Почему не забрали? На Урале расследуют смерть трехлетнего мальчика

Жители города приносят к дому погибшего мальчика цветы и игрушки. © / сообщество "Подслушано Южноуральск"

Про трехлетнего Сережу (имена главных героев публикации изменены – ред.) «АиФ-Челябинск» написал летом 2021 года. Тогда прохожий снял на смартфон малыша, спящего на обочине дороги в обнимку с игрушкой. Видео разошлось по всей России, и многие тогда говорили: ребенка надо забирать из семьи, пока не поздно. На прошлой неделе мальчик погиб во время пожара, находясь один в комнате.

   
   

Пока суд да дело

27 января в 14 часов к семье пришла соцработник. Разбудила многодетную маму Наталью, провела с ней беседу и ушла к другим подопечным. Как только представитель отдела опеки скрылась из виду, Наталья пошла в соседний подъезд за чистыми вещами (ее стиральная машинка сгорела из-за неисправной электропроводки), дверь закрыла на замок. Трехлетний Сережа и семимесячная Женя остались одни, старшей дочери дома не было. В 14:50 соседи почувствовали запах гари и набрали 112, после чего позвонили матери. Наталья прибежала и быстро схватила младшего ребенка с дивана. Пожарные приехали в считанные минуты. Тело трехлетнего мальчика обнаружили в дальней комнате.

Так выглядело жилище после пожара. Фото: ГУ МЧС по Челябинской области

Когда летом малыша нашли спящим на обочине дороги, детский омбудсмен региона высказалась против изъятия детей из семьи. Министр социальных отношений Ирина Буторина озвучила позицию своего ведомства: сначала определить ресурсность мамы, назначить ей необходимое лечение (у женщины есть особенности здоровья – прим. ред.), а если ничего не помогает, ограничить ее в родительских правах.

Очень скоро стало понятно, лечение результата не дает. 15 октября отдел опеки Южноуральска подал исковое заявление в суд на ограничение Натальи в родительских правах. Сама мама восприняла эту новость в штыки и даже написала письмо президенту.

«Летом надо было в суд подавать, сразу после этой истории с видео, - с горечью говорит начальник управления социальной защиты населения Южноуральского городского округа Вера Рябова. – А знаете, почему мы не подали? Прислушались к мнению общественности о том, что надо дать этой женщине шанс. Ей ведь неравнодушные жители нашего города даже деньги высылали на карту! А сейчас они же нас обвиняют в том, что мы бездействовали».

Состоялось четыре заседания, и всякий раз вынесение решения судья откладывала на более поздний срок.

«Мы решили так: пока идет суд, пристально наблюдать за матерью и детьми. Я вам честно говорю: ни с одной южноуральской семьей мы так скрупулезно не работали», - признается Вера Рябова.

   
   

Наша собеседница говорит, что сигнал о неисправной проводке поступил только в декабре, и сразу же к Наталье пришел электрик, поменял выключатели и розетки. Это было в комнате, которую женщина получила в качестве муниципального жилья. Но она самовольно заняла еще и соседнее помещение – общую кухню. О неисправной проводке там Наталья, по словам Веры Рябовой, не говорила. Именно на кухне и был очаг пожара.

«Мама этого ребенка не злоупотребляет алкоголем, но у нее есть определенные особенности здоровья, которые нуждаются в коррекции. Вообще мам с определенными ограничениями здоровья немало. И в основном в острый период, когда им нужна медицинская и социальная помощь, они не справляются с выполнением родительских обязанностей», - написала на своей странице в соцсети уполномоченный по правам ребенка Евгения Майорова.

Не было сигнализации

Сейчас двое детей Натальи помещены в соцучреждение. Городская прокуратура настаивает не на ограничении, а на лишении женщины родительских прав. Точку в этой истории поставит уголовное дело в отношении неустановленного лица о причинении смерти по неосторожности, возбужденное следственным управлением СКР по Челябинской области.

«Трехлетний мальчик в Южноуральске – второй ребенок в этом году, которого мы потеряли в результате пожара. Причина возгорания устанавливается. Есть две рабочие версии: неосторожное обращение с огнем и нарушение правил эксплуатации электросетей. К какому бы выводу ни пришли эксперты, важно помнить: дети находились дома одни, и это самая частая причина гибели несовершеннолетних во время пожара», - рассказал заместитель начальника Главного управления МЧС России по Челябинской области Эдуард Дорожкин.

По его словам, в мае 2021 года мать погибшего мальчика была переселена в муниципальное жилье. В предыдущем ее месте жительства стояла пожарная сигнализация, а здесь ее не было. В 2021 году областным бюджетом было выделено два миллиона рублей на приобретение и установку 12 тысяч пожарных извещателей многодетным и малообеспеченным семьям. За прошлый год датчики сработали в 21 случае и позволили спасти жизни девяти человек. К сожалению, пока существует очередь на извещатели. В ней стоит порядка восьми тысяч семей. Графики установки и списки нуждающихся в датчиках постоянно корректируются.