В главной роли – сварщик. Как живет татарский народный театр в Челябинске

Народный театр объединяет людей самых разных профессий. © / Башмагым Театр

Премьерный спектакль о взаимоотношениях одного мужа сразу с пятью жёнами недавно показал Челябинский татарский народный театр «Башмагым». Объединяет он обычных людей, которые в свободное от работы время становятся постановщиками, актёрами, декораторами. Коллектив уже дважды завоевал Гран-при в Казани.

   
   

За счёт каких средств существует народный театр? Где гастролирует и востребован ли у зрителей? Об этом рассказал художественный руководитель Эльдар Гибадуллин. Он трудится сварщиком, а в театре ставит спектакли, играет в них. 

О чём поспорили с падишахом?

Эльдар Гизатуллин, chel.aif.ru: Это правда, что новый спектакль – о взаимоотношениях в гареме? Откуда такая необычная тема?

Эльдар Гибадуллин: Не совсем так. Спектакль называется «Пять жён Ходжи Насреддина». Это довольно забавная история – много комичных и авантюрных сцен. Напомню, что Ходжа Насреддин – это такой фольклорный герой, который обычно всегда выходит сухим из воды. И вот однажды он похвастался: «Был бы у меня гарем, как у падишаха в 400 женщин, все жёны по струнке ходили бы!». Падишах про это услышал и передал ему четырех своих жен с наказом: «Если справишься с ними в течение года, будешь жить в мире и согласии, обеспечу на всю жизнь. Если нет - всё отберу!». И вот приходится Ходже жить под одной крышей с самыми разными женщинами: одна -дочь палача, другая -мудрая, третья - темпераментная, четвёртая требует постоянно внимания. И каждая ведёт свою игру. А есть ещё и собственная жена – божий одуванчик, но, конечно, не в восторге от всего происходящего. Правда, постепенно она понимает всю сложность ситуации и начинает помогать мужу. В конце концов, наш герой сдаётся и признаёт: «У каждой женщины должен быть свой Ходжа Насреддин!».

Эльдар Гибадуллин (в центре) сыграл Ходжу Насреддина, которому пришлось содержать пять жён. Фото: Башмагым Театр

- Вы играете главную роль?

- Да, хотя спектакль – это, конечно, работа всей нашей команды. Мы уже побывали с этой постановкой на фестивале народных театров в Казани. Как нам сказали: «Челябинск должен быть обязательно!». Нас туда пригласили уже во второй раз – в первый раз были в 2019 году со спектаклем «Башмачок» и получили Гран-при. Заработали не только почёт и внимание зрителей, но и 500 тысяч рублей – а ведь театр дело затратное, существуем только на заработанное и помощь со стороны. Помогает очень Конгресс татар Челябинской области: например, предоставил костюмы для первой постановки. Раньше была проблема с петличными микрофонами – у девушек голоса тонкие, их не всегда слышно со сцены. Доставали микрофоны, где могли, теперь смогли приобрести. В этом году мы также завоевали Гран-при. Приятно, что нас ценят. Это вдохновляет и даёт силы продолжать работу.

За 100 км на репетиции

- При словах «народный театр» многие вспоминают кадры с Евстигнеевым из фильма «Берегись автомобиля». Неужели, как в фильме, все после работы бегут на репетиции?

   
   

- Конечно, это тяжело. Приходится жертвовать и заработками, и общением с семьёй. Например, в выходные я занят с 8 часов утра до 10 вечера, если идут репетиции в полном составе. Собираемся мы, кстати, в Челябинском театре современного танца.

У каждого своя работа. Я сварщик – варю отопительные, водопроводные системы, но могу сварить и декорации. Одна из наших девушек рисует, другая шьёт. Кто-то флорист, другой web-дизайнер, третий - банковский работник. Состав периодически меняется – кто-то приходит, кто-то уходит. Роль кучера, например, у нас переиграли 6-7 человек. При кастинге учитываем не только актёрские способности, но и владение языком. Сейчас в коллективе десять человек из разных городов и районов – приезжают в Челябинск за 100 и более километров, представляете? И не раз, и не два, ведь репетиций требуется немало. Так, из Кунашака есть ребята – один актёр, другой звукорежиссёр, который и за свет отвечает. А поставить спектакль помог профессиональный режиссёр Вакиль Кадыров.

- А как решаете вопрос оснащения постановок? Для той же истории о Ходже Насреддине, наверняка, потребовалось много костюмов.

- Сами собираем где только можем. Из Троицка привезли некоторые костюмы, из Миасса. Одна девушка подарила свой яркий, необычный халат, другая предоставила украшения.

- Спектакли идут только на татарском языке?

- Спектакль в любом случае можно понять, хотя, конечно, есть ситуации, где язык помогает. Нас спрашивали, есть ли аппаратура для перевода? Пока денег на это у нас нет – возможно, кто-то сможет помочь с приобретением подобной аппаратуры.

Проблема ещё и в том, что язык пропадает. Это самая большая проблема. Даже среди актёров не все владеют им в совершенстве, приходится некоторые тексты заучивать. Но это не выход, надо ведь и достоверно эмоции показывать.

- Выезжаете ли на гастроли? Где можно увидеть ваши спектакли?

- Гастролируем по Челябинской области – бываем в Кунашаке, где у нас всегда полные залы, Троицке, Усть-Багаряке, Аминево. В Магнитогорске на наш спектакль пришли 250 человек. Как уже знаете, ездим и на фестивали за пределы региона. Если отправляемся на гастроли, то перевозка декораций, костюмов, не говоря уже об актёрах – тоже на нас. Я беру у приятеля прицеп, загружаю всё необходимое и вперёд.

Всегда просим приводить на спектакли детей, друзей – чтобы знали историю, язык, разговаривали на нём. После спектакля, что называется, выходим в народ – фотографируемся, общаемся, учитываем пожелания, замечания.

- Выступаете обычно во дворцах культуры? Вам помещения предоставляют бесплатно?

- Нет, приходится платить. При этом мы ведь стараемся сделать цены на билеты максимально доступными. Смотрим, что из себя представляет ДК, технические особенности – чтобы вообще можно было сыграть спектакль. Обычно у нас 10-15 показов в год.

Всё началось ещё в 30-х годах

- А как давно существует в Челябинске татарский народный театр? Это недавний проект?

- И да, и нет. Театр основали ещё в 30-х годах прошлого века, но в начале Великой Отечественной войны все участники ушли на фронт – вернулись далеко не все. Театр возродили уже в 60-х годах благодаря режиссёру из Казани Гаттару Салимову. К сожалению, режиссёр умер, и в 90-х годах театр прекратил своё существование. Наконец, в 2018 году по инициативе председателя Конгресса татар Челябинской области Лены Колесниковой театр возродили. Пригласили из казанского ТЮЗа главного режиссёра Рената Аюпова, который нам очень помог.

- Что же именно вас привело в театр?

- Я сам всегда в первых рядах тех, кто песню споёт, стихотворение расскажет. Сам я ведь из музыкальной семьи, играю на баяне, как и отец, старший брат, а сестра на фортепиано. Другие братья, а нас пятеро в семье, тоже музыканты, как и их дети.

Мой отец в 70-х годах прошлого века играл в Челябинском татарском народном театре. Интересно, что он сыграл и в первом нашем спектакле – роль мультмиллионера. А сейчас, хотя и не играет, но помогает советами – он наш старый товарищ и талисман, первый зритель, который подсказывает, где и как подправить.