«Брестская крепость» образования. Директор лицея о советской школе и памяти

Александр Попов руководит физико-математическим лицеем уже 34 года. © / АиФ

Что хорошего было в советской школе и почему математику важно знать стихи наизусть? Об этом chel.aif.ru рассказал директор челябинского физико-математического лицея № 31 Александр Попов, который руководит учебным заведением уже 34 года.

   
   

Премия Дон Кихота Уральского

Мария Карелина, chel.aif.ru: Наша автоматическая станция, отправленная на Луну, не смогла прилуниться. Куда делись физики и изобретатели?

Александр Попов: Мы живём в промышленном крае, а у нас дети не идут на инженеров. В ведущем политехническом вузе факультет гостиничного бизнеса, на следователей учат… В этом году четыре математика из челябинского педвуза выходят. У меня 14 математиков, которые стоят у доски, и пять в декрете. Но это не отменяет проблему с набором кадров в других школах.

– Что должны сделать чиновники?

– А что сделал Колмогоров в Советском Союзе? Открыл физматшколы! И он был не чиновником, а лучшим математиком мира. Я не руковожу высшей школой. Я преподаватель средней школы. У каждого человека свой радиус действия. Мой радиус – директор совхоза или командир атомной подводной лодки. Александр Маринеску говорил: «Знаете, почему я командир подводной лодки? Потому что никто не знает, как я поступлю».

– Ваша непредсказуемость бесит чиновников.

– Меня на областную августовскую педагогическую конференцию поэтому не приглашали ни разу. Но это мне позволяет руководить школой. Никто столько чемпионов мира не выпустил на всём Урале.

   
   

– Тормозится ли развитие науки сейчас из-за геополитической обстановки?

– Дети 31-го лицея участвуют в мировых олимпиадах. В сентябре будет юниорская мировая по программированию, мы участвуем.

– Вы объявили лицей «Брестской крепостью образования». Какой смысл вкладываете в это?

– Я родился в 1949 году. Подвиг, который меня удивлял с детства, – история Брестской крепости. Там не было генералов, маршалов. Простые люди, солдаты решили не отдавать свою Родину. И бились до последнего бойца. В мае мы ездили в Брест, побратались с местным лицеем, привезли оттуда землю и объявили себя Брестской крепостью образования.

– Что и от кого защищаете?

– Мы защищаем то, что придумали наши родители. Отцом лицея мы считаем Андрея Николаевича Колмогорова. Это он 60 лет назад открыл первую физматшколу в Москве. Позже они появились в Свердловске, Челябинске, Тбилиси, Киеве. То, что у нас осталось профильное образование, его заслуга. Это первый наш родитель. Он в девять лет решил задачу, которую сейчас называют «задачей о пуговице Колмогорова». А в 19 лет «поднял» задачу о рядах Фурье, мировую работу.

Кстати
Задача Колмогорова: имеется пуговица с четырьмя дырочками. Сколькими способами можно закрепить пуговицу?

– И кто же мать математики?

– Екатерина II. Она пригласила в Россию из Швейцарии великого Леонарда Эйлера. С него началась серьёзная математика в России. Мы в День учителя, 5 октября, откроем памятную доску во дворе лицея, где будет написано: «Памятник педагогической мысли. Наши родители: отец – Андрей Колмогоров, мать – Екатерина II». Мы портретами этих людей лицеистов награждаем.

– А какую роль играет памятник Дон Кихоту во дворе?

– Он поставлен для учителей. Потому что Дон Кихот – один из первых учителей человече­ства. Сервантес показал, что труд учителя прекрасен и… бесполезен. Но у нас Дон Кихот не Ламанчский, а Уральский, он стоит на танковом основании. Премию Дон Кихота (это 31 тысяча рублей) 29 августа на нашем августовском педсовете получили четверо учителей, а 1 сентября получил ещё один педагог.

– Почему для вас так важны эти памятники и топонимы?

– В педагогике говорят: самое первое, что нужно давать детям, – это адрес. Математика – это декартова система координат. Математика всегда говорит, на каком множестве она работает. Любой человек начинается с адреса. Безусловно, важно, в окружении каких топонимов и памятников мы.

– Недавно опубликовали рейтинг школ по конкурентоспособности (количество выпускников, поступивших в топовые вузы).

– Шесть тысячных балла нам не хватило до третьего места. Вторая московская школа пишет, что им удалось отодвинуть 31-й лицей на четвёртое место (долгое время он был на третьем в стране. – Ред.). Но по качеству сдачи ЕГЭ мы на первом месте в России. Средний балл по русскому языку – 90, по информатике – 92,5 у лицеистов.

– Александр Евгеньевич, какую проблему в образовании вы сейчас выделили бы?

– Дети приходят, не имея осмысленного чтения и памяти. Я во время приёма текст задачки забираю, и вижу, что они её не помнят. А ведь в советской школе много учили стихов наизусть.

– Сейчас возвращают уроки НВП, трудовое воспитание. Что ещё можно взять из советской школы?

– Я из советской школы никуда не уходил. У нас всегда были профориентационные классы – математика и физика, информатика плюс экономика. А по поводу трудов вот что расскажу. У нас есть замечательный дворник Владимир Александрович. Он помнит, когда день рождения Пастернака и других поэтов и по утрам поздравляет детей с датой! Дети с ним с удовольствием снег убирают. И именно дети говорят: «Труд сделал из обезьян людей, а из нас людей сделал Владимир Александрович». Но я очень боюсь бесполезного навязанного труда. Недавно познакомился с матушкой игуменьей из женского монастыря на Плодушке. Договорились, что девочки будут ездить к ним и печь хлеб и печенье, мыло варить. Мальчики будут получать профориентацию на заводах – в «Метране» и «Полёте». Их работа будет заточена на программирование. Всё лучшее из советской и царской школы надо брать.

Сабля Колчака и могила Чингисхана

– Зачем математику знать стихи?

– Для тренировки памяти. В лицее есть премии за чтение наизусть. На 19 октября тот, кто читает Пушкина наизусть пять минут без перерыва, получает 5 000 рублей. Премии давали уже за Пастернака и Рубцова. В этом году будут читать Блока, Левитанского и Пушкина.

Чтобы преподавать, надо много читать. Недавно историкам рассказал про саблю Колчака. Как у него отобрали саблю, полученную за Порт-Артур, все помнят. Я им рассказал, как ему вернули эту саблю. «Да ну, неправда, Александр Евгеньевич», – сказали они мне. А потом нашли подтверждение.

– И как вернули?

– Офицеры снарядили экспедицию из водолазов и подняли со дна в 1917 году эту саблю. Или вот ещё история, которую мы обсуждали с литераторами. О смерти. Я впечатлён фигурой Чингисхана. Вы знаете, как этот великий воин хотел быть похоронен? Он очень боялся смерти. Говорил, мол, когда умру, ко мне на могилу будут приходить живые люди. Они меня уже побеждают, ибо живые. И приказал пустить вспять реку, чтобы она протекала по его могиле. Чтобы приходящие люди видели в отражении себя, а не Чингисхана. «И я их снова буду побеждать», – так он завещал.

Самая моя главная работа в школе – учить чтению. Учитель должен быть Колумбом, он должен каждый день открывать свою Америку. Новое в своём предмете открывать.