Где учителя? Почему выпускники южноуральских педвузов не идут в профессию

pixabay.com / pixabay.com

В региональной системе образования работает почти 120 тысяч человек. Это и учителя, и воспитатели, и директора, и завучи, и повара, и технички. В сухом остатке педагогического персонала в этой цифре чуть больше половины. 

   
   

По международному стандарту, на восемь учащихся должно приходиться по одному педагогу. Челябинская область немного до стандарта не дотягивает: у нас на одного учителя по 10-12 школяров. 

Есть свободные вакансии

«Исследований много и считать можно по-разному, - говорит первый замминистра образования и науки Челябинской области Елена Коузова. – В маленьких сёлах есть такие классы, в которых всего один человек. С ним работают и основной учитель, и физрук, и учитель музыки, получается по 3-4 педагога. А в больших городах есть классы по 35 человек, на них приходится столько же учителей. Это я говорю только о начальной школе. В старших классах гораздо больше предметников. Так что у нас в среднем на 10-12 учащихся приходится по учителю». 

Причём область педагогическими кадрами укомплектована. Незакрытых вакансий на данный момент порядка 5-7%.

«Тяжко не только с учителями, но и с обслуживающим персоналом, - отметила замминистра. - Острее всего кадровый вопрос стоит в вузах, там меньше педработников, чем в садиках и школах, но больше открытых вакансий. Лучше всего обеспечена кадрами система дополнительного образования детей. Дефицит работников решается просто - увеличивается нагрузка на имеющихся специалистов. Если педагог-предметник продолжительное время находится на больничном, вместо него нельзя взять в штат другого. Приходится выкручиваться: на время приглашают вести уроки учителя из другой школы. В Челябинске, Магнитогорске, Златоусте в этом плане проще, чем в маленьких городах, и уж тем более посёлках, где школа всего одна».

«Я выбрал не ту профессию!»

На федеральном уровне уже давно говорят о проблеме старения педагогов. По подсчётам Росстата, более 650 тысяч преподавателей уже достигли пенсионного возраста. В педагогических институтах и колледжах в последние годы повышенный конкурс при поступлении, количество бюджетных мест то и дело растёт. Казалось бы, проблема должна решаться. Ан нет, молодые специалисты в профессию идут не всегда охотно.

«В этом году 83% наших выпускников пришли работать в региональную систему образования, - поделился статистикой первый проректор ЮУрГГПУ Алексей Богачёв, - но эти цифры ещё ни о чём не говорят. Мало того, что они пришли, надо сделать так, чтобы они не ушли! На практике картина нередко выглядит так: выпускник педвуза приходит работать в школу, сталкивается с трудностями, приходит к мысли, что выбрал не ту профессию и увольняется. Поэтому наша задача сделать так, чтобы выпускник был максимально подготовлен к работе в образовательном учреждении. Уже на этапе поступления в колледж или вуз абитуриент должен чётко понимать, какую профессию он выбрал. Представьте только: 20% абитуриентов-бюджетников выбирают ту или иную специальность ситуативно, случайно, только потому, что по результатам ЕГЭ им хватило именно этого количества баллов. У них низкая мотивация, это значит, что учёбу они могут не закончить, будут отчислены, а государство потратит деньги впустую».

   
   

По статистике самыми востребованными остаются учителя иностранных языков и физико-математических дисциплин.

«Но сдать ЕГЭ по этим предметам сложно, поэтому выпускники школ облегчают себе жизнь, выбирая предметы «полегче» и поступают на гуманитарные направления, - продолжает Богачёв. - А где нам потом брать учителей для естественно-научного блока? Откуда потом взяться в стране инженерам, учёным? Очевидно, что, если в школах не будет учителя, способного пробудить интерес обучающегося к научному творчеству, - нашей стране будет достаточно сложно обеспечить технологический суверенитет. Остро стоит вопрос и по цифровизации образовательного процесса, чаще всего за это отвечает учитель информатики. Профессия популярна, а зарплата оставляет желать лучшего. Доход учителя информатики и доход специалиста, работающего в IT-отрасли, несопоставимы. И это опять же причина низкой мотивации нашего выпускника идти работать в школу. Механизмы решения этой проблемы есть, например, целевые договоры с работодателем, участие в профессиональных конкурсах, повышение престижа педагогической профессии».

Учителя боятся родителей

Алексей Богачёв назвал и третью причину, по которой выпускники порой рассматривают школу как крайний вариант для трудоустройства: они боятся родителей.

«Это правда. Молодой педагог не боится ни детей, ни коллег, ни тем более предмета, который идёт преподавать. Ему страшно идти на первое родительское собрание! – констатировала факт Елена Коузова. – Ведь приходят родители, не готовые идти на контакт. В предыдущие годы никто не ставил вопрос, что нам надо правильно общаться с родителями, иначе наша педагогическая карьера превратится в ад и кошмар. Теперь мы вынуждены включать в профподготовку учителей целые курсы по правильному взаимодействию с родителями учеников». 

Далеко не всем родителям нравится, что их пытаются вовлечь в жизнь школы, в которой учится их чадо. Многие предпочитают оставаться в стороне, держать дистанцию. У чересчур увлечённых родителей позиция обратная.

«Наша семья многодетная, и сейчас уже два школьника, причём учатся они в разных школах, - рассказала челябинка Алёна Чепиль. – Но в обоих случаях нам не хватает связи с учителем. Родители и учителя должны быть на одной волне и на одной стороне, но в реальности они находятся по разные стороны. Мы хотим не условных формальных родительских собраний, а душевного общения с учителями. Один московский специалист рассказал нам, что в столице родительские собрания проходят так: учителя и родители садятся в круг и с ними работает медиатор, он их знакомит, помогает формировать тёплые отношения, связь сродни семейной. Мы тоже так хотим! С другой стороны, это немного печально: неужели мы настолько разучились общаться, что нам уже нужен посредник?..»

Профессия по наследству?

Елена Зайко, директор Челябинского педагогического колледжа №2:

«За последние два года вырос спрос на специальности среднего педагогического образования - на воспитателей детсадов и учителей начальных классов: конкурс повысился с 6 до 8 человек на место. Мы связываем эти цифры с работой, направленной на раннюю профориентацию школьников. На четвёртом курсе наши студенты проходят практику в детсадах и школах. Причём реальность такова, что во время этой практики они уже работают как полноценные специалисты: получают не только профессиональный опыт, но и зарплату. Конечно, стараемся отслеживать, какой процент наших выпускников идёт работать непосредственно в детсады и школы региона. Сегодня это 67-70% ребят. Мы не бросаем их после получения диплома, сопровождаем молодых специалистов, консультируем, поддерживаем морально. Зачастую гарантией того, что выпускник закрепится в профессии, выступает его принадлежность к педагогической династии. То есть если в семье несколько поколений учителей, то и ребёнок пропитан духом педагогики. Он точно знает, куда он пришёл и с чем столкнётся».