Главное - чтоб не мешали. Почему малый бизнес вынужден защищаться от государства

В Челябинске, да и многих других городах, пивовара Илью РОЙТЕНБЕРГА знают очень хорошо. Долгое время он консультировал самые известные ресторанные сети, работал в Москве, учился за границей, а уж как обстоят дела в малом бизнесе, знает на собственном примере.

   
   

И считать, и считывать

- На всех уровнях звучат слова о поддержке малого бизнеса. А есть ли она на самом деле?

Илья РОЙТЕНБЕРГ

- Помощь нам не нужна, лишь бы не мешали! Очень много людей хотели бы заняться бизнесом, но просто боятся. Такое впечатление, что малый бизнес активно закрывается, а не развивается. Хотя, конечно, для того чтобы вести дела, надо уметь многое. Можно быть суперматематиком, но не хватит знания психологии человека. А другой многое чувствует, но не умеет считать. И в том, и в другом случае можно запросто прогореть.

- А что больше всего мешает нормально развиваться?

- Постоянные изменения в законах. Нельзя же всё время балансировать! Вот провели, например, пожарную сигнализацию. Полтора года прошло, и оказывается, что всё надо менять, иначе большие штрафы! Вроде бы такие строгие законы, а больницы и дома престарелых при этом горят синим пламенем! Или же счётчики: сначала государство заставило пивоваров их купить, а потом всё отменило. Это же издевательство! Сейчас всё это оборудование пылится на складе.

Многие бы хотели работать по закону, но просто физически и финансово не успевают следить за всеми изменениями - для этого надо просто жить в этих книжках!

- Такое положение было всегда?

- Считаю, что крылья нам подрезали в 1998 году. До этого люди ещё были настроены на созидание. Сейчас крупные компании всех поглощают. Есть ведь два вида бизнеса. Одни покупают подешевле, продают подороже. Это тоже большая работа, такие компании обязательно нужны. Но есть же производственники - те, кто что-то выпускает. Их нельзя ставить в те же условия, что и перекупщиков.

   
   

Именно в малом бизнесе появляются такие производственники, которые выпускают очень качественную продукцию. В Челябинске есть фирмы, которые небольшими партиями производят товары в разы лучше, чем те, что есть в крупных компаниях. Спрос на это есть, а значит, будут появляться всё новые и новые фирмы. Для себя я нашёл вкусную колбасу - почти такую же, которую прежде встречал только на Западной Украине (а она там реально вкусная). Недавно открыто малое производство вяленой курицы отличного качества.

Разговор с позиции силы

- Знаю, что вы с другими компаниями создали Союз пивоваров Южного Урала. Вместе легче выживать?

- Конечно. Это своего рода профсоюз, чтобы защищаться. Но чем хорошо, если мы думаем о том, как нам защищаться от собственного государства? А на телевидении, в газетах мы слышим: мол, какая огромная помощь оказывается малому бизнесу! Не знаю, для кого это всё говорится. Взять хотя бы эту глупость с ИП (с 1 января 2013 года в два раза повысились страховые взносы для индивидуальных предпринимателей, что вызвало их массовое закрытие. - Ред.). Страна же потеряла огромное количество налогоплательщиков! Сидел, скажем, дед на рынке, продавал батарейки, с каждой получал 10-30 рублей к своей пенсии - было у него небольшое ИП. Что сейчас? Да он и дальше батарейки продаёт, но, чтобы избежать грабительских налогов, закрыл ИП и ушёл в тень. Возможно, тоже платит, но не государству.

- Объединению не мешает, что вы можете конкурировать на рынке?

- Да нет на самом деле никакой конкуренции, у каждого из нас слишком маленькие объёмы. В рамках союза делимся информацией, разбираем законы, обмениваемся опытом, например, как правильно проходить всевозможные проверки. Делимся знаниями, используем знания других.

А проверяющих структур всё больше и больше. Беда в том, что предприниматель часто воспринимает госорган как карательный, первая мысль у многих: надо собирать деньги. А представители государства, к сожалению, дают повод так думать. Нередко разговаривают с бизнесменами с позиции силы. Знаете, как в одном выражении: «Ты ещё не сидишь? Это не твоя заслуга, это моя недоработка!» И вот как в таких условиях какая-нибудь семья захочет открыть своё дело? Я много знаю людей, которые собираются-собираются начать маленький бизнес, а потом послушают других, понаблюдают за действиями государства и решают: «Нет, ещё подождём».

- Неужели такое отношение повсеместно?

- Нет, конечно же, иначе вообще невозможно было работать. Бывает, что встречаешься с грамотными людьми, которые помогают, дают советы. Спасибо им за это! Но это ведь должна быть одна из основных функций всех чиновников.

«СЭС? А что это?»

- Вы неоднократно бывали за границей. Там другая ситуация?

- В Чехии вообще не знают, что такое санэпидстанция. Когда я им рассказал, в ответ было удивление: «А зачем? Если у меня всё будет плохо, ко мне просто никто из покупателей не придёт!» Хотя, думаю, какие-то контролирующие органы и у них есть. Я, кстати, считаю, что они нужны, особенно если речь идёт о здоровье человека. Иной раз вижу такую грязь на предприятиях. Бывает, в зале ресторана блестит всё, а за стойкой бара - слизь настоящая! Собственник обороняется: вы, дескать, не на своём предприятии, чтобы так орать. А я всегда буду возмущаться, если вижу подобное на пищевом производстве!

 

- Неужели ничего не меняется в том же общепите? Вроде бы ситуация другая, чем десятилетия назад.

- Меняется. Требования покупателя растут, и это замечательно, но некоторых, как говорят, могила исправит. Мы, кстати, создали ассоциацию народных дегустаторов, и это не козыряние «корочками». На самом деле стараемся, чтобы повысился уровень и сервиса, и продуктов.

Бывают и курьёзные случаи. Как-то зашли с другом в ресторан, показали удостоверения народных дегустаторов, сделали заказ. Так ждали его 50 минут! Вижу, бармен, после того как ему официантка что-то шепнула, начал кеги менять, суетиться. Значит, что-то было не в порядке. Вообще-то я никогда не пишу плохого в жалобную книгу - вместо этого стараюсь поговорить с управляющим. Вот о хорошем всегда напишу. Жаль только, что хорошее встречаешь пока редко. А так хочется увидеть работу профессионалов. В том же общепите важны все нюансы.

В одной из сетей при собеседовании с желающими стать официантами при разговоре роняют ручку и смотрят на реакцию. Если человек поднимает её быстрее уронившего, то шансы его резко повышаются. Если же нет, то понятно, что человек утруждать себя не любит, помочь другим желанием не горит, - зачем такой работник?

- Пример, наверное, из столичных реалий. Вы же долгое время проработали в Москве. Там легче вести бизнес?

- В Москве малый бизнес своеобразный, но и Москва не Россия. Легально работать малому бизнесу с выполнением всех требований и предписаний в Москве куда сложнее, а если ты производственник, то редко возможно. Может элементарно не хватить денег даже на аренду. Вот и стремятся производители за МКАД. После Москвы мне в Челябинске легко и работать, и жить. У нас удобный город для перемещений, а там или в пробках стоишь, или в чёрное окно метро пялишься. Здесь я всё успеваю: и в банк съездить, и друзей собрать. Это и есть полноценная жизнь.

Досье

Илья РОЙТЕНБЕРГ родился в Челябинске. Окончил ЧГПУ, МГУПП, высшие курсы мастеров-пивоваров для заводов малой производительности (Москва), тренинг-курсы профессиональной подготовки по специальности «управляющий рестораном» под руководством А. Шемер (Москва). Участник международных, мировых фестивалей, выставок по пивоварению. Постоянный член дегустационных комиссий.

Смотрите также: