Этот голубоглазый парень ещё в студенческие годы свёл с ума половину женского населения Челябинска. Под его музыку шутил звёздный «УЕ», созданные им фонограммы задают ритм героям полюбившихся сериалов «Люба, дети и завод», «Ранетки», «Даёшь молодёжь», «Универ».
Играть дождь
- Олег, как получилось, что с челябинской кавээновской сцены ты попал прямиком за кулисы кино?
- Благодаря КВН во многом и получилось. Мой первый проект такого рода - музыкальное сопровождение для сериала «Люба, дети и завод». Туда меня пригласил Михаил Марфин, с которым, естественно, я познакомился в свой кавээновский период. А предложение поработать с сериалом «Ранетки» поступило от директора «Уездного города» Дмитрия Табарчука, который сегодня является исполнительным продюсером компании «Костафильм». Прошлое, так сказать, определило будущее.
- Бывало ли такое, что музыкальная тема, написанная тобой для того или иного персонажа, исполнителю не понравилась? Например, звезде Татьяне Догилевой, исполнительнице роли Любы?
- На самом деле актёры-то мало что решают. И с Догилевой я не напрямую работал, а через режиссёра. Результат во многом определяет он и продюсер. Именно они обозначают характер: скажем, Любу надо сделать забавной, но решительной, энергичной и немножко непутёвой. В соответствии с этим характером я и набрасываю мелодию. Это довольно интересно - видеть, как музыка приводит слушателя в то состояние, которое вы хотите ему передать. Ты играешь дождь - слушатель ёжится, нагнетаешь страх резкими, диссонирующими нотами - человек напрягается, замирает. Наверное, ты по себе замечала, как действует музыка в триллерах и фильмах ужасов?
- А какой фильм, на твой взгляд, может служить образцом правильно написанного саундтрека?
- Фильм «Профессионал». Энио Морриконе великолепен. Вообще, мне очень нравится, когда музыка в фильме богатая, многослойная. На каждого героя - своя тема. К сожалению, у нас это редко встречается. То, что делается в России сегодня - в большинстве своём не искусство, а коммерческие проекты. Более или менее добротные, но не имеющие большой художественной ценности.
- Тебя как музыканта это расстраивает?
- Скорее, я это осознаю. И отношусь к подобным проектам соответственно - как к коммерческому инструменту.
Москва разочаровала
- Вот интересно: твой отец, известный бас-гитарист, певец, руководитель некогда популярного «Ариэля» Валерий Ярушин - музыкант, прошедший классический путь через сцены и концерты. А ты выбрал путь, скорее, коммерческий. У вас нет разногласий на этой почве?
- Ну, во-первых, отец понимает, что это прежде всего работа. Во-вторых, коммерческие проекты - это прекрасная школа. КВН научил меня моментально схватывать настроение и атмосферу действия, перекладывать её на музыку. Работа с телевизионными проектами - это практика и ещё раз практика, бесценный опыт. Поиск тем, новых приёмов. К тому же я как музыкант живу не только этим. Я часто принимаю участие в фестивалях различного уровня, пишу музыку для спектаклей. Один из последних - новогодний спектакль «Три желания», который прошёл в Челябинском камерном театре. Кроме того, я преподаю в челябинской музыкальной школе. Меня очень радуют талантливые дети, надеюсь, именно им предстоит переломить ситуацию в российской музыке, хотя, признаюсь, это очень непросто.
Сейчас, к сожалению, многое решают деньги, и в Москве это становится очевидным. Нет музыки, есть проекты. И продюсеры. Помню, как на одном из фестивалей мы долго объясняли известному канадскому музыканту Холу Брюсу, что значит петь со сцены под фанеру. Он сначала просто не понимал, о чём мы. А потом долго удивлялся: как, говорит, такие певцы не боятся, что их освистают? А для нас это стало нормой. На этом у нас стоит весь шоу-бизнес. Отсюда и возникают такие компромиссы: либо ты миришься и шагаешь в ногу, либо плывёшь против течения и не известно, где потонешь.
- Когда смотришь по телевизору на красивых и талантливых парней из того же Comedy, то, как бы ни относился к самому проекту, испытываешь чувство гордости и оптимизм. Мол, есть ведь мужчины! А звёздная болезнь тебе знакома?
- Среди моих знакомых есть люди, на которых звёздная московская жизнь сказалась не лучшим образом. Но всё ведь от человека зависит! Я лично ещё в студенчестве переболел всеми этими звёздными делами, когда моя востребованность - и эмоциональная, среди девушек, и профессиональная - несколько превышала степень моей мудрости. Но в какой-то момент, слава Богу, посмотрел на себя со стороны и сменил приоритеты. Сейчас я понял, что нужно знать себе цену…
- Это Москва всё расставила на свои места?
- Москва меня, скорее, немного разочаровала. Помню, мне поручили написать фонограмму для одного проекта. После кавээновской жёсткой школы я плотно засел за дело и принёс через два дня выполненную работу. Заказчик на меня буквально вытаращился! Оказалось, до меня никто так быстро и ответственно этого не делал! Минимум - неделя!
Родным остаётся Челябинск
- Раз уж заговорили о Comedy… Как считаешь, чего не хватило для успеха их фильмам?
- Всего. Режиссуры не хватило, профессионализма. Не хватило самого фильма! Я, честно говоря, и Comedy редко смотрю. Актёры в Comedy, по большей части, замечательные. Например, Александр Ревва - замечательный талантливый артист. Нас с ним связывают профессиональные отношения, мы часто ездим на гастроли с его сольным проектом, я выступаю с ним на сцене как музыкант.
- То есть Москва и твоя работа не приносят тебе удовлетворения?
- Я бы не стал так категорично говорить. Мне нравится моя работа. Но это именно работа. Москва? Тот же Челябинск. Только там всё масштабнее. Конкуренция, вечная борьба за место в тусовке, которая измотает, если только относиться ко всему этому слишком серьёзно. Но я и не строил иллюзий, когда ехал в столицу. И для меня, и для большинства моих коллег и друзей переезд в Москву - не смысл жизни, а этап карьеры. Так получилось, что развиваться в России можно только в этом направлении. И у многих это получается! Например, бывшие кавээнщики, тот же Дмитрий Табарчук, или музыканты, скажем, Алексей Каплун, сын ещё одного «ариэлевца» Бориса Каплуна. Алексей сейчас клавишник в группе «Уматурман». Я думаю, Москва - город больших возможностей и неслабых характеров. Но для меня родным городом остаётся Челябинск.
- А с чем ты связываешь свои надежды на настоящий успех?
- Связываю со своим постоянным ростом как музыкант, как композитор и аранжировщик. У меня есть мечта: написать музыку к хорошему кино. С настоящей драматургией, сильным сценарием. Музыку, которая напитает фильм особым чувством, станет его атмосферой, духом. И тот путь, по которому я иду сейчас, воспринимаю как путь, который приближает меня к этой цели.
Смотрите также:
- Творчество против капусты. О «Евровидении», роке, классике и шоу «Голос» →
- Кинорежиссёр Борис Токарев: «Кино должно быть предметом размышлений» →
- Мария Лукина: Звенящий горизонт →