«Откликаюсь на “маму”». Как работает учитель в коррекционном классе

Нынешний учебный год стал для молодого учителя первым. © / Из личного архива

Профессия учителя сама по себе непростая. А быть педагогом в коррекционном классе – трудно вдвойне. Здесь к каждому ребенку нужен отдельный подход, следить за всеми приходится с удвоенным вниманием. Учитель начальных классов челябинской школы № 74 Регина Абдуллина рассказала о призвании быть педагогом и «сложных» детях.

   
   

Класс с буквой «М»

На выбор профессии Регину Абдуллину натолкнули профориентационные тесты в старших классах. Школьница решила поступать в педагогический вуз. А вот что с будущей специальностью не ошиблась, убедилась только курсе на четвертом, когда началась практика и самостоятельные уроки в школах.

«Тогда я поняла, как мне нравится общаться с детьми, именно маленькими. С ними проще найти контакт, чем с подростками. Вторая моя специализация – английский язык, но я выбрала именно младшие классы. Поняла, что мое», - рассказывает Регина Абдуллина.

После университета вчерашняя студентка вернулась в родную школу. Здесь ей сразу предложили: «Возьмешь коррекционный класс?». Молодая учительница решила попробовать свои силы – и согласилась. Так и началось ее знакомство с мальчишками и девчонками из 1«М» класса.

Сначала было сложновато. Да и немудрено – когда на тебя восхищенно смотрят 15 пар детских глаз, важно не ударить в грязь лицом. Все ребятишки только после садика, толком не понимают, чего от них хотят, только учатся за партой сидеть, вести себя «прилично» - как подобает школьникам.

«Я сразу поняла, что главное – это увлечь детей, - рассказывает Регина Абдуллина. –  Если этого не сделать, урока просто не получится. Таким деткам нельзя просто рассказывать, каждый раз надо показать. Все должно быть ярким: примеры, картинки, формы работы. Сразу фокусируется внимание. Еще один ключик к успеху – каждые две минуты менять форму деятельности».

Еще один барьер, который пришлось учиться преодолевать – проблемы с дисциплиной. Бывают случаи, ребенок может встать на уроке, начать ходить по кабинету. Или испугаться звонка – закрыть уши, закричать.

   
   

«Но ведь такое не только в коррекционном классе бывает. Нужно просто постепенно узнавать каждого ученика, находить к нему подход. И тут не важно, в каком классе учится ребенок – подход нужен любым детям. Мои просто требуют чуть больше времени», - считает педагог.

В коррекционный класс обычно попадают ребята, которые не могут по определенным причинам справиться с программой в обычном. У некоторых из таких детишек есть инвалидность, у кого-то диагноз «ЗПР», а некоторые приехали из другой страны и усваивать уроки не могут из-за незнания языка.

«Называют мамой – значит, доверяют»

С тех пор, как Регина Абдуллина переступила порог школы, ведя с линейки своих первоклассников, прошло больше полугода. За это время молодая учительница со своими ребятами успела сродниться. Да и они отвечают ей взаимностью.

«Иногда забываются и называют меня мамой. Делаем задание, что-то не получается, они – не поднимая головы от тетрадки – зовут: «Маам! Ой, Регина Рафаиловна!», - поправляются сразу же. Не у одного, не у двух детей, а несколько раз такое было. Конечно, мне приятно – доверяют, значит», - смеется учительница.

В такие моменты важно не забыться и не перехвалить. Эта грань в общении учителя с учениками всегда тонкая – о дисциплине забывать не стоит.

«В каких-то ситуациях нужно быть построже. В каких-то – наоборот. Унижать никогда нельзя, хвалить нужно много, но и перехваливать опасно. То есть: ты молодец, все отлично получается, но и баловаться на уроке нельзя. В нашем классе я ввела красочные наклейки за хорошие ответы и результаты. У детишек сразу азарт появляется. Начинают соревноваться даже не между собой, а сами с собой».

На конкурсе среди молодых учителей "Педагогический дебют" Регина Абдуллина заняла второе место. Фото: Из личного архива

На вопрос, не было ли желания, столкнувшись с особенным классом, развернуться и сбежать, учительница с улыбкой качает головой:

«Мне никогда не было страшно. Сложновато – да, страшно – нет. Пока, оглядываясь на свой небольшой опыт, я могу сказать, что довольна результатами. За это, в том числе, спасибо моим коллегам. У меня есть наставник, к которому я всегда могу подойти с любым вопросом и проблемой. Да и вообще к любому учителю в нашей школе, завучу, даже директору. А насчет ребят… Я опасалась учить детей читать, думала, вдруг у меня возникнут сложности. А теперь в классе мы не то что спокойно читаем, даже по ролям разыгрываем. Дети уже знают, что на уроке нужно не кричать, а поднимать руку. Если входит другой учитель, не орать: «Здравствуйте!», а встать и так поприветствовать. У моих детей большой прогресс. Понимаете, это счастье – видеть результаты у своих учеников».

Перспектива посвятить жизнь работе с детьми, которых многие называют «сложными», Регину Абдуллину не пугает. Молодая учительница планирует поступать в магистратуру – уже как педагог-коррекционщик или дефектолог.