Кому, как не победителю реалити-шоу для начинающих предпринимателей, знать, что мешает, а что помогает малому бизнесу вырасти в динамичное производство?
Челябинский предприниматель Виталий Обрываев стал финалистом такого шоу. Он был и руководителем ресторана, и грузчиком, разливал напитки в саду. Начинающим предпринимателям советует использовать все выгоды импортозамещения, быть смелыми, а когда надо, и наглыми, а также верить, что до золотых россыпей порой можно докопаться, ударив в тысячный раз лопатой.
По аптекарскому рецепту
Эльдар Гизатуллин, «АиФ-Челябинск»: Есть мнение, что в бизнес, в том числе и малый, приходят, когда надоедает «работать на дядю». У вас было так же?
Но оказалось, что на родине мои казахстанские заслуги никого не впечатлили, я был вынужден менять несколько мест, а одно время даже работал грузчиком в одной из торговых сетей. Помню, был случай, когда все в магазине забегали - мол, приезжает большой начальник. Наконец приехал. Я смотрю - вроде знакомое лицо. Это оказался мой знакомый, с которым мы когда-то вместе официантами начинали. Он меня тоже узнал, удивился. Но не стал задавать вопросов. Для меня ситуация была, конечно, некомфортная, но в своей работе я ничего зазорного не видел - надо же было семью кормить.
- Но в итоге всё-таки решили не зависеть от кого-то?
- Да, но это не было каким-то внезапным решением. Меня наконец позвали на работу в ресторан. Правда, дела там шли плохо. Постепенно освоился и начал предлагать свои варианты, что можно сделать за пределами ресторана. Знаете, обычно говорят, что спрос рождает предложение. Но тут был случай, когда мы с товарищами решили сами породить спрос. Возможно, с этого тоже начинается бизнес. Решили производить имбирный эль. Это не пиво, как многие думают, а скорее сидр. Более ста лет назад его придумал в США аптекарь Томас Кэнтралл. Напиток изначально предназначался для поддержания иммунитета. А потом его стали раскупать и беременные женщины, так как он хорошо снимал токсикоз, а во время полёта в самолёте помогал избавиться от тошноты. Бизнес начали, что называется, по-русски - без документов, все договорённости держались на честном слове. Продуктов требовалось не так много: вода, сахар, лимон, имбирь, дрожжи. С дизайном упаковки помогла девушка-дизайнер. Раскручивались постепенно, но много не хватало. И когда я узнал о реалити-шоу для начинающих бизнесменов, решил попробовать.
Три миллиона? Не надо!
- Большую пришлось выдержать конкуренцию? Много у нас начинающих бизнесменов?
- На кастинг пришло 500 человек. Потом было несколько этапов, на последнем из 40 претендентов выбирали 12, которые потом и боролись за победу. Моей задачей было выйти в народ, засветиться. Проект шёл два с лишним месяца, и всё это время надо было не только участвовать в конкурсе, но и работать. Несколько раз я буквально сбегал на конкурс, хотя партнёры были этим недовольны.
В итоге удалось выйти в финал. Призом был сертификат на 3 миллиона рублей, но это не значит, что победитель получает деньги на счёт. Эту сумму можно получить от инвестора под бизнес-проект. Мы подумали-подумали и решили пока обойтись своими средствами. Главным достижением я считаю то, что нас стали узнавать не только в Челябинске, но и в Екатеринбурге, покупатели появились в Новосибирске, Липецке, Воронеже. Так что и для малого бизнеса, который начали с нуля, есть шансы вырасти за пределы региона. Я ушёл из ресторана. Мы смогли даже войти в розницу, хотя есть мнение, что малому бизнесу войти в крупные торговые сети очень сложно.
- Разве это не так? Говорят, сети требуют большие деньги за место на полке.
- Ситуация везде разная. Очень влияет даже отношение людей: случается, что просто настроение у человека плохое, и от сети следует отказ. Есть такие, которые вроде обеими руками за, но им почему-то постоянно некогда. В одном из магазинов с нас попросили 100 тысяч рублей за бутылку на полке! В Казани в одной из престижных сетей запросы гораздо ниже - всего 2 тысячи рублей за единицу товара на полке.
Но могу сказать, что мы практически бесплатно зашли в один из самых известных магазинов в Челябинске, где продают эксклюзивные продукты. Нам никто не верил, что получится. А мы просто пришли, предложили - и наш эль приняли. Так что определённая наглость может принести результат. Если открывается какая-то дверь, то вскоре откроется и следующая.
- А какие трудности пришлось преодолевать? Что чаще всего мешает у нас малому бизнесу?
- Трудностей было предостаточно. Когда мы ушли из ресторана, элементарно стало негде работать. Благо стояло лето, так мы разместились в саду - разливали эль там. Позднее нашли помещение у знакомых - работали спина к спине с другими поварами. Наконец один из поклонников нашего напитка сдал помещение с большой скидкой. А местный Кулибин пообещал нам создать более производительное оборудование - так вот и работаем. А мешает малому бизнесу то, что всё-таки много ещё бюрократии. Есть, конечно, гранты, но их выделяют достаточно редко. В соседнем Екатеринбурге в этом плане проще, у нас же на поиск финансов и оформление бумаг уходит гораздо больше нервов.
Похудеть и разбогатеть
- Получается, что вся надежда на каких-то знакомых, на то, что повезёт и очередной смелый, а то и наглый шаг даст результат?
- Нет, почему же? Есть, например, школа молодого предпринимателя, которую я, кстати, прошёл. Она бесплатная. Там помогают разобраться в своей идее, всё просчитать: где купить, как, кому продать. У меня знакомый, шеф-повар, пришёл в такую школу с бизнес-планом, который требовал 4 млн рублей вложений. Но оказалось, что он плохо посчитал: после того как ему помогли в школе, сумма выросла уже до 6,5 млн рублей. Многие представители малого бизнеса, к слову, плохо просчитывают свои действия.
Ещё одна возможность - так называемые маркеты, дизайнерские ярмарки. Там выставляют свои предложения, причём очень много пищевиков. Это отличные площадки именно для малого бизнеса. Можно найти партнёров, с которыми можно договориться о скидках, долговременном сотрудничестве. Причём желательно ездить на маркеты в разные города - в Екатеринбург, Казань.
- Политика импортозамещения помогла вам развить производство? Ведь как раз пищевая промышленность, если верить экспертам, выиграла от неё в первую очередь.
- Тут важно, о каком бизнесе идёт речь. Я знаю, что в одной очень крупной пищевой компании произошёл спад. Она охватила весь рынок и оказалась уязвимой к колебаниям, падению спроса. А у нас, наоборот, рост, потому что мы далеко не весь рынок охватили, нам ещё расти и расти. Хотя по сравнению с крупными предприятия- ми есть свои уязвимые места - высокая себестоимость, низкая автоматизация производства.
И при импортозамещении можно пользоваться теми же инструментами для развития малого бизнеса, которые действуют на Западе. У нас тоже многое уже есть, просто не так развито. Например, платформа boomstarter - это когда собирают деньги под конкретную идею, а потом делятся доходами с теми, кто сделал свой вклад. И чиновники зачастую не всегда становятся только преградой - и от них можно услышать дельные советы. Так, в региональном министерстве экономического развития нам посоветовали: мол, клюйте мозг каждому, старайтесь изменить отношение к вашему напитку - постепенно, но постоянно.
- А что бы вы сами посоветовали тем предпринимателям, которые готовы опустить руки?
- Это как с девушками, которые решили похудеть. Главное - желание. И упорство, разумеется. Причём упорство на каждом этапе. Есть такая картинка. Копает-копает человек землю в поисках клада. Вырыл уже огромную яму. И вот, когда до груды золота остаётся лишь тонкая перемычка, человек устаёт, отчаивается и уходит. Я же пока не докопаюсь, не успокоюсь. И другим тоже советую придерживаться того же принципа.
«АиФ-Челябинск» в социальных сетях:
Twitter аккаунт; страница ВКонтакте; профиль на Facebook.