Школа продолжает жить в ожидании больших перемен. Какие-то пока только декларируется – речь идет о самостоятельном выборе предметов школьником. Другие уже активно внедряются – появляются электронные дневники и сайты школ, где каждый родитель может узнать об оценках ребенка.
В свое время Иван Иоголевич завоевал титул «Учитель года». Сейчас возглавляет Общественный совет по вопросам образования и науки, а еще и Дворец пионеров и школьников. Казалось бы, новшества он обязан только приветствовать. Но, как у любого специалиста, который имеет дело с системой образования на практике, к реформе у него особое отношение.
Вдогонку за Южной Кореей
- На днях губернатор посетил рощинскую школу – ему там с гордостью демонстрировали смс-дневники, программное обеспечение, сайт школы. Интернет действительно может облегчить работу учителя?
- Знаете, как говорится, время дороже денег, а информационные технологии позволяют экономить и усилия, и время. Внедрение в Сеть – это хорошо. Но только не тогда, когда оно проводится формально. Не секрет, что есть школы, в которых, к примеру, внедряют информационные технологии только ради того, чтобы показать свою прогрессивность, не заботясь о результате. Есть, конечно, и другие примеры. Но я бы не стал чересчур полагаться на информационные технологии. В той же физике важнее наглядность, это наука, где важнее предметная демонстрация, опыт в чистом виде.
- Приходилось слышать мнение, что уровень преподавания физики у нас падает – вот и призовых мест на олимпиадах давно не завоевывали. Где же наши чемпионы?
- Не согласен. Да, два года мы остаемся без призовых мест на всероссийских олимпиадах по физике, но мало кто знает, что нашим ребятам уже второй год просто не везет – им, говоря языком спортивным, буквально сотых не хватает до призов. До этого была целая череда ярких побед. На одной из всероссийских олимпиад мы взяли сразу четыре первых диплома. Но конкуренция растет – в той же Москве в последнее время стали большие средства вкладывать в подготовку олимпиадников.
Тем не менее, у нас неплохие шансы на предстоящую всероссийскую олимпиаду – от области отобрано 9 человек, это выше, чем в среднем по стране. В специализированных учебных заведениях физику и математику у нас до сих пор преподают отлично, а массовая школа… Там, к сожалению, преподавание физики остается большей частью формальным.
- Но, вероятно, и в массовой школе многое зависит от учителя?
- Безусловно. Но как у нас готовят учителей? Лично я считаю, что реформу образования надо начинать с повышения внимания к педагогическим вузам. Можно, конечно, ввести новые стандарты – тут вопросов нет, но кто будет эти стандарты внедрять? Учителей-то готовят по-старому. В Южной Корее, где тоже действует система ЕГЭ, в педагогические вузы принимают лишь тех, кто вошел в 5%, набравших наибольшее количество баллов. У нас ситуация с точностью до наоборот – в педагоги принимают всех.
- Это тенденция последнего времени ли так было всегда?
- Да можно сказать, что всегда! Я, когда поступал, конкурс был 0,7 человека на место. Проще говоря, главное было двойку не получить.
- Авторитет современного учителя вы защищали и на передаче «Пусть говорят» на Первом канале. Удалось озвучить свою позицию? Мне кажется, перекричать там кого-то сложно…
- Мне предоставили возможность высказаться, и позднее звали снова принять участие в программе, но я отказался. Просто потому, что не разделяю взгляды авторов программы – они там вовсе не стремятся прийти к какому-то мнению, найти пути решения, они лишь спекулируют на темах, которые будоражат общественное мнение.
В планах «Полицейская академия»
- Верно ли, что во дворце пионеров, который вы сейчас возглавляете, растет число платных кружков? Как же так – ведь и среди детей из малообеспеченных семей немало одаренных…
- Вот Вам информация, что называется, из первых уст. Лишь 15% наших кружков и секций относятся к платным, а 85% бюджетные. Но даже для посещения платных есть различные льготы – к примеру, 50% оплата для детей-инвалидов, детей из многодетных и малообеспеченных семей.
Мы стремимся к тому, чтобы число бюджетных кружков и секций росло. Скажем, не так давно совместно с фондом Олега Митяева организовали студию «Светлое будущее» - тут детям бесплатно преподают вокал, английский язык. Сами знаете, сколько все это стоит за пределами дворца! А тут все расходы берет на себя фонд. Несколько лет назад совместно с управлением ГУФСИН был сформирован военно-спортивный отряд «Беркут». Сейчас готовим интересный проект с Госнаркоконтролем – «Детскую полицейскую академию».
- Будете готовить будущих полицейских?
- Необязательно. Занятия включают спортивную и правовую подготовку – согласитесь, что это пригодится любому человеку, даже тому, кто не собирается связывать свою жизнь с правоохранительными органами.
Конечно, наши возможности все-таки ограничены и полностью отказаться от платных кружков мы не можем, да и государство призывает зарабатывать. Но стараемся сохранить наследие дворца – будем развивать техническое творчество. Это тем более необходимо, если учесть, что во многих школах сократили или вовсе отменили уроки труда. А ребята должны уметь что-то делать собственными руками. Не все можно создать на компьютере.
- А вы сами в детстве посещали подобные кружки?
- Что-то могу и стараюсь делать дома сам, но приобретал эти знания не в кружке – во дворце я занимался в городском комсомольском штабе .
- Дворец ведь когда-то возглавлял и ваш отец? Сталкивались со старыми кадрами, которые сравнивали отца и сына?
- Действительно, дворец пионеров и школьников в 60-ые годы XX века возглавлял мой отец Александр Иоголевич – он же в свое время создал областное научное общество учащихся. Некоторые сотрудники, работавшие при нем, по-прежнему трудятся здесь, но никаких столкновений у нас нет. Мы все понимаем, что время сейчас другое. Главное, что ценностные установки у нас совпадают, так что обходимся без конфликтов.
- Не скучаете по преподавательской работе?
- Нет. Во-первых, потому что продолжаю немного преподавать в лицее, а во-вторых, потому что считаю, что директор школы или дворца пионеров – тоже, прежде всего, педагог, а не менеджер. Мне интересно развиваться дальше, и работа во дворце пионеров для этого предоставляет прекрасную возможность.
- Получается, следуете собственному лозунгу «Лучше трудно, чем нудно»?
- Верно. Это, кстати, артековский лозунг – я его там позаимствовал. Меня в свое время премировали поездкой в Артек – было еще время перестройки. А выбрал такой лозунг потому, что спокойная жизнь не для меня. Любой новый проект труден, но тем и интересен. Я вообще жизнь воспринимаю по интегралу – это сумма событий и впечатлений, а не просто некая продолжительность времени.
Досье
Родился в 1971 году в Челябинске. В 1993 году с отличием окончил физический факультет Челябинского государственного педагогического института. Работал заместителем директора по научно-методической работе, учителем физики в лицее № 31 г. Челябинска. Является организатором областных физических олимпиад, членом предметной комиссии и жюри Всероссийской олимпиады по физике; принимает участие в международных физических олимпиадах в качестве наблюдателя от Российской Федерации.
В 2008 г. по его инициативе при Законодательном Собрании образован Общественный совет по вопросам образования и науки. Лауреат премий Президента страны и Губернатора Челябинской области за работу с одаренными детьми. В 2005 году стал победителем Всероссийского конкурса «Учитель года».