Правда, долгое время это оставалось тайной. О создании «Кузькиной матери» вспоминали на днях в Снежинске, на мероприятиях, посвященных 50-летию покорения космоса.
Речь идет о РДС-202, с легкой руки Никиты Хрущева получившую название «Кузькина мать». Вот ее параметры: 100 мегатонн, вес 25 тонн, длина 8 метров. Вместе с бомбой создавалась тормозная система - сложное устройство весом около полутонны. Задачу решали вместе с Московским НИИ парашютостроения.
Это была уникальная по тем временам разработка. Купола и стропы запрессовывали в трубу с крышкой. Электросигнал отстреливал пиропатрон с вытяжным парашютом. Когда он наполнялся набегающим потоком воздуха, из малой упаковки выдергивались три тормозных парашюта, и только после этого раскрывался основной – 1600 квадратных метров капрона. Ткань рвалась от нагрузки.
Тогда научный руководитель и главный конструктор института Кирилл Иванович Щелкин предложили сделать в ней «дырочки». Специалисты провели расчеты, и в нужных местах ткань «выщипнули». Маленькие отверстия снимали местное напряжение и распределяли потоки воздуха. Всей разработкой парашюта занимались несколько сотен человек, естественно, в обстановке строжайшей секретности.
В 1959 году к уральским физикам обратились из КБ Сергея Королева. После некоторых конструкторских доработок система была впервые применена 12 апреля 1961 года для возвращения с орбиты первого космонавта планеты Юрия Гагарина.
Кстати, образец парашюта – такого же, как тот, что послужил для «Кузькиной матери» и для бережной доставки на землю Юрия Гагарина, можно увидеть в музее Ядерного центра ЗАТО и сегодня.
Смотрите также:
- Новый Саров. Что могут дать стране секретные «атомные» города? →
- Тайна бессмертия раскрыта! Будущее за андроидами! →
- Траекторию астероида – убийцы возможно изменить →