Челябинск, 10 апреля - АиФ-Челябинск. Отцом-основателем этого театра считается режиссёр народный артист России Борис Морозов. Сам он, правда, всячески от этой роли открещивается. Уже долгое время живёт в Москве, но на юбилей «Манекена», конечно же, не приехать не мог.
Чего хотел Олег Ефремов
- Это правда, что первые представления вы разыгрывали ещё в детстве, перед родителями?
- Ну, скорее, это получались не представления, а семейные концерты. Отец у меня был военнослужащий, штурман авиации дальнего действия. Так получилось, что и я поначалу был далёк от искусства. Поступил в Челябинский политехнический. Театром долгое время не занимался, хотя и отец, и мать были театралами. Потом приезжая в Москву, посещал спектакли. В нашем институте возник студенческий театр эстрадных миниатюр, который впоследствии и стал «Манекеном». Но неправильно говорить, что я организовал «Манекен» - время его организовало. Это же были 60-е!
- А в чём выразился дух 60-х именно для вашего театра?
- Мы получили возможность выезжать за рубеж, увидели совершенно непривычные вещи, невероятные постановки, эксперименты. И у нас появилась возможность делать что-то необычное. Не случайно лидерами тогда стали непрофессиональные театры - они собирали переполненные залы!
- А со стороны профессионалов какое было к вам отношение?
- Огромное внимание. Вот вам самый яркий пример. Как-то ещё в советское время в Челябинск прибыл на гастроли коллектив МХАТа. Для гостей в аэропорту даже установили трибуну. С этой трибуны Олег Ефремов и заявил, что артисты южноуральцам кое-что, конечно, покажут, но и сами кое-что хотели бы получить. По толпе прошёлся шёпот - все подумали, что актёр намекает на посещение закрытых городов, где можно было приобрести многие дефицитные в ту пору продукты. Однако Олег Ефремов сказал, что гости хотели бы посетить спектакль театра «Манекен».
Я в то время отдыхал на озере Увильды, а труппа была распущена. Поднялся переполох, за мной на озеро при-мчались две чёрные «Волги», чиновники велели немедленно собирать коллектив. Мхатовцам мы в итоге показали спектакль «Две стрелы».
- Но, каков бы ни был успех «Манекена», вы решили переезжать в Москву. Почему?
- Я вообще считаю, что жизнь вперёд движут два чувства - удовлетворённости и неудовлетворённости. Просто понимаешь, что исчерпываешь себя в каком-то качестве, а значит, надо двигаться дальше. От технической специальности в театр я ушёл, потому что чувствовал: в искусстве можно соучаствовать в чём-то большем, уйти от монотонности. Я совсем неслучайно упомянул эксперимент -мне это всегда нравилось.
Вот недавно вышла американская экранизация «Анны Карениной». Принято ругать зарубежные постановки - мол, не так показано, не так рассказано, да что они могут знать о нас! А мне интересно посмотреть, как ещё можно сделать. Оказывается, вот так! Не как у нас - этим и ценно.
- А вам не кажется, что современные эксперименты в театре, кино, в целом в искусстве зачастую проводятся просто ради эксперимента?
- Нынешняя новизна зачастую относительная. Когда я вижу современные, казалось бы авангардные, постановки, я понимаю: это - перепевы того, что было сделано ещё лет двадцать пять назад. Но всё равно надо искать. Просто раздать роли - не значит поставить спектакль. Это только ремесло, хотя, конечно, и ремесло может быть профессиональным и непрофессиональным. Говорят иногда: «Да всё уже было!» Да, может, и было, но из этого не следует, что надо отказываться от поисков.
Я это не ем!
- В своё время у вас были конфликты с партийным руководством. Сейчас идеологический контроль сменился финансовым. Какой из них тяжелее?
- Знаете, я считаю, что «Манекен» выжил во многом благодаря поддержке партийной организации института: театр защищали, помогали ему. Конечно, огромная доля заслуг принадлежит и зрителям, коллегам. Сейчас же совершенно иная ситуация. Я, например, не перестаю удивляться тому беспредельному потоку пошлости, который льётся на нас с экрана телевизора. И отношение ведь какое: мол, всё равно скушаете. А я это не ем, не хочу!
- Вы считаете, что театру нужна финансовая поддержка со стороны государства?
- Безусловно. Знаете, вот я сам люблю спорт, увлекался футболом и баскетболом, но не понимаю, почему на спорт у нас в стране тратятся миллионы, а на искусство - просто какие-то микрокопейки!
В своё время мы ставили довольно острые спектакли, но давления на нас не было. По крайней мере, такого, как в столице.
Сейчас же давление иное, самое страшное.Это толпа, обывательство. Чуть высунешься - и всё, отстригут! Хотя вроде бы приветствуются разнообразие, новизна, но это мнимые призывы. На самом деле установка простая: или ржи со всеми, или молчи!
А я не ставлю спектакли на потребу, на ржаку. Главная цель - дать человеку надежду на завтрашний день. Именно надежду, а не правду. Каждый из нас знает такую правду, которая не снилась самому известному документалисту. Иногда удаётся что-то сделать, скажем найти пьесу без мата, без пошлости. Утверждают: а в жизни так говорят, поэтому и нужно с матом. Ерунда! Это и к правде-то отношения не имеет.
Ждём перемен
- Вы поставили несколько спектаклей за границей. Там положение театров отличается в лучшую сторону?
- Как сказать. Там тоже актёры получают не много, где-то подрабатывают, иногда чуть ли не официантами. Но при этом есть дух свободы, оптимизм, настрой такой: если есть проблемы, то прорвёмся, разберёмся! У нас же почему-то ощущается некая придавленность.
- То есть 60-е если и продолжаются, то не у нас.
- Сложно требовать от людей какого-то оптимизма, если в провинциальных театрах получают по 6-7 тыс. рублей. Заметьте, недавно подняли зарплату практически всем, кроме работников театра. Вот такое отношение. А ведь изменения в лучшую сторону в нашем обществе начнутся тогда, когда у нас поменяется отношение к культуре. В этом я твёрдо убеждён.
Досье
Родился в 1944 году в селе Остафьево в Подмосковье. В 1967 году закончил челябинский политехнический институт. Закончил режиссерский факультет ГИТИСа. Работал режиссером-постановщиком в театре Советской Армии, в драмтеатре имени Станиславского, Малом театре, многих других. Сыграл несколько ролей в кино. Женат. Обе дочери, тоже оказались связаны с театром – Екатерина стала театроведом, а Татьяна – актрисой.
Смотрите также:
- Константин Уральский: «Люблю людей, а не границы» →
- Л. Варфоломеев: "Философии меня учил Джигарханян" →
- Валерий Гергиев: «У меня память не короткая» →