Все соглашаются с тем, что Южный Урал по природным красотам не уступает зарубежным курортам. Все соглашаются, но при этом продолжают покупать путёвки в Турцию и на Гоа. Кто же мешает развивать туристический ресурс нашего региона - чиновники, бизнесмены или кто-то ещё? Об это мы беседуем с президентом Челябинской ассоциации туристических организаций Людмилой Мосиной.
Отель - это ещё не всё
- Могут ли на самом деле наши курорты составить конкуренцию зарубежному отдыху или всё это пока сплошные декларации?
О чём говорить, если координационный центр не собирался уже два года. По идее, надо бы приглашать представителей всех министерств, так как это комплексная проблема: если развиваем туризм, то нужно решать проблемы дорог, газа, прочей инфраструктуры.
- Может, государство здесь и не должно играть первую роль, а сосредоточиться надо на инвестициях?
- Инвестиционный фонд как раз работает активнее всех. Расчёт такой: половину средств вкладывает область (главным образом в инженерную инфраструктуру), половину - инвестор. Рассмотрели уже около 70 проектов, а утверждены ориентировочно десять. Так что подвижки есть: стали, например, выделять деньги на специализированные выставки. Но и у собственников нередко можно встретить ошибочный подход. Построит, скажем, собственник отель, а затем создаёт турфирму, чтобы туда путёвки продавать. А о том, что будет вокруг, зачем вообще люди в этот отель поедут, он не думает.
Каждый сам за себя
- Не только иностранцы, но и приезжие из столичных городов жалуются, что у нас беда с кадрами: нет нормального персонала в отелях, ресторанах. Это правда?
- К сожалению, да. С кадрами ситуация очень плохая. Подготовленный персонал встретить крайне трудно. Наших людей уже приучили к мысли, что клиенту надо улыбаться, но от этой привычки до подлинной технологии обслуживания ещё далеко. Вот и получается, как в рекламе: «Чувствую, будто за рубежом, но всё равно дома».
Всё строится на самообразовании. Профессиональных гидов нет вообще! У нас нет ни одного лицензионного учреждения по переподготовке гидов. Осталось не более четырёх человек, что называется, старой закалки, но им в силу возраста не только работать, но и преподавать тоже тяжело. Поэтому мы сейчас вынуждены отправлять гидов на переподготовку в Санкт-Петербург.
- А есть ли регионы, которые в плане развития туризма могут быть для нас примером?
- Далеко ходить не надо, это Свердловская область. Там выделяются на эти цели значительные средства, активно привлекают малый бизнес. У нас же у предпринимателей зачастую совсем мало информации по проектам, каким-то льготам. Немало случаев, когда много земли приобрели, а чтобы обустроить её, не хватает оборотных средств. Так почему бы пока там не организовать детский лагерь - хотя бы временный, палаточный? Эту работу никто не ведёт. К тому же за четыре месяца сезона у нас бизнесмены хотят заработать за весь год. И технологически мы, конечно, отстаём.
- Кстати, о технологиях. Говорят, что запускают интернет-портал, где будет собрана вся информация о туристических ресурсах области.
- Много вопросов к работе этого портала. Нет полной ясности, как он будет функционировать. Вручную они будут вбивать информацию от каждой гостиницы? Или как? Надо ведь всё сделать в едином стиле и чтобы обновление информации было максимально оперативным. Если система заработает, прибавка клиентов будет гигантская.
Но проблема в том, что собственники боятся нос высунуть. Каждый сам по себе. Подспудно у каждого сидит страх и опасение иметь какие-либо дела с государством. Это сказывается и на ситуации с санаториями. Их у нас осталось два-три. Сначала загубили систему, теперь пытаемся возродить. Но и в этом случае собственники очень осторожничают, предпочитая действовать в одиночку.
Пещерный урок
- По вашему мнению, почему у нас не приживается американский вид внутреннего туризма? С наймом кемперов и трейлеров, широкой сетью кемпингов.
- У нас много охраняемых территорий. С одной стороны, это плюс. Но с другой - трудно найти компромисс с руководством этих территорий, чтобы создать маршрут, интересный туристам. Ещё один вопрос - стоянки, которые должны быть оборудованы водой, светом, подведённой канализацией. Вообще-то это самая подходящая ниша для малого бизнеса. Но в реальности его в сферу туризма не допускают.
Вот вам пример. Есть у нас всемирно известная Игнатьевская пещера, но туда можно попасть только пешком, причём тропинки совершенно не оборудованные. Мы водили туда иностранцев, и они постоянно у нас спрашивали: «Почему тропинки камнем не выложили? А почему нет места, где руки можно помыть?» И так далее. И ни на один из этих вопросов нет ответа. К тому же полная неразбериха: кто-то может туда возить туристов, кто-то нет. Я считаю, что все должны иметь такое право!
- То есть и в туризме неразбериха и волокита создают те же проблемы, что в других сферах?
- Разумеется. Бюрократическая машина действует очень медленно, особенно в том, что касается выделения земель. На озере Курочкино один бизнесмен строит отель, вложил уже 2 млн рублей и только сейчас смог оформить все документы - весь процесс занял у него три года!
- Знаете, в Америке меня поражает то, что чуть ли не в каждой деревне там могут создать маленький музей и привлечь туристов.
- Верно. И куда ближе, в Свердловской области, идеи для музеев, туристических объектов буквально из пальца высасывают. У нас же некий предприниматель собирался создать посёлок золотодобытчиков - пытался, старался, но в итоге построил на этом месте обычный коттеджный посёлок. Это оказалось более выгодным делом.
А ведь такие музеи могли бы придать импульс многим небольшим городам и даже сёлам. Ведь сейчас очень популярен экологический туризм. Люди скучают по чистому творогу, мёду. Так почему бы рядом с различными музеями и подворьями не устраивать ярмарки, рекламировать их? Главы муниципалитетов должны быть в этом заинтересованы. Областные структуры опять же должны поддерживать такие шаги, координировать их, распространять информацию.
- Пока не очень получается?
- Подход нужен другой. Вот в Свердловской области управление туризма подчиняется министерству экономики, а у нас - министерству культуры. У них экономика, а у нас эмоции. Печально, что нет заинтересованности. Однажды приехал из Швеции эксперт с предложениями по развитию промышленного туризма в Сатке. Я там была - красота действительно невероятная, особенная! Так эксперта чиновники послушали-послушали - и всё. Никто не задал даже ни одного вопроса, ни высказал ни одного предложения. Вот такой интерес.
Смотрите также:
- В поисках «Сколкова»: наскольно реален российский инновационный проект? →
- Челябинск - столица российского садоводства! →
- Бизнес-дилетанты →