Как расти малому бизнесу? Пенсионеров и школьников зовут в предприниматели

Не так давно появилась тревожная статистика: индивидуальных предпринимателей на Южном Урале становится всё меньше. Областные власти надеются, что изменить ситуацию поможет проект «Территория бизнеса», который работает по принципу «единого окна».

   
   

Где малому и среднему бизнесу взять деньги, если отказывают банки, и как маленькой фирме пробраться на рынок Китая? Могут ли стать бизнесменами школьники и пенсионеры? И верно ли, что первые МФЦ появились за границей ещё 50 лет назад?

Об этом и многом другом мы беседуем с директором Фонда развития малого и среднего предпринимательства Челябинской области Артуром Юсуповым

Куда вести госмашину

Эльдар ГизатуллинВы говорили, что намерены работать с предпринимателями самого разного возраста, чуть ли не со школьного возраста. Каким образом?

Артур Юсупов: Разумеется, мы вовсе не собираемся взять к себе школьника и поставить ему задачу: через две недели, мол, ты должен открыть своё дело! Это больше похоже на профориентацию. Мы объясняем, что ты можешь не пойти после окончания вуза маркетологом на завод, а организовать агентство, не пойти врачом в больницу, а открыть свой кабинет. Проводим игровые тренинги, простейшие бизнес-монополии, где воссоздаются ситуации «предприниматель и государство», «предприниматель и клиент», проводим встречи школьников с бизнесменами, на которых они рассказывают, как начинали и развивали дело.

Понимаете, молодёжь сейчас хочет работать в госкорпорациях, а мы хотим изменить эту ситуацию и разъяснить: ты можешь быть более успешным как бизнесмен, а не как госслужащий.

- А были ли примеры, когда школьник открывал своё дело?

   
   

- Да. Один из наших юных посетителей собирался открыть хостел, но потом, правда, изменил планы и выбрал менее хлопотный бизнес - открыл агентство по продвижению сайтов. Среди студентов тех, кто занимается бизнесом, гораздо больше. В конце концов, это всегда было. Например, рефераты за деньги - это ведь тоже бизнес.

- Интересно, а можно ли вовлечь в предпринимательство пенсионеров, тем более что экономисты говорят о неуклонном сокращении трудоспособного населения?

- У пенсионеров мышление уже сформировано, поэтому их сложнее вовлечь в бизнес. Хотя у нас на образовательной программе «Азбука предпринимателя» было несколько пенсионеров. Возможности Интернета вряд ли их заинтересуют, но бизнес ведь разный. Приходит немало изобретателей, представителей ещё советской науки - спрашивают, можно ли заработать на их идеях и разработках. И среди подобных идей действительно немало таких, которые могут принести прибыль.

- И бизнесменов среднего возраста, и пенсионеров, думаю, особо беспокоит коррупция, перед которой особо уязвимы индивидуальные предприниматели и небольшие предприятия.

- Считаю, что надо всё больше уходить в режим онлайн: чем меньше будет человеческого фактора, тем меньше коррупционных рисков. Вот куда надо вести государственную машину.

Что заменит субсидии?

- В своё время в качестве одной из проблем малого и среднего бизнеса вы называли недопонимание систем господдержки. В чём главные причины проблемы и как решить этот вопрос?

- Думаю, нам удалось решить эту проблему, которая заключалась в том, что было много институтов поддержки малого и среднего бизнеса, которые создали в разное время - у каждого свой адрес, сайт, свои оценки заявок и требования. Поэтому в прошлом году и появился Фонд развития малого и среднего предпринимательства, а затем и многофункциональный центр «Территория бизнеса», работающий по принципу «единого окна». Челябинская область, кстати, стала первым регионом, где реализовали подобный проект.

Главное в том, что система стала понятной. Достаточно ввести на нашем сайте ваш ИНН, и вам выдадут программы, которые подойдут вашему бизнесу. Можно оставить заявку в режиме онлайн, и специалист перезвонит предпринимателю. Всего у нас 300 услуг. Действуют единый номер, общение через соцсети и чат. Есть и образовательные программы для предпринимателей и тех, кто ими хочет стать. К примеру, «Азбука предпринимателя» для новичков и «Школа предпринимательства» для тех, кто уже в бизнесе.

- Без средств завянет любое дело. Знаю, что для предпринимателей собираются запустить систему микрофинансирования. Аналогичная система для населения постоянно становится объектом критики. Не повторится ли ситуация в случае с бизнесом?

- Здесь только названия похожи. Микрофинансовые организации, которые выдают кредиты населению, устанавливают огромные ставки, так как не требуют залога, закладывают в свои проценты все риски, так как работают с людьми, испытывающими денежные затруднения, людьми, которые не пойдут в банк, зная, что им там, скорее всего, откажут.

Мы же работаем с предпринимателями - согласитесь, это другая категория. И условия тут выдвигает государство, а не какой-то непонятый частный учредитель. Мы выдаём предпринимателям деньги по ставке 10% годовых. Если человек возьмет, к примеру, 1 млн рублей, то отдаст через год, учитывая ежемесячное уменьшение задолженности, всего 1,06 млн рублей. Маржа здесь заложена нулевая. Есть цель - поддержать кредитами малый и микробизнес, который банки кредитуют не так охотно.

- Такие кредиты, получается, замена грантам, которые отменили с недавних пор?

- Верно. В регионе отказались от грантов и субсидий для малого и среднего бизнеса, пока оставили эту возможность только для моногородов. Денег ведь всё меньше, и если продолжать выдавать гранты и субсидии, однажды можно столкнуться с тем, что услышишь: «Извините, денег больше нет». А микрофинансирование позволит набирать капитал, пускать его в оборот и без привязки к бюджету. Мы уже получили более 400 заявок. Подчеркну, нет тут такого - кто первый обратился, тот и получит кредит. Всё зависит от содержания заявки. Думаю, уже ноябре начнём выдавать первые кредиты.

Не знаешь язык? Не проблема!

- Есть ли какие-то действенные меры поддержки малого и среднего бизнеса, которые используются за рубежом, но у нас они по тем или иным причинам пока не задействованы?

- А мы изучаем не только зарубежный, но и российский опыт. У нас ведь есть регионы-лидеры в этом плане, к примеру Татарстан, Москва. Ездили в Казахстан, Беларусь, на расстоянии присматривались к Южной Корее и Сингапуру, которые можно назвать образцами в плане поддержки малого и среднего бизнеса.

Весь набор поддержки у нас есть. Это и государственные гарантии, и льготные кредиты, и бизнес-инкубаторы (последние в Европе очень популярны). Другое дело, что у нас многое ещё не так развито. Гарантийный фонд в Южной Корее работает с 1976 года. Так что пока мы не на равных, конечно.

- Вы однажды заявили, что малый и средний бизнес можно активнее вовлекать в экспорт. Неужели, скажем, маленькая фирма по выпуску продуктов питания может продавать свои изделия за рубеж?

- Барьеров у небольшой компании или предприятия для выхода на внешние рынки много: незнание языков и таможенного законодательства, рынков сбыта. Поэтому у нас в регионе создали Центр поддержки экспорта. Там можно заказать маркетинговое исследование рынка интересующей страны, войти в бизнес-миссию, пройти необходимое обучение. Представителю малого и среднего бизнеса зачастую сложно собраться на какую-либо выставку, например, в Китае, но можно присоединиться к делегации от центра.

- А можно ли сказать, какая продукция наших небольших предприятий может быть востребована в той или иной стране?

- Направления для экспорта достаточно разнообразны. Можно выделить экспорт металла, продуктов питания, продукции машиностроения.

 

Смотрите также: