Не фонят и не изливаются. Старые скважины безопасны, заключила комиссия

Ведутся буровые работы. © / Людмила Ковалёва / АиФ

Старые разведочные скважины на Добровольном урановом месторождении в Курганской области не «фонят» и абсолютно безопасны для окружающей среды. Такие выводы озвучили представители специально созданной комиссии, которая обследовала территорию месторождения. С этими выводами согласились в том числе и противники добычи урана в Зауралье.

   
   

Спокойствие, только спокойствие

Напомним, что именно люди, называющие себя «общественниками» и «антиуранщиками», забили тревогу и засыпали чиновников обращениями, смысл которых сводится к следующему: в Звериноголовском районе Курганской области, где АО «Далур» (входит в Урановый холдинг «АРМЗ», горнорудный дивизион «Росатома») готовится к опытно-промышленной добыче урана, существуют около 500 скважин, пробуренных еще в конце 80-х годов прошлого века при разведке месторождения. В настоящее время они якобы самоизливаются и угрожают радиационной безопасности окружающей среды, подземных вод и протекающей рядом реки Тобол.

«Мы встретились с данными гражданами, поговорили конструктивно и обстоятельно и пришли к выводу: не будем рассуждать о том, что могло быть и что не могло быть, а выйдем и посмотрим современную реальность», – сообщил на прошедшем в правительстве Курганской области брифинге ВРИО директора департамента природных ресурсов и окружающей среды региона Андрей Саркисов.

Для обследования текущего состояния территории Добровольного месторождения была создана специальная комиссия. В нее вошли сотрудники департамента природных ресурсов Курганской области, представители АО «Далур», Курганнедра, администрации и собрания депутатов Звериноголовского района, члены ОНФ, общественный инспектор по охране окружающей среды Курганской области, а также активист движения «Курган-Антиуран» Николай Афанасьев.

Члены комиссии выехали в Звериноголовский район 18 июня. Там в период с 1987 по 1989 годы, действительно, было пробурено более 500 разведочных, технологических и гидрогеологических скважин. Но при обследовании месторождения комиссия нашла только три технологические скважины. Остальные были затампонированы в 1989-1993 гг., а прилегающая к ним территория рекультивирована еще 30 лет назад. Места бурения некоторых скважин были определены только по координатам. По мнению экспертов, это говорит о качественно проведенной рекультивации.

Те скважины, которые удалось найти, опасений не вызвали: доза гамма-излучения составляет 0,1 мкЗв/ч, что соответствует естественному радиационному фону территории и абсолютно безопасно (для сравнения: естественный фон на гранитной набережной составляет 0,2 мкЗв/ч, а в метро – до 0,4 мкЗв/ч.).

По словам генерального директора АО «Далур» Николая Попонина, итоги комиссионного исследования подтвердили собственные исследования компании, которые она заказывала после получения лицензии. Оно не выявило каких-либо радиационных аномалий в почве, а также подтвердило, что продуктивный горизонт надежно изолирован от расположенных выше водоносных слоев и их загрязнение за счет перетекания из продуктивного горизонта исключено.

   
   

«Исследования комиссии также полностью совпадают с актом проверки состояния, которая была проведена в 1992 году по результатам рекультивационных работ. Заключение такое: все замеры соответствовали нормам, скважины не фонили и не самоизливались. За прошедшие 27 лет все стало только еще лучше», – добавил Попонин.

Начальник Курганнедра Владимир Трефилов отметил, что с выводами комиссии о безопасности старых скважин согласились все ее члены, в том числе представитель «Курган – Антиуран» Николай Афанасьев, о чем свидетельствует его подпись в акте.

«Подпись Афанасьева имеется и на акте проверки от 24 декабря 1992 года. Он и тогда согласился с тем, что все там нормально, и сейчас согласился с тем, что все нормально», – добавил советник генерального директора Уранового холдинга АРМЗ Юрий Мурашко.

В режиме конфронтации

Напомним, что право на разработку уранового месторождения Добровольное АО «Далур» получило от Правительства РФ в 2017 году и сейчас готовится к этапу опытно-промышленного освоения, цель которого – подтвердить оценочные запасы месторождения и целесообразность дальнейшей добычи. Пока что здешние запасы урана оцениваются примерно в 9 тысяч тонн, и если они подтвердятся, то в перспективе именно сюда переместится центр уранодобычи в Курганской области. Сейчас он пока находится на Далматовском месторождении близ села Уксянского.

Добыча стратегического металла ведется методом скважинного подземного выщелачивания (СПВ), который специалисты называют самым экологически чистым и безопасным в мире. Чтобы добраться до продуктивного пласта, вместо рытья карьеров и шахт на месторождении бурят скважины, в которые закачивают выщелачивающий раствор на основе воды с небольшим добавлением серной кислоты. Раствор проходит сквозь пласт, «собирает» залегающий там уран, а потом его выкачивают обратно и извлекают растворенные в нем соединения урана различными химическими методами.

На действующей залежи. Фото: АиФ

По последним данным, методом СПВ сегодня отрабатывается около 60% всех урановых месторождений в мире. «Далур» был первым, кто начал применять его в России. В последние несколько лет деятельность предприятия вызывала повышенное внимание со стороны противников добычи урана в Курганской области.

И история со старыми скважинами в Звериноголовском районе – далеко не первая в этом году. Так, в апреле Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА) проводило на предприятии проверку, возможно, именно после того как представители движения «Курган – Антиуран» и связанного с ним «Фонда общественного контроля за состоянием окружающей среды и благополучием населения» предположили, что предприятие причастно к превышению уровня альфа-излучения.

Пробы, взятые на добычном полигоне, на местах хранения бурового раствора, технологической воды и бурового шлака, а также на производственных площадках не показали превышений: удельная суммарная альфаактивность в различных точках составила 0,03-0,08 Бк/дм3 при гигиеническом нормативе 0,2 Бк/ дм3.

Еще раньше, в феврале, активисты сообщали, что на территории предприятия лежат деформированные трубы со следами «уранового раствора». Информацию подхватили СМИ, и по их публикациям надзорные органы провели проверку, которая не нашла подтверждений заявлениям «антиуранщиков». А складированные трубы оказались выбраковкой, не соответствующей ГОСТу и выявленной при проведении пуско-наладочных работ.

Интересное предложение

Несмотря на отсутствие за «Далуром» задокументированных грехов, антиурановое движение продолжает довольно успешно действовать в информационном поле, каждый раз производя своими сообщениями довольно ощутимый резонанс. Например, потенциальной опасностью уранового промысла прониклись даже в соседней Тюменской области, после того как появилась информация о возможной угрозе реке Тобол. Презумпцию доверия «антиуранщикам» можно объяснить как общей радиофобией, так и привычкой людей ставить под сомнение любую информацию от официальных органов.

Снять социальное напряжение вокруг деятельности АО и вылечить радиофобию пытаются, привлекая других общественников, ученых и экспертов. Так, в апреле в Кургане состоялся круглый стол по вопросам экологической безопасности добычи урана в Звериноголовском районе, где председательствовал президент Российского Зеленого креста, заместитель председателя Общественного совета «Росатома» Сергей Барановский.

Показательно, что на этот раз приглашенным представителям движения «Курган – Антиуран» не только в очередной раз попытались доказать безопасность добычи урана и убедить в соблюдении АО всех технологий, но и предложили упомянутому выше Николаю Афанасьеву стать общественными экологическим инспектором – пройти обучение, получить доступ на предприятие и самолично проводить замеры. К удивлению, вместо того чтобы ухватиться за такую возможность, он предложение пока не принял.

Интересно, что при этом ряд СМИ региона публиковали данные о возможном получении так называемыми «антиуранщиками» финансирования из-за рубежа.

Интересно, что так называемых «антиуранщиков» не поддерживают и известные экологические организации России. По мнению представителя Российского экологического общества Марии Колчеданцевой, которые она высказала сайту «Правда Урфо», приведенные протестующими доводы основаны исключительно на личных предположениях.

Смотрите также: