут это наличные средства или ремонт на СТО. В 2017 году планируется всем страхователям предлагать выбрать автосалон, где он сможет отремонтировать свой автомобиль в случае ДТП, из списка. Выплаты будут только в крайних случаях, когда все станции откажутся от ремонта или машина после ДТП вообще не будет подлежать восстановлению. На сегодняшний день у нас мало клиентов, желающих отремонтироваться на станциях, с которыми мы работаем. Не все знают о такой возможности.

Фото: АиФ/ Фото А.Фирсова

Возвращаясь к вопросу о доступности полисов ОСАГО: почему у офисов многих страховых компаний до сих пор стоят очереди автовладельцев?

Кирпичникова М.Н.: Возможно, это маленькие страховые компании, где недостаточно штата. Сидит один менеджер, который оформляет полисы. Естественно, если придут одновременно пятнадцать человек, то он их быстро не обслужит. На оформление каждого полиса нужно около 20 минут. Если речь об АСКО, то пошли массовые потоки на продление полисов, кроме того, есть ведь и новые клиенты. Но, на мой взгляд, проблемы с очередями уже не должно быть благодаря «Единому агенту РСА». 

Со всеми возможными изменениями стоимость полиса ОСАГО опять вырастет?

Кирпичникова М.Н.: Она вырастет, но это пока тоже на уровне предположений. Причём стоимость вырастет для тех людей, которые плохо ездят на дорогах, у кого часто случаются ДТП. 

Если оказалось, что полис – поддельный, что делать?

Жаппаспаев Т.С.: Обязательно обратитесь в полицию с заявлением, что против вас были совершены мошеннические действия. Продажа человеку полиса без оповещения о том, что тот поддельный, – это уголовно наказуемое преступление, подпадающее под действие статьи 159 УК РФ «Мошенничество».

Кирпичникова М.Н.: С другой стороны автовладелец ведь тоже виновен в том, что купил этот полис. Проще пойти и застраховать автомобиль заново, только уже у официальных страховщиков.

 

Смотрите также: