Кого-то придавило, другой не уберёгся от травмы, третий получил ожоги. Неужели в Челябинской области произошёл всплеск производственного травматизма?
Конечно, там, где сосредоточено большое производство, несчастных случаев не избежать. До сих пор как городскую легенду рассказывают, что во время Великой Отечественной войны на металлургических предприятиях Челябинска в ёмкостях для разливки металла грелись среднеазиатские рабочие, мало знакомые с опасностями производственного цикла. Были случаи, когда ёмкости заполняли жидким металлом, не замечая спящих людей. Впрочем, большинство историков считает это выдумкой.
Сейчас не война, но жертвы есть. В Государственной инспекции по труду Челябинской области нас уверили, что ни о каком резком скачке ЧП речи нет, хотя небольшой рост есть. Так, в 2010 году было расследовано 409 дел, из них 183 тяжёлых, 132 со смертельным исходом, 24 групповых. Остальные относятся к категории лёгких. Для сравнения: в 2009 году было зарегистрировано 371 дело: 249 тяжелых, 142 смертельных, 21 групповых случаев.
- Следует учесть, что на 2009 год приходится разгар кризиса, - поясняет главный государственный инспектор труда Александр Куликов. - Производство тогда сильно село, многие были в отпусках, работали по сокращённому графику, предприятия простаивали.
Где же происходит более всего производственных ЧП со смертельным исходом? Львиная доля - 31,3% - приходится на обрабатывающую промышленность, на втором месте с 24% строительство, на третьем с 10,8% - транспорт и связь.
Примечательно, что в 2010 году было выявлено 34 сокрытых случая производственного травматизма. Замешаны в этом чаще всего руководители нижнего и среднего звена, которые опасаются лишения премий, прочих мер. Между тем за сокрытие подобных случаев предусмотрена и уголовная ответственность, хотя обычно применяются административные наказания.
- Честно говоря, мне не совсем понятно, зачем руководители идут на сокрытие, - недоумевает Александр Куликов. - К примеру, в одном групповом случае погибло 5 человек - нежели начальство предполагало куда-то спрятать тела? Главной же причиной смертей является неправильная организация производства работ. Скажем, в Кунашаке был случай, когда в колодце задохнулись двое работников - полезли туда без индивидуальных средств защиты, без замеров! А главный инженер стоял рядом и даже о тросе не позаботился.
Что же касается компенсации, то рассчитывать работнику приходится лишь на свою страховку, если только он не подаст в суд за возмещение морального вреда. Однако на ряде крупных производств есть практика компенсационных выплат. Например, действует соглашение между предприятиями горно-добывающей промышленности и профсоюзами той же отрасли, согласно которому в случае смерти работника выплачивается годовой заработок на каждого нетрудоспособного члена семьи. На ЧЭМК в подобных же случаях предусмотрены выплата в размере 500 тысяч рублей. Но - важная оговорка - только если работник сам не допустил нарушений правил безопасности.
В этом году за 2 месяца в области произошло 38 случаев, 8 человек погибли, это на 1 человека больше, чем за аналогичный период прошлого года. Впрочем, следует учитывать, что 4 человека погибли в ДТП в Абхазии - там были в командировке наши железнодорожники.
Так что в лидерах по производственным ЧП Южный Урал не ходит. В прошлом году 1-е место досталось Кемеровской области - на статистике казалась крупная авария на одной из шахт. В любом случае сравнивать все регионы по одной шкале нельзя - понятно, что индустриальные регионы неизменно будут показывать большие цифры, чем аграрные, просто в силу концентрации производства.
Самые опасные профессии в России
(по данным Международной организации труда)
1, Шахтер
2. Рыболов
3. Водитель
4. Спасатель
5. Сотрудник правоохранительных органов
6. Журналист
Смотрите также:
- Калечит и убивает. На рабочем месте погибли 17 зауральцев →
- Уральцы без "уральских"? →
- Вдохнём полной грудью →