Сможем экономить? Генеральный директор Уралэнергосбыта - о тарифах и планах

Александр Батраков. © / Уралэнергосбыт

   
   

1 июля состоялся переход потребителей электрической энергии Челябинской области к новому гарантирующему поставщику (ГП) – ООО «Уралэнергосбыт». О нашумевшей процедуре смены гарантирующего поставщика, цене за электроэнергию и планах компании рассказывает генеральный директор «Уралэнергосбыт» Александр Батраков.

- Александр, можно ли уже говорить о том, что смена гарантирующего поставщика прошла успешно?

Александр Батраков: Пока рано подводить итоги. Несмотря на то, что с 1 июля мы приняли на обслуживание всех потребителей Челябинской области, работа в этом направлении продолжается. Становление новой компании - большой и трудоёмкий процесс, еще многое предстоит сделать. Мы планируем повышать качество обслуживания, расширять сеть наших офисов, каналов коммуникации, сделать взаимодействие с компанией для потребителей проще и доступней. Кроме этого, продолжается договорная кампания, по закону юридические лица должны подписать соглашение с ГП в двухмесячный срок. Мы проводим разъяснительные мероприятия, встречаемся с физическими и юридическими лицами, чтобы ответить на все вопросы и сделать этот переход максимально незаметным для всех участников. В августе южноуральцам будут выставлены первые счета за электроэнергию, и только после того как мы закроем первый расчетный период, можно будет подводить предварительные итоги.

- С 1 июля произошел существенный рост тарифов на электроэнергию для юридических лиц. Связано ли это со сменой ГП, и какой процент в конечной стоимости киловатта принадлежит гарантирующему поставщику?

- Рост цены на электроэнергию не связан со сменой гарантирующего поставщика, эти события просто совпали по времени. Даже если бы поставщик остался прежним, цена за киловатт все равно бы выросла, так как утверждена еще в декабре прошлого года. Здесь нужно пояснить, что стоимость электроэнергии формируется из трех частей: производство, транспортировка потребителю и сбыт. Как вы понимаете, львиная доля цены – производство электроэнергии, это 40-60 процентов стоимости киловатт-часа. Она зависит от конъюнктуры рынка и не регулируется государством. Вторая составляющая - транспортировка или услуги сетевых компаний. Эта часть, напротив, полностью регулируемая и составляет от 30 до 50 процентов в конечной цене. Последняя составляющая – сбытовая надбавка. Ее вклад в общий котел не более 10 процентов. В среднем сбытовая компания получает около 5 процентов конечной стоимость киловатта. Это средства, необходимые для обслуживания потребителей. Они позволяют сбыту содержать инфраструктуру, производить корректные начисления, собирать оплату и осуществлять последующие расчеты с генераторами и сетевиками. Так что вклад сбытовой компании самый минимальный из всех участников.

- Однако челябинский бизнес обеспокоен расчетом сбытовой надбавки с помощью «эталонной системы», в чем суть противоречий?

   
   

- Челябинская область перешла на эталонную систему еще в январе прошлого года, тогда это не вызвало вопросов. Напротив, одним из неоспоримых плюсов этой методики называли тот факт, что юридические лица наконец-то получили более прозрачное тарифообразование в части сбытовой надбавки. Несколько лет назад надбавки по регионам могли отличаться в десять раз, теперь такого уже нет. На мой взгляд, новая схема гораздо прозрачнее. Если раньше при формировании тарифа учитывались фактически понесенные поставщиком затраты, которые можно было необоснованно раздувать с целью увеличения тарифа, то сейчас это не принимается в расчет. Гарантирующий поставщик в регионе не может повлиять на установленную сбытовую надбавку и, соответственно, на цену электроэнергии, она устанавливается на федеральном уровне. Суть беспокойства в том, что одновременно с Челябинской областью в один кластер для определения эталонов попали такие города, как Екатеринбург и Казань. Бизнес обеспокоен тем, что уровень заработных плат в них несколько выше, чем в Челябинске. Однако я хотел бы заметить, что регулятор рассматривает не города, а области целиком, и здесь, согласно официальным данным Росстата, большого разбега по заработным платам нет. Челябинская, Свердловская область и Татарстан примерно равны, кроме того, в эту же группу входит Самарская и Новосибирская области, которые тоже сопоставимы по уровню дохода граждан. Да и в целом, согласно логике расчетов регулятора, средняя заработная плата - не единственный фактор для распределения по кластерам, помимо нее, учитывалась территориальная удаленность потребителей, развитость логистических систем, социально-экономические условия и многое другое, что делает эти регионы схожими по своим возможностям.

- Что, по вашему мнению, тогда следует делать бизнесу, чтобы снизить стоимость электроэнергии, и реальны ли требования предпринимателей заморозить цены на все ресурсы?

- На мой взгляд, ситуация в Челябинской области по сравнению с другими регионами в целом позитивна для потребителей. Особенно бизнеса. Южный Урал стабильно входит в двадцатку регионов с самыми низкими в стране тарифами для юридических лиц. Крупных энергоемких производств в регионе на самом деле не так много, для остальных стоимость электрической энергии не самая весомая статья затрат. Гораздо больше на бизнесе сказывается стоимость прочих ресурсов, например, топлива, уровень развития экономики, покупательская способность и многое другое. Что касается заморозки стоимости всех ресурсов, эта возможность кажется мне крайне призрачной. Со временем все растет в цене, обратная динамика здесь маловероятна. Следует искать другие механизмы снижения нагрузки, такие как оптимизация производства, управление собственным энергопотреблением и внедрение энергоэффективных технологий. Сегодня об этом задумывается очень маленький процент бизнеса, электричество всегда было дешевым, его не привыкли экономить. Да, внедрение подобных технологий требует определенных вложений, зато в перспективе может дать существенное конкурентное преимущество и развитие. Многие предприниматели привыкли работать по старинке, но изменяющиеся условия рынка вынуждают нас искать новые способы и подходы к ведению бизнеса и от этого уже не уйти. Мы со своей стороны готовы оказывать консультационную поддержку бизнесу, рассказывать о действенных инструментах достижения экономии.

Смотрите также: