Светлана Солодова: «Дайте детям наиграться!»

Дмитрий ГАНСКИЙ / Из личного архива

В этом году сотрудница одного из челябинских детсадов попала в десятку лучших работников системы дошкольного образования в России. Такого ещё не было за всю историю конкурса.

   
   

«Вся история конкурса», конечно, сказано громко: Всероссийский профессиональный конкурс «Воспитатель года» на федеральном уровне проводится всего лишь четвёртый год. Участие в нём принимают педагоги детских садов со всей страны, ранее победившие в областных конкурсах. Челябинская область – в пилотах: у нас конкурс «Воспитатель года» стал проводиться на год раньше, чем в стране, - с 2009 года.

Музыкальный руководитель детского сада комбинированного вида №147 г.Челябинска Светлана Солодова к этой победе шла недолго: в январе она победила в районном конкурсе «Педагог года», в феврале – в городском конкурсе, в мае – в областном). В своё время она закончила музыкальное училище, а затем и Челябинский высший музыкально-педагогический колледж им. П.И.Чайковского (филиал консерватории им. М.П.Мусоргского, г.Екатеринбург). Её педагогический стаж – 23 года. К профессиональному портрету нашей героини стоит добавить, что она автор музыки и текстов песен для детей (которые используются в работе многих детских коллективов Челябинска и других городов России), музыкальный руководитель и концертмейстер студии Олега Митяева «Светлое будущее», главный редактор газеты «Увильдинка», судья республиканской категории всех чемпионатов России по подводной охоте, а также лауреат конкурса «Подарите песню детям».

Светлана Солодова 6 Фото: Depositphotos / Дмитрий ГАНСКИЙ

Дело не в «счастливом» номере

- Мне многое интересно, поэтому я не могу работать по стандартам, приходится много ездить и много читать, - признаётся Светлана. - Отдельные элементы увиденного, услышанного, прочитанного соединяю воедино и адаптирую для детей, с которыми работаю. Ситуация с музыкальными руководителями в дошкольных учреждениях усугубляется тем, что их перестали выпускать из образовательных учреждений. Качественных и интересных пособий для музыкальных занятий – по пальцам пересчитать. Но сегодня приходится использовать свой наработанный опыт. В этом году профессионализм нашей героини был признан.

- Возможно, всё дело в счастливом номере? – скромно пожимает плечами она, - У меня и на городском, и на областном конкурсе был второй номер по жеребьёвке.

Отметим, что нынче в конкурсе участвовали 60 педагогов страны – воспитатели, логопеды, инструкторы по физической культуре, художники, музыканты. Конкурс состоял из нескольких туров. В рамках первого из них, заочного, каждый участник написал эссе о своей деятельности и представил на суд жюри свой сайт или блог. 11 ноября они встретились уже в Москве, где начались очные туры. Их было четыре. Педагоги состязались на протяжении недели. Самым сложным для каждого стало педагогическое мероприятие с детьми. Наставники-участники были распределены по семи  столичным детским садам, где они показали свое педагогическое мастерство на группе совершенно незнакомых дошколят.

- За 15 - 20 минут этих ребят чему-то нужно было научить, показать, как ты умеешь взаимодействовать с дошкольниками, как они на тебя откликаются, - рассказывает Светлана. – Возрастную группу мы выбирали себе сами. Например, темой моего участия был ритм, с помощью пособия «ритмические шахматы» я учила ребятню выкладывать длинные и короткие звуки. Это достаточно сложно, поэтому мне понадобились воспитанники подготовительной группы. Были педагоги, которые отважились работать с детьми ясельного возраста. На мероприятие эти малыши пришли с мамами, долго жались к ним и плакали. Но воспитателю-конкурсанту удалось заинтересовать ребят и объединить их вокруг себя.

   
   

Мужчина – редкость в детском саду

Десятка лучших участников дошла до мастер-классов и приняла участие в круглом столе, посвящённом проблемам педагогики в России.

Абсолютным победителем и обладателем приза – путёвки в Болгарию стал 48-летний педагог из Свердловской области Олег Скотников. Дело в том, что жюри конкурса руководствуются негласной установкой: должен побеждать мужчина. Все-таки мужчина, умеющий работать с детьми, – редкость в детском саду. И таких отважных стремятся поддерживать.

- Но мы выступили достойно. Все, что было заготовлено для конкурсных испытаний дома, и что родилось на волне импровизации по ходу туров, нашло самый горячий отклик у членов жюри – судя по заинтересованному общению после каждого из мероприятий, у детей, у коллег-участников. Мы сумели завоевать и удержать внимание зрительного зала при проведении мастер-класса,  – уверенно заявляет Светлана. – Радует, что удалось познакомиться с яркими представителями разных уголков России, любящими свое дело и находящимися в постоянном поиске. Не сомневаюсь, что еще долго будут вспоминаться экскурсии по вечерней Москве, посещение театра, общение.

Дети стали умными, но чёрствыми

Три кита, на которые опирается педагогическая деятельность Светланы Солодовой – владеть голосом, быть ритмически организованным и эмоционально откликаться на музыку. А между тем, по её словам, вызвать в современном поколении детей эмоции становится всё сложнее.

- Уже в два-три года многие умеют пользоваться компьютерной мышкой и включать магнитофон, и при этом не владеют навыком понятно выражать свои мысли и пересказывать сказки, - сетует Светлана. - Обыкновенным играм и общению современные дети предпочитают компьютерные игры и просмотр мультфильмов. Я придерживаюсь мнения, что компьютерные технологии имеют право на существование, но только как один вариант из множества других в развитии ребёнка. Малышу важно научиться не только мышкой водить, но и книжки листать, кисточкой красить, мозаику перебирать, играть на инструментах. В противном случае развитие будет однобоким. Вырастет продвинутый пользователь, но сухой и чёрствый человек. Жутковато, если ничто и никто не будет вызывать у повзрослевшего человека эмоционального отклика.

Светлана Солодова 4 Фото: Depositphotos / Дмитрий ГАНСКИЙ

Не воспитывают, а «приглядывают»

Светлана уверена: современным малышам не хватает элементарного общения. Дошкольная пора – время, когда родители снимают с себя полномочия по воспитанию и развитию собственного чада, устав от декретных лет, и перекладывают их на работников детских садов. А бывают и обратные ситуации – когда родители недовольны качеством обучения и воспитания их дошкольника.

- Конечно, чаще всего претензии некоторых родителей к детскому саду и пассивности воспитателей возникают не на голом месте, - соглашается Светлана Солодова. – В педагогике, к сожалению, тоже встречаются «случайные» люди – им трудно найти общий язык с детьми, педагогическая практика их больше тяготит, чем приносит удовлетворение. Но, поняв, что выбран неправильный жизненный путь, такие обычно уходят через пару лет.  Но настоящие, те, кто остаются в этой профессии, уверены, что быть допущенным до воспитания и обучения детей, быть Педагогом – это великое право. Хочется пожелать родителям, чтобы вашему ребенку встретился именно такой наставник.

Светлана Солодова 5 Фото: Depositphotos / Дмитрий ГАНСКИЙ

Малыш имеет право на детство

По мнению нашей героини, главная миссия воспитателя – сохранить право ребёнка на счастливое детство, помогая ему познавать мир и смотреть на него добрыми глазами.

- Не лишайте детей детства! - говорит она. – Как-то одна мама привела к нам в садик девочку и всем сказала: «Называйте её только Анна! Не вздумайте кликать «Анютой» или «Анечкой»!». Эта девочка отказывалась делать всё, где она могла самовыразиться. Но зато после занятия она могла сложить на место музыкальные инструменты и всегда пожалеть обиженного. И мы приняли ее такой, не пытаясь изменить, но продолжали вовлекать в коллективную жизнь. Наша Анна была старшей в многодетной семье, и вся работа по дому и по уходу за младшими братьями и сёстрами лежала на ней. Вероятно, Анечка твердо усвоила, что ей стыдно вести себя как маленькая. Но ребёнок должен быть ребенком, у которого есть возможность наиграться в детстве. Главное случилось тогда, когда в выпускной постановке девочка пожелала исполнить важную роль. И вы думаете, кого? Конечно, игривого ребенка!

У самой Светланы растёт 11-летняя дочь Полина. Дочь лучшего детсадовского работника учится в пятом классе на одни пятерки, она занимается спортом и музыкой, шьёт мягкие игрушки и обожает математику.

Из истории

2004 год – по инициативе ряда общественных профессиональных организаций 27 сентября учреждено как «День воспитателя и всех дошкольных работников

2010 год – стартовал Всероссийский профессиональный конкурс «Воспитатель года», призванный повысить престиж дошкольного образования в России

2012 год – принят закон «Об образовании в РФ», в соответствии с которым дошкольная ступень получает статус уровня системы российского образования

Смотрите также: