«ТЕМП». Как решить проблему кадров для реального сектора экономики?

фото Александра Фирсова / АиФ

На Южном Урале, где сосредоточено много промышленных предприятий, ситуация с подготовкой квалифицированных кадров для экономики региона уже давно напряжённая. Именно поэтому и. о. губернатора Челябинской области Борис ДУБРОВСКИЙ поставил задачу в ближайшем будущем решить эту проблему, хотя понятно, что процесс займёт несколько лет.

   
   

Уже готов соответствующий проект с необычным названием - «ТЕМП».

Специалисты без навыков

- В Стратегии развития Челябинской области мы поставили перед собой две ключевые задачи - увеличить в два раза валовой региональный продукт и увеличить производительность труда. Но прекрасно понимаем, что без подготовленных кадров этих целей не достичь, - уверен Борис Дубровский. - Именно поэтому мы должны выстроить такую систему образования, которая будет готова к реализации этих задач. С одной стороны, Южный Урал - один из лидеров в стране по качеству образования, это бесспорно. С другой - очень часто я слышу, что бизнес, представители предприятий недовольны теми специалистами, которые приходят к ним после выпуска из образовательных учреждений. Они не имеют навыков, необходимых на предприятии, у них нет практического опыта. А у ректоров есть претензии к уровню абитуриентов, которые приходят к ним после школ.

Дубровский отметил, что и сам сталкивался с такими проблемами, будучи руководителем Магнитогорского металлургического комбината:

- Не было дефицита в инженерных кадрах, но при этом остро не хватало специалистов рабочих профессий.

Глава региона убеждён, что проблема требует кардинально нового решения. Именно поэтому он пригласил для обсуждения представителей регионального министерства образования, вузов и учреждений среднего профессионального образования, а также экспертов - признанных авторитетов в образовательной сфере.

Проблема давно известна - тенденция появилась ещё в конце 80-х - начале 90-х, а сейчас мы пожинаем её плоды. Всё большее количество выпускников предпочитает непыльную работу в офисе - в результате переизбыток юристов, экономистов, бухгалтеров, о котором все наслышаны. Такой перекос на рынке труда создаёт реальные препятствия для развития экономики.

   
   

Занятия будут бесплатные

Ответить на этот вызов должен проект «ТЕМП», разработанный в региональном минобре. Название расшифровывается следующим образом: «Технологии + Естествознание + Математика = Приоритеты образования». В программе выделены четыре организационно-управленческих блока: Т - требования времени; Е - единство целей и задач; М - мотивация и стимулирование; П - пути решения и приоритеты деятельности.

- Эта программа позволит подготовить кадры для реального сектора экономики, причём речь идёт как об общем, так и о дополнительном образовании, - рассказывает министр образования и науки Челябинской области Александр КУЗНЕЦОВ. - Пока, к сожалению, у детей недостаточно высокая потребность изучать научно-технические и естественно-научные дисциплины. Необходимо формировать эти потребности ещё в раннем школьном возрасте, когда ребёнок только начинает понимать свои интересы. А не в старших классах, как сейчас, когда зачастую выбор уже сделан. Акцент делаем на развитие детского технического творчества. Пока им занимается не более 10% ребят, что, конечно, крайне мало. Развивать это направление будем на базе школ и учреждений среднего профессионального (профессионально-техническим оно было во времена СССР) образования.

К августу по поручению главы региона проект будет доработан до программного документа, с заложенными индикативными показателями и конкретными мероприятиями по достижению намеченных целей. Так что уже со следующего учебного года программа заработает. Будут задействованы многие структуры, потребуется и серьёзное финансовое обеспечение, чтобы подготовить не только материально-техническую базу - помещения, оборудование, но и кадровый состав.

- Занятия, разумеется, будут бесплатными, - продолжает министр. - Проект серьёзный, меняется сам подход: как известно, за систему дополнительного образования будут отвечать уже не муниципалитеты, а государство в лице областных властей. Мы понимаем, что заставлять детей бессмысленно - надо продемонстрировать, что выбор в пользу технического творчества, соответствующих специальностей - это и интересно, и перспективно в свете будущего трудоустройства. Насколько я знаю, подобной комплексной программы в стране пока нет, так что Челябинская область будет первопроходцем. Мы планируем материально стимулировать и педагогические коллективы, чтобы дети делали выбор в пользу технических специальностей не только в вузах, но и в учреждениях среднего профессионального образования.

Долгосрочный проект

В реальном секторе экономики инициативу областных властей только приветствуют. Здесь не понаслышке знают, как сдерживает развитие производства дефицит кадров. Ведь на южноуральских предприятиях до сих пор трудятся люди, которые начинали работать ещё в годы войны! Так, рабочий стаж мастера по ремонту оборудования завода «Челябинскстальконструкция» Якова КЕХТЕРА насчитывает 70 лет. Рабочему уже более 90 лет, но он по-прежнему приходит на завод и учит молодых.

- Если сравнивать рабочих поры моей молодости, времён СССР, и нынешних, то это просто день и ночь! - говорит старый рабочий. - Сейчас молодёжь любые причины ищет, чтобы не работать. Придут, нахватаются каких-то знаний и увольняются. Прежде каждый новичок уже имел готовую специальность, ему надо было всего пару-тройку советов дать, показать, что к чему. А сейчас приходят - ничего не умеют!

В среде работодателей надеются, что проект действительно позволит совершить прорыв.

- Однажды меня пригласили в попечительский совет родного аэрокосмического факультета, и я сразу спросил: в чём конкретно нужна поддержка факультету? Мне ответили: замена окон, ремонт классов. Но извините, это дело вуза, а я хочу видеть горящие глаза будущих ракетчиков, инженеров, участвующих в реальных проектах, - считает председатель совета директоров ОАО «Челябинский завод «Теплоприбор», депутат областного парламента Константин ЗАХАРОВ. - Знаю, что во Дворце пионеров есть секция «Лего», но это - не игрушки, ребята со школьной скамьи участвуют в настоящих исследованиях. Образование ради образования нам не нужно. Проект и заказ должны быть долгосрочными, чтобы у выпускника был профессиональный лифт на всю жизнь, чтобы он обеспечил и себя, и семью, и славу Родине. А для этого и у Родины должны быть долгосрочные программы. Если эту задачу решат, то будет просто супер!

Кстати, при обсуждении проекта тема долгосрочности поднималась не раз. Директор челябинского Дворца пионеров и школьников имени Крупской Игорь ИОГОЛЕВИЧ заметил, что школа не должна готовить специалистов, которые требуются именно сейчас, так как требования меняются порой быстро - важно видеть перспективу:

- Те 15 лет, что пройдут от поступления ребёнка в первый класс до получения им профессии, - это целая эпоха. Главное, по моему мнению, чтобы школа воспитывала и формировала в ребёнке системное мышление, тягу к труду.

Глава региона разделяет эту позицию.

- Гораздо важнее сформировать навык, мотивацию на саморазвитие, определённую жизненную позицию, чем пытаться угадать потребность в кадрах через 15-20 лет, - заключил Борис Дубровский. - Последний мировой кризис многим напомнил, что надо жить в реальности, в реальном секторе экономики. И те цели, которые поставлены в Стратегии, сводятся, по сути, к одному - Челябинская область должна стать зоной опережающего развития, причём за счёт собственных ресурсов. И для достижения этой цели мы должны подготовить людей, которые будут сориентированы на производство и созидание.

Смотрите также: