Под рекламу - полосу! История южноуральских объявлений ХХ века

Газета отражала социальную и культурную жизнь города. © / фото Александра Фирсова / АиФ

Газетные объявления начала ХХ века практически не отличаются от современной рекламы. Листая страницы челябинских газет столетней давности, поневоле ловишь себя на мысли, что не так уж сильно изменилась наша обычная жизнь за минувший век. Вот магазины приглашают на распродажу, вот стоматологи предлагают лечение и пломбирование, а вот и курсы обучения бухгалтеров… Реклама как была, так и осталась двигателем торговли и средством коммуникации - неважно, где она размещена: на телевидении, в интернете или на пожелтевших от времени газетных страницах.

   
   

Просьба из управы

«Реклама - это отражение материальной и духовной культуры общества, - говорит Елена Рохацевич, ведущий археограф объединённого государственного архива Челябинской области. - Рекламная информация необходима для того, чтобы ориентироваться в мире товаров, материальных и культурных ценностей. По словам археографа, из этих объявлений мы можем узнать, что люди ели и пили, как одевались, как проводили свободное время, какие фильмы смотрели, какие профессии были востребованы, какие товары продавались в Челябинске».

Сама реклама, конечно, древнее всех газет: ещё до появления первых СМИ рекламные объявления печатались в типографиях и размещались на тумбах. В конце ХIХ века печатные издания уже выходили в Оренбурге, Кургане, Тобольске, а в Челябинске история СМИ начинается 16 августа 1904 года. В этот день было подписано разрешение на издание первой газеты - «Челябинского листка объявлений».

Ещё с конца ХIХ века челябинцы обращались в Петербург, в главное управление по делам печати, с просьбой об издании газеты, но это были обращения от частных лиц, и им отказывали. Только когда такая просьба поступила от Челябинской городской управы, разрешение было получено.

Конфекты и шевиот

«Челябинский листок объявлений» выходил всего один год с периодичностью три раза в неделю. Затем ему на смену пришёл «Голос Приуралья» - ежедневное рекламное и общественно-политическое издание, одна из лучших уральских газет своего времени. Сверху, под названием газеты, размещалась информация: «Выходит ежедневно, кроме дней после праздничных», формат 75 на 50 см (это значительно больше нынешнего формата А2), подписная цена на год - 8 рублей, телефон редакции № 51.

Как правило, первая полоса отдавалась под рекламу. Здесь были самые крупные и броские объявления: о поступлении новых товаров, о распродажах, а также о гастролях известных артистов, театральных и цирковых трупп.

   
   

Реклама того времени погружает нас в удивительный мир прекрасных, но уже незнакомых нам товаров - конфет, паштетов из рябчика, а также тканей, шляпок, мехов… Читаем «Голос Приуралья», номера за 1911 год: «Конфекты: этуаль, оранжет и дамские пальчики в маг. Братьев Бокаревых», «В магазин Арефьева поступили шпроты, паштеты из рябчика с труфелями и швейцарский сыр», «Сёмга малосольная, свежая зернистая икра осетровая» и т. д.

А вот товары лёгкой промышленности: «В маг. Авдеева громадный выбор ламп: висячие, будуарные, торшеры», «У Шакира Ахметова одеяла и шали (плюшевые и байковые), бумазея, шевиот, зефир, фланель», «В маг. Валеева получен большой выбор дамских меховых вещей, богатый выбор ёлочных украшений и детских игрушек», «Валенная обувь, шапки, перчатки, галоши - в магазине Каткова».

Одно из типичных объявлений, адресованное «целевой аудитории» - женской: «Закройщик Берлинской академии Эпштейн-старший принимает заказы на дамское верхнее платье по последним парижским фасонам, имеются разные сукна, драп и модные материалы». Ну а на второй полосе информация попроще, но тоже актуальная: «Продаются сухие берёзовые дрова - по удешевлённой цене».

Драма по Шиллеру в красках

Конечно, не только информация о товарах и магазинах заполняла газетные полосы. Газета отражала социальную и культурную жизнь города, и судя по объявлениям, жизнь эта была насыщенной и бурной: «30 декабря вечер заслуженной артистки императорских театров Ольги Преображенской», «Концерт капеллы композитора Завадского», «Народный дом. Труппа русских драматических артистов под упр. В. Бурлакова «Наследный принц в старом Гейдельберге», комедия в пяти действиях».

Реклама киносеансов хоть и выглядит немного архаично, но демонстрирует вполне современное жанровое разнообразие: «Киевские торжества в присутствии государя-императора». «Тёща исцелила» - комическая драма (видимо, тёща уже тогда была предметом шуток). «Луиза Миллер» - драма по Шиллеру в красках. «Миражи жизни» - боевик. «Люксембургские сады» - с натуры. «Дух времени» - сильная драма из трёх отделений с участием любимца повсеместной публики В. Гаррисона». Таким образом, есть тут и драмы, и экранизации, и документальное кино про императора. В это сегодня, наверное, трудно поверить, но Челябинск в ночное время не погружался в дремучий провинциальный сон, а жил, что называется, весёлой ночной жизнью. Вот объявление об открытии в «Новом клубе» (это популярное место отдыха горожан) зимнего сезона (10 сентября 1911 года): «Концерт по обширной программе, выступают баритон г-н Соболев и бас г-н Сандеровский, оркестр бальной музыки под управлением Калиновского, начало концерта в 9 часов, танцы до 3 часов ночи. Оркестр играет ежедневно, кроме понедельника».

Заметна эволюция газеты, продиктованная началом Первой мировой войны. Места под рекламу отводится всё меньше, экономическая жизнь начинает затихать, газетные полосы целиком отдаются под подробные сводки «с театра военных действий» из Франции, Румынии, Англии и т. д. Почти сто лет назад, 16 июля 1916 года, выходит последний номер газеты «Голос Приуралья».

«Дореволюционные газеты, которые есть в наших фондах, мы на руки не выдаём, - говорит Елена Рохацевич. - Они очень хрупкие, им требуется специальный режим хранения. Но в публичной библиотеке все они отсканированы, их можно посмотреть в Интернете. Для историков, архивистов эти газеты, с такими, казалось бы, обыденными рекламными объявлениями, на самом деле бесценный источник исторической информации».

Смотрите также: