Садовые войны. Взносы членов СНТ оказываются в карманах их председателей

коллаж Александра Фирсова / АиФ

Отстранённый руководитель выдвигает ответные обвинения. Оказалось, такие войны идут во многих СНТ.

   
   

Где сметы?

Отставку председателя СНТ «Тракторосад-3» Алексея Прокутина инициировали сами члены правления. Слишком много накопилось вопросов к его работе: некачественный ремонт дорог, коттеджный «посёлок» посреди садов, поборы на электрификацию. А главное - полная непрозрачность отчётных документов и смет.

Челябинский областной суд признал отставку легитимной, но Прокутин не сдаётся. Присутствовавшие на собрании утверждают: он заявляет о насильственной смене власти и пишет пасквили на неугодных членов правления. Такая яростная борьба за кресло председателя становится более понятной, когда узнаёшь, что годовой оборот третьего Тракторосада исчисляется 30 млн рублей. Те, кто видел финансовые документы товарищества, уверены: Прокутин забирал себе жирный кусок этого пирога.

«На ежегодной конференции нам отчитываются, что из сада вывезено 520 машин мусора, - рассказывает Борис Шеин, садовод, - те, кто ведёт подсчёт, уверяют, что больше 50 мусоровозов не выезжали за пределы товарищества. Потом решили провести электричество к садам «нового массива» (это около 3 000 участков. - Ред.), а деньги на электрификацию берут с тех, кто находится в старом массиве. Требуют к оплате по 3 000 рублей. В суде я доказал, что такие поборы незаконны, потому что смет на эти работы никто не видел. Я принципиально не платил, но были и те, кого им удалось ввести в заблуждение».

Откуда взялся частник

За неудобные вопросы председателю одним из первых был уволен местный завхоз, позже решением Алексея Прокутина списком уволены все 13 членов правления и досрочно избран новый состав.

«Может, председателю не понравилось, что я отказался списывать материалы на сумму более 1 млн рублей при укладке новой дороги. Сильно экономили на щебне, - делится Юрий Иванов, уволенный завхоз СНТ. - Может, вопрос, почему цена работ изначально завышена ещё на 800 тысяч. В итоге я был уволен якобы за прогулы, хотя находился в отпуске».

   
   

Удивление садоводов вызывают и новенькие коттеджи недалеко от центральной проходной. Старожилы сада говорят, что их построили на пожарном водоёме. Сюда по рельефу местности уходила лишняя вода с участков. Теперь, когда водоём засыпали, весь старый массив начало топить.

В марте члены правления обратились в правоохранительные органы с заявлением.

«Тракторозаводское РУВД 12 марта возбудило уголовное дело по поводу хищения неизвестной группой лиц средств при строительстве дороги на сумму 1,78 млн рублей, - подтверждает Марина Прапорщик, член правления СНТ «Тракторо­сад-3». - Но расследование идёт очень вяло. Когда мы пришли в бухгалтерию за сметами и отчётами, оказалось, что вывезены бумаги и техника с базами данных за весь срок правления Прокутина. Сметы по дорогам несколько раз переписывались, документы не выдаются».

Должники мстят?

Все обвинения в свой адрес Алексей Прокутин считает провокацией.

«Люди, которые пришли на собрание, - это должники, с которыми я сужусь по обязательным взносам, - заявляет председатель. - Протокол о моём избрании не был отменён судом, было оспорено решение по другому вопросу. В настоящий момент по моей инициативе возбуждено уголовное дело Следственным комитетом за попытку рейдерского захвата этими «активистами» путём мошенничества и подтасовки документов.

За 2014 год в саду были построены дороги, запущена насосная станция, установлен внешний забор по периметру садов, построена новая проходная со стороны агрокомплекса «Чурилово». А коттеджный «посёлок» - дело рук прошлого председателя, при нём эта земля перешла в частные руки и ведётся строительство домов. Прокурорская проверка не выявила никаких нарушений в документах и признала право собственности. Несмотря на попытки диверсий планирую продолжать свою работу».

Законы не для всех?

Разборки с председателем ведут садоводы ещё одного челябинского СНТ - «Вишнёвый». По словам Татьяны Никитиной, председателя инициативной группы, после ревизионной проверки бухгалтерии выяснилось, что около 900 тысяч рублей членских взносов руководство СНТ «отложило» себе на премии. За какие заслуги, сказать сложно: дороги разбиты, сады в запустении, необходимо устанавливать освещение, заграждения по периметру. За 20 лет председательства Бориса Гранкова в садах так и не появились схемы по электрификации и водоснабжению, зато необоснованно, по мнению садоводов, завышаются тарифы на ту же электроэнергию. Сетевики выставляют тариф 2,74 рубля за кВт, а садоводы «Вишнёвого» платят 3,35 рубля.

«Более миллиона рублей похищено у садоводов троицкого садового общества «ГРЭС-3», - уверен Владимир Рузанов, садовод. - Нас объявляли должниками за то, что мы не оплачиваем воду, которая не подаётся в наши сады. Обрезали трубы от домиков к коллектору, грозят, что снесут домики и заниматься нами никто не будет. При таком отношении полиции и прокуратуры это возможно. Я получил около 30 отказов в возбуждении уголовного дела. Мне 68 лет, но я не хочу бросать свои два сада, и таких садов в нашем СНТ ещё около ста».

Деятельность садовых товариществ регулируют два документа: ФЗ-66 («О садовых товариществах») и принятый устав СНТ. Казалось бы, прочитать их и следовать им просто. Но практика показывает, что даже в масштабах одного товарищества законы писаны не для всех. Прокуратура и полиция неохотно берутся за расследование местных интриг - мол, пусть сами разбираются. Городская администрация, по словам членов товарищества, открещивается от их проблем, налоговая готова зарегистрировать любого «желающего», даже не удостоверившись в подлинности протоколов и наличии необходимых документов. Но главной проблемой остаётся пассивность самих людей.

Комментарий

Яна Димитрова, адвокат «Южноуральского адвокатского центра»:

«В федеральном законе № 66 много недоработок. Там чётко не прописан механизм контроля за деятельностью садоводческого правления. Законом предусмотрено лишь создание ревизионных комиссий и правления, которое и должно контролировать председателя. Но зачастую члены правления действуют с председателем заодно, легализуя его решения.

Вся хозяйственная деятельность СНТ осуществляется именно правлением и проверяется ревизионной комиссией, в которую входит два-три человека (по сути, это аудиторы). В итоге даже инициативная группа садоводов не может ни организовать аудиторскую проверку, ни ходатайствовать перед независимыми органами правления о том, чтобы провести эту проверку.

К слову, не так давно отдельным федеральным законом все управляющие компании в сфере ЖКХ обязали раскрывать финансово-хозяйственную отчётность, предоставлять публичные отчёты. Если сделать то же самое в СНТ и ГСК (гаражно-строительные кооперативы), то рычагов воздействия и прав у обычных садоводов стало бы больше. Пока же члены товариществ никак не защищены от самоуправства председателей».

Взгляд

Наталья Володина, заместитель председателя Челябинского регионального отделения Союза садоводов России:

«Достаточно много обращений садоводов связано именно с непрозрачной деятельностью председателей СНТ. Часто люди не понимают, на что именно тратятся их взносы. Это происходит, в частности, потому, что некоторые руководители не имеют должного опыта или образования и совершают ошибки.

На моей памяти, что касается обвинений в хищении, ни один председатель не был привлечён к уголовной ответственности.

Есть проблемы и со стороны садоводов. Вместо жалоб и возмущения необходимо обращаться в ревизионную комиссию, выбранную из членов СНТ. Нужно понять, что председатель - это исполнитель, а все решения принимаются самими членами товарищества на общих собраниях или, если СНТ большое, собранием уполномоченных. На собрании общим решением можно отказаться от части расходов или сократить их, понять, на что будут потрачены средства. Поэтому мы всегда призываем садоводов приходить на собрания, голосовать.

Проблемы связаны в первую очередь с недоступностью информации со стороны председателей. Достаточно объяснить и документально показать, из чего складывается тот или иной взнос, садоводы перестанут скандалить. Но не все председатели готовы к доступности и прозрачности».

Цифры

l Около 900 садовых некоммерческих товариществ в Челябинской области. Это более 1,2 млн участков.

l В регионе около 2 млн садоводов, это почти две трети южноуральцев.

l Лишь 3% СНТ в области газифицированы.

l С сотки садоводы платят 650-1 100 руб. Годовые взносы - 5-6 тыс. руб.

Смотрите также: