ЧОЛИ: новый скандал вокруг турецкого лицея-интерната

   
   

Теперь решение принято окончательно: лицей будет реорганизован и переедет с ЧТЗ на Северо-Запад, в здание ликвидируемого профтехучилища № 70.

Уникальное учебное заведение должно будет заметно изменить свой профиль и структуру. Учеников в нём прибавится, круг изучаемых предметов расширится, принимать в него начнут не только мальчиков, но и девочек. Лицей наконец-то обзаведётся полноценными спортивным и актовым залами, а главное, вместительным общежитием.

Турки не пострадают

Казалось бы, только радоваться, но родители бьют тревогу и пишут куда только можно: министру Фурсенко, полпреду Винниченко, Путину и Медведеву. Выпускники лицея (в массе своей состоявшиеся люди, студенты престижных столичных вузов) готовят петиции и собирают подписи в защиту альма матер. Что угрожает престижному интернату?

- Нас беспокоит вопрос, смогут ли наши дети нормально доучиться, получить качественные знания и сдать ЕГЭ со всеми этими реформами, - рассказала мама одного из десятиклассников. - Дело в том, что министерство образования области решает, будет ли приём в лицей в следующем учебном году или нет. Если нет, то учителя потеряют часы и, соответственно, заработок. Многие из них, я достоверно это знаю, приняли решение уйти, если приём остановят. А родители уже думают, куда пристроить своих сыновей в случае чего.

Директор лицея Светлана Ткалич считает эти тревоги напрасными:

- Преподавательский костяк, который составляют иностранные педагоги, в любом случае не пострадает. Остальные учителя работают у нас, как правило, по совместительству, и сокращение часов на них сильно не отразится. Кстати, министр образования и науки области Александр Кузнецов на встрече с родителями 26 апреля гарантировал, что нынешние ученики завершат обучение по выбранным ими программам.

   
   

Родители этим словам не верят и вспоминают, как во время общего собрания 8 апреля Светлана Ткалич уведомила учителей-турок, что тем нужно покинуть страну до 19 мая. С этого, в общем-то, всё и началось.

Моя твоя не понимай

Русско-турецкий лицей появился в Челябинске 17 лет назад. Главной его особенностью было и остаётся преподавание основных предметов (а это математика, физика и информатика) исключительно на английском либо турецком языках учителями-иностранцами. Попасть сюда можно только через строгий отбор, платного обучения не предусмотрено. На вступительных экзаменах проверяются не столько знания, сколько способности претендентов, значительная часть которых приезжает из глубинки, так что лицеистами становятся действительно одарённые дети. На занятиях практикуются передовые педагогические методики. Итог - почти 100%-ное поступление выпускников лицея в высшие учебные заведения.

Лингвистическая подготовка здесь настолько сильная, что переводить тексты с английского на турецкий и обратно, минуя русский, считается обычным делом. Ещё пару лет назад выпускники вместе с аттестатом зрелости получали сертификаты переводчиков, то есть покидали среднее учебное заведение готовыми специалистами. А потом лицей сел на чемоданы.

Возможно, нынешние страхи родителей носят отчасти рефлективный характер. Лицей «кошмарили» уже не раз. В 2008 году ситуация была почти аналогичная нынешней, с той только разницей, что тогда его выселяли действительно в никуда, а теперь есть конкретный адрес переезда. Вроде бы присутствует и чёткое видение его перспектив руководством и чиновниками областного минобра.

- Лицей не показывает прежних высоких результатов, переживает упадок. Его нужно сделать более лингвальным, наладить изучение новых языков их носителями, а не как сейчас: английский преподают учителя из Турции, для которых он неродной. Кроме того, в лицее обучаются только 60 ребят из области, то есть он перестал оправдывать своё назначение. Эта ситуация тоже должна измениться, - говорит первый заместитель министра образования и науки области Елена Коузова.

Родителям тоже об этом говорили, но те утверждают, что слышали от Елены Коузовой слова совершенно иного содержания: что обучение лицеистов обходится области слишком дорого. На это намекает и сам министр Александр Кузнецов в письменном ответе на обращение выпускника лицея, московского студента Михаила Шебалкова. «Скажу только, что сейчас федеральный бюджет тратит на ваше обучение меньшую сумму», - говорится в письме. Правда, там же содержится и обещание сохранить лицей, но на новых, более справедливых, на взгляд министра, началах.

- Чиновники сначала одно говорят, потом другое. Они настроены на закрытие лицея! - стоит на своём ещё одна мама, Анжелина Портнягина.

Очевидно, что имеет место взаимное непонимание и противостояние родителей и педагогического состава с одной стороны и руководства лицея и министерства с другой. Это подтвердила и Татьяна Севастьянова, учитель лицея, а в прошлом - его первый директор. Конфликт обострился после февральской истории с учителями из Турции. Они оказались под угрозой высылки из-за нарушения порядка оформления виз. Родители усмотрели в этом злой умысел и выразили администрации вотум недоверия. Светлана Ткалич оправдывается:

- Порядок был изменён в 2007 году, но нас об этом никто не уведомил. Только недавно мы получили разъяснения, что наши иностранные коллеги не могут работать в России в качестве преподавателей, потому что «преподаватель» и «учитель» - это разные категории специалистов. На сегодня все недоразумения устранены.

Однако неразбериха и противоречивая информация только усиливают тревогу и настраивают на пессимистичный лад.

- Это ведь последний турецкий лицей в России! Все остальные давно закрылись, неужели и наш ждёт та же судьба? - недоумевают родители. - Говорят, в других регионах к этому приложила руку ФСБ. Может, и у нас тоже?

Под крылом у ЦРУ?

Это предположение может оказаться намного ближе к истине, чем кажется на первый взгляд. Дело в том, что недавно в Турции вышла книга отставного сотрудника турецкой разведки Османа Нури Гюндеша «Свидетель анархии и революций», где 85-летний автор утверждает, что сеть турецких лицеев в России и Средней Азии служила прикрытием для американских спецслужб и действовала под эгидой секты «Нурджулар», предоставлявшей прикрытие агентам ЦРУ. На родине Гюндеша этот труд стал сенсацией.

Официальных комментариев по этому поводу нет, но некоторые эксперты признают, что турецкие лицеи были частью проекта Большого Ближнего Востока. Его цель - установить контроль над ресурсами через внедрение умеренных исламских режимов, лояльных Западу. Более 10 лет назад секта «Нурджулар» была запрещена.

Бывший директор лицея Татьяна Севастьянова отрицает связь этого учебного заведения с какими-либо организациями в Турции. По её словам, меценатскую поддержку ему оказывают только бизнесмены. В частности, из их карманов получают зарплату турецкие учителя. Пребывание на языковой практике в Турции учащихся лицея также организуется за их счёт.

- Выгода для них здесь в том, что по турецким законам предприниматели, поддерживающие образование, получают определённые льготы. Кроме того, это важно для них с точки зрения развития бизнеса в нашей стране, - говорит Татьяна Севастьянова.

Впрочем, в этом случае возникает вопрос о связях со спецслужбами самих бизнесменов. Информации о том, что у кого-то из них имеются деловые интересы в Челябинской области, нет.

Комментарий

Галина Сачко, декан факультета Евразии и Востока ЧелГУ:

- Челябинский областной лицей-интернат на факультете знают хорошо. Практически каждый год он принимает несколько его выпускников, в последнее время, правда, меньше, чем раньше. С точки зрения общей языковой подготовки они мало отличаются от других студентов. Что их выделяет, так это знание исламской культуры, Корана и турецкого языка. В этой же области лежат их интересы в период учёбы.

Отношение же к данному учебному заведению как таковому у меня довольно сложное. Зарубежная сторона, участвуя в его финансировании и учебном процессе, преследуют свои интересы, это надо понимать. Если подобные заведения работают в режиме культурного диалога и их деятельность должным образом контролируется, то почему бы и нет! Но когда она обретает стихийный характер, то может представлять некоторую опасность. Это называется «мягкой силой» - экспансией посредством распространения языка и культуры определённой страны.

Смотрите также: