«25 лет вместе…». В Органном зале прошел юбилейный вечер Владимира Хомякова

Фото Бориса Каулина

Челябинск, 6 декабря, АиФ-Челябинск. Официально звание народного артиста России присвоено органисту в 2010 г., неофициально – гораздо раньше многочисленными ценителями его таланта и мастерства.

   
   

 

Владимир Хомяков. Фото Д. Довбуша

 

А это и коллеги (среди которых именитые мэтры), и рядовые слушатели. «25 лет вместе…» – так озаглавил свой юбилейный вечер, состоявшийся 25 ноября в Челябинском зале камерной и органной музыки, Владимир Хомяков.

Над суетой

Действительно, вместе – и те, и другие – все мы. Зал переполнен – переаншлаг, билетики «стреляют» уже на подходах к нему. Вспомним, что столетие назад это здание, возведенное в память убитого народовольцами императора-освободителя Александра II, было освящено как одна из православных церквей Челябинска.

Алое поле (сердце города, детский парк), главной доминантой которого оно является, благодаря удачному расположению и реставрации/реконструкции здания в концертный зал областной филармонии (в середине 1980-х) – вот уже четверть века постоянный культурный магнит городской интеллигенции, мгновенно реагирующей на анонсы концертов органной музыки. Каждый из них – событие, и это аксиома, независимая от состояния погоды, настроений власть предержащих и иных катаклизмов.

 

   
   
Первый месяц работы в Челябинской филармонии. Монтаж органа. Апрель 1987 г. Фото Н. Левена.

 

Известно, что в случае форс-мажорных обстоятельств в первую очередь будут спасать… нет-нет, не роддома и детсады, не больницы и школы, но государственные архивы! А вот поклонники органной музыки, ее постоянные слушатели, узнав, к примеру, о наступлении пресловутого конца света, наверное, не задумываясь слетелись бы на Алое поле к своему любимому «Ойле», чтобы уберечь орган от возможных напастей. Ведь он и его адепты собирают вместе, объединяют духовно, поднимают над суетой вот уже несколько поколений – как самих музыкантов, так и поклонников органного искусства.

 

Мастер-класс Ги Бове (Швейцария) на 4-м международном фестивале «Новое органное движение». Слева Г. Бове, справа В. Хомяков. Челябинск, 1994 г. Фото А. Чуносова.

 

Именно поэтому в мае 2010 г. многие из них пришли на митинг-концерт в защиту челябинского органа, поскольку оказались, мягко говоря, озадачены решением «в короткий срок» передать местной епархии здание, в котором в 1987-м был установлен этот концертный инструмент. Просьба/наказ патриарха Кирилла, прозвучавший во время визита главы РПЦ в Челябинск, был немедленно услышан областными руководителями, решение о возвращении храма верующим принято сразу и бесповоротно.

История с будущим переносом органа, конца которой мы пока не знаем, достаточно драматична для культурного сообщества, и дай Бог, чтобы она действительно не превратилась в очередную трагедию, связанную с духовным наследием в нашем Отечестве. Ведь главное, при одном и том же инструменте (в данном случае органе), главное, краеугольное – это резонатор органа, которым является зал или помещение, в котором тот установлен. И, конечно, архитектура, а вместе с ней и акустика, существенно отличаются в том и ином случаях.

Одно дело – православный храм и совсем другое – культурно-досуговое учреждение, коим предстоит и в дальнейшем служить зданию бывшего к/т «Родина», перестраиваемому в настоящее время в филармонический зал. Именно там, по решению южноуральских чиновников, определено местожительство органа, построенного “Hermann Eule” («Герман Ойле») – одной из лучших на сегодня германских органостроительных фирм, создающих инструменты для России.

 

Народный артист России Владимир Хомяков на юбилейном творческом вечере «25 лет вместе…» Челябинск, ноябрь 2012 г. Фото Е. Ененко.

 

На вечере, конферанс которого взял на себя юбиляр и во многом благодаря этому провел его в исключительно дружественной обстановке, В. В. Хомяков рассказал, в частности, о том, что недавно совершил поездку в Баутцен (Саксония), на ту самую фирму, где встречался с ее директором Иржи Коцоуреком – главным экспертом в деле переноса челябинского органа. Начало процедуры переустановки (включает демонтаж, монтаж, настройку-интонировку), которое было переназначено на конец апреля 2013 г., вновь перенесено – теперь на конец августа 2013-го (при этом окончание всех работ ожидается 20 декабря 2013 г.).

Но последнее возможно лишь при условии полной готовности самого здания, иначе опять будет отложено. Это вполне разумно – заинтересованные стороны не торопятся «избавиться» от органа в здании бывшего храма, хотя внутри него второй год совершаются церковные службы, пусть и при незначительном числе верующих.

Но вернемся к творческому вечеру Владимира Хомякова. Нельзя не отметить, насколько лаконично и даже изысканно была выстроена его программа. «Всего» 4 произведения отобрал органист для первого, «исполнительского» отделения. Это классическая музыка – как западноевропейская (Б. Маттер и И. С. Бах), так и русская (М. Мусоргский и С. Прокофьев).

Причем «Ночь на Лысой горе» Мусоргского и «Наваждение» Прокофьева были представлены в транскрипции для органа В. Хомякова. Это яркие, контрастные по темпам и настроениям и, несмотря на академическую форму, очень современные сочинения. Воистину космический Мусоргский и вполне хард-роковый Прокофьев (ассоциации с клавишными Джона Лорда из «Deep Purple») – когда лишний раз убеждаешься, что орган отнюдь не статичный инструмент, а настоящая машина времени.

Во втором отделении новейшая музыка – авторские композиции и импровизации самого юбиляра. И здесь музыкант отдает предпочтение стихии динамичной и остросюжетной, философской и соразмерной бегу стремительного XXI века – музыке, целиком захватывающей слушателя. В ответ на заявку из зала («Токката и фуга ре минор») – неожиданный Бах в ритме латиноамериканской самбы. Музыкант словно иронизирует – не над тем, что исполняет, но над собой,ищет нестандартное прочтение вопреки устоявшимся органным формам и стилям.

Однако умеет быть и серьезным. В своих авторских опусах («Июльская импровизация», например) исполнитель изначально словно бы находится в состоянии сжатой пружины. Это комок нервов, сверхплотный сгусток пространства, который неумолимо раскручивается в богатейшую звуковую палитру, во множество почти зримых образов.

От ощущения трагичности человеческого бытия к переживанию космизма всего сущего. Кода – взрыв то ли вселенной, то ли состояния себя в ней, погружение в разреженность внеземного вакуума и финальный очищающий катарсис. Метаморфозы времени, сжатого до предела, концерт как обморок или крик, гимн или предупреждение живущим – и всё за какие-то полтора часа, не имеющие на самом деле временного диапазона. Отступает пространство, потому что нет и его.

 

Дружеский шарж В. Хомякова на участников I фестиваля «Джаз на большом органе». Слева направо: В. Хомяков, Б. Кёппен (Германия), Д. Тимм (Германия), М. Ло Мушо (Италия), Й. Ландгрен (Швеция), У. Спанг-Хансен (Дания), Х. Левин (Швеция).
 
Фото участников I международного фестиваля «Джаз на большом органе». Слева направо: Б. Кёппен, М. Ло Мушо, Д. Тимм, В. Хомяков, Х. Левин, У. Спанг-Хансен, Л. Лабзина, Й. Ландгрен. Челябинск, октябрь 2004 г. Фото А. Гольянова.
 

 В течение вечера – смена кадров на экране, сначала только черно-белых, потом цветных – уникальный ряд фотографий из личного архива органиста. Отдельная история, плоть жизни музыканта и его коллег. Узнавая каждое событие одно за другим, видя счастливые лица их участников и вспоминая имена, поражаешься, как много встреч, впечатлений и открытий, сколько самой разной музыки они подарили, какое множество человеческих судеб связано с челябинским органом, с концертным залом на Алом поле.

Сколько фантастически интересных концертов, захватывающих вечеров, неожиданно смелых проектов вместила в себя всего лишь какая-то четверть века. Сколько же нашей, родной, южноуральской истории в контексте истории российской, а может, общемировой, сосредоточено на этом крохотном пространстве – вокруг и возле «Ойле». Рядом с человеком, вдохнувшим в дерево и металл музыкального инструмента живую душу, щедро вложившим в него свои труд, талант и мастерство.

Смотрите также: