Человек, обладающий востребованной в современных условиях профессией, может рассчитывать на достойную зарплату. В свою очередь и регион, где нет дефицита профессионалов, становится более привлекательной площадкой для инвестиционных проектов. Именно поэтому в России с 2019 года началось создание центров опережающей профессиональной подготовки (ЦОПП).
Пространство для обучения
Пока центры функционируют в 14 регионах: это Амурская, Астраханская, Волгоградская, Воронежская, Иркутская, Кемеровская, Московская, Новгородская, Свердловская, Тверская, Томская, Тюменская области, Республика Северная Осетия-Алания и Республика Татарстан. Эти субъекты получили средства из федерального бюджета в рамках федерального проекта «Молодые профессионалы (повышение конкурентоспособности профессионального образования)».
Центры опережающей профессиональной подготовки создаются как структурное подразделение профессиональной образовательной организации либо как автономная некоммерческая организация. ЦОПП представляют собой современные пространства, приспособленные для организации проектной деятельности: встреч, обсуждений, презентаций, проведения лекций, профориентационных мероприятий и т.д. Подробнее о том, как устроены и работают центры, можно узнать из ролика.
Для выпускников и мастеров
Главной особенностью ЦОПП является то, что для реализации их программ задействованы материально-технические, кадровые и методические ресурсы всех профессиональных образовательных организаций того или иного региона. В свою очередь центры становятся своеобразными драйверами развития региона, поскольку на основании стратегий предприятий и отраслей создают новые востребованные компетенции и новые программы подготовки.
Помимо прогнозирования потребности в тех или иных рабочих кадрах, в задачи ЦОПП входит обеспечение возможности построить индивидуальные образовательные траектории для всех возрастных категорий граждан. На базе центров может проходить предпрофессиональная подготовка школьников и непрерывное повышение квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения. Кроме того, в ЦОПП организуют и проводят государственную итоговую и промежуточную аттестацию в формате демонстрационного экзамена.
Ещё одна особенность ЦОПП – наличие цифровой платформы, которая позволяет собрать программы под нужные компетенции: определить лучшие условия для реализации, подобрать места обучения, преподавателей.
Центры помогают регионам решить ряд задач, в частности - перенести фокус образовательных программ с развития предметных знаний и запоминания информации на развитие личностных и метапредметных компетенций работников. Кроме того, важна переориентация предприятий и их сотрудников на понимание необходимости профессионального развития и обучения на протяжении всей жизни.
Центры нередко становятся площадками для проведения крупных федеральных и региональных мероприятий. Например, в октябре в Кемерово состоялось всероссийское совещание по вопросам создания и деятельности центров опережающей профессиональной подготовки в субъектах РФ, в ноябре в Казани – встреча министра просвещения Российской Федерации Ольги Васильевой со студентами педагогических специальностей.
Ожидается, что к концу 2022 года число центров опережающей профессиональной подготовки в регионах достигнет 59, а к 2024 году их будет уже 100.
Смотрите также:
- В Челябинске пройдет Форум «Информационное общество: достижение и перспективы» →
- В Челябинске состоялся первый этап форума «Успешный гражданин России» →
- Поддержку трудоустройства инвалидов обсудили в Челябинске →