Эльдар Гиззатуллин, АиФ-Челябинск: Вас трудно застать на месте, хотя, казалось бы, для исследователя литературного творчества характерна кабинетная работа.
Алексей Казаков: Так я привык ножками-ножками, чтобы всё ощутить, самому увидеть. Вот недавно
А начались все мои путешествия и исследования ещё в 1968 году, когда я приехал в село Константиново, на родину Есенина. Жил там три месяца. Бросил работу, меня и уволили из-за этого. Но мне было всё равно, гораздо важнее было встретиться с современниками поэта - их в то время насчитывалось немало. Интересно, что ночевал я в усадьбе Лидии Кашиной, первой юношеской любви поэта, которая послужила прототипом главной героини поэмы «Анна Снегина».В ту пору на первом этаже усадьбы располагался дом быта, а мезонин был совсем заброшен. Вот там я и ночевал вместе с дикими кошками на замасленной фуфайке, что мне дали трактористы.
- И с кем из современников Есенина удалось поговорить?
- Я встретился с двадцатью, в том числе с его сёстрами - Шурой и Катей. Кстати, родственники поэта поначалу к приезжим относились очень настороженно. Но я был настойчив - ходил по избам, записывал рассказы на магнитофон. Позднее, кстати, удалось поспать на диване Айседоры Дункан, который был в Москве в частном собрании.
Мне также удалось во время одного из путешествий повидаться с Шаганэ (Шагандухт) Тальян, которой поэт посвятил знаменитые строки. Вполне реальный человек была, учительница.
- Наверное, странные возникают ощущения, когда встречаешься с людьми, с которыми связано множество легенд и мифов?
- Верно, необычные ощущения. Я, к примеру, и представить не мог, что удастся повидаться с Солом Юроком, легендарным импресарио, который устраивал гастроли в Америке не только Есенина, но и Фёдора Шаляпина, Анны Павловой. В 1970 году он был ещё жив, приезжал в Москву. К счастью, я был знаком с Мстиславом Ростроповичем, который и сообщил мне о визите импресарио. Я примчался в гостиницу, нашёл его номер, и стоило мне произнести: «Есенин», как Юрок расплылся в улыбке и потекла беседа.
Сейчас даже трудно представить, как легко всё получалось!
- Сильно ли расходятся рассказы современников о Есенине и официальный образ?
- Дерзким он, конечно, был и в юности, и много позднее. В Нью-Йорке любил подчёркивать, что никуда не собирается уезжать из России, что принял советскую власть - в этом был элемент эпатажа. Возможно, нервничал, чувствовал, что в этих гастролях он на вторых ролях - просто как муж Айседоры Дункан. А хватка у него была крестьянская. Не стеснялся требовать высокие гонорары. Многие и сейчас удивляются, когда узнают, что он владел магазином и кафе. Но ведь ему приходилось содержать родных в деревне. А те, кстати, недоумевали: за что ему деньги платят? Есенин это отобразил в строках, вложенных в уста деда: «Ну, если тянет, пиши про рожь, но больше про кобыл!» Мне это поневоле напомнило, как и мои родные долго не понимали, чем я на жизнь зарабатываю и как можно было бросить работу на ЧТЗ! Да и до сих пор не все понимают.
Высоцкий был не против
- Верно ли, что изучение творчества Есенина помогло вам познакомиться и с другими известными людьми?
- Да, например, с Юрием Любимовым и Владимиром Высоцким. Я ведь 12 лет плотно общался с коллективом Таганки . Подготовил пьесу о Есенине, предложил её Высоцкому - тот пообещал подготовить цикл песен. Но Любимов этой идеей не вдохновился. Жаль, конечно.
- А что за исследование отдельного стихотворения Есенина вы провели? О том самом псе, который «дай, Джим, на счастье лапу мне».
- Это удивительная история! Джим - так звали собаку прославленного актёра Василия Качалова. Есенин вообще был неравнодушен к животным, от собаки пришёл в восторг и пообещал Качалову, что напишет о ней стихотворение. Потом пришёл к актёру домой в торжественном наряде - цилиндр, пушкинская накидка, и прочитал стихотворение прислуге и собаке, так как Качалова не было дома. А больше всего Есенина привело в восторг, что Джим действительно подал ему лапу! Позднее Качалову нормально погулять с собакой не давали - зевакам хотелось поглядеть на того самого Джима. А конец у этой истории печальный. Джим взбесился, и актёру пришлось в 1928 году отдать собаку академику Павлову (тому самому) на опыты.
Символично, что многие, кто окружал поэта, закончили трагично - тут уж не только Джим, конечно, но и Райх, Дункан, Клюев, Наседкин.
Мистические совпадения
- Вас привлекла фигура и другого великого художника…
- Василия Шукшина, верно. Был на его похоронах в 1974 году, а в 1978-м отправился на встречу с его матерью. Поселился у её сестёр, у которых она в ту пору гостила. Мария Сергеевна мне рассказала о многом. Как работала на раскорчёвке пней и каждый день по пути домой боялась, не утонули ли дети на реке. О том, как сын читал всё подряд - от приключенческих книг до брошюр Лысенко.
Даже когда Шукшин умер, мать писала ему письма. Эти письма впервые будут опубликованы в моей книге «На Чуйском тракте у Шукшина». Как и письма, которые Шукшин писал матери, будучи студентом. Долгое время они считались потерянными. Шукшины ведь часто переезжали, они были переселенцами из Мордовии, с реки Шукша. К слову, из Мордовии был родом и Степан Разин, которым очень интересовался Шукшин. В одном из домов письма забыли. Их потом на чердаке нашли ребятишки - они молодцы, поняли ценность писем и принесли их в музей.
Я эти бумаги переснял и расшифровал. И сколько ещё таких сокровищ, возможно, где-то до сих пор лежат никому не известные!
Теперь понимаете, почему мне не сидится на месте? Как я могу сидеть, если где-то там доживает последние дни старушка, которая обладает бесценными знаниями!
- Есенин, Шукшин, Высоцкий… Вам не кажется, что они очень похожи? Что речь может идти о некоем вечном типе русского художника?
- Согласен, это действительно вечный тип - вероятно, в будущем появятся новые Есенин, Шукшин, Высоцкий. И связей между упомянутыми вами фигурами гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. Создаётся впечатление, что один подхватывает эстафету у другого. Вы знаете, что Шукшин умер в день рождения Есенина, а Высоцкий умер в день рождения Шукшина? Такие мистические совпадения поневоле заставляют задуматься.
Досье
Алексей Казаков. Родился в Челябинске в 1949 году. В 1978-м окончил отделение критики Литературного института, в 1986-м - аспирантуру Института мировой литературы имени Горького. В 1994 году создал при Челябинском фонде культуры литературно-издательскую артель «Алексей Казаков сотоварищи». Автор более 200 публикаций о Сергее Есенине.
Смотрите также:
- Моя сказка стала былью.22 августа классику фантастики Рэю Брэдбери исполняется 90 лет →
- Что в головах? О книгах для подростков, пятёрках-тройках и жизни на острове →
- Мария Лукина: «Времена не выбирают» →