Челябинская область, 24 октября - АиФ-Челябинск.
Челябинский художник Александр Разбойников увлёкся этими небесными созданиями ещё с детства. На днях он вернулся из Москвы, где ему был вручён сертификат российской Книги рекордов за работу «Мир через призму бабочки». Следующим шагом будет уже Книга рекордов Гиннесса.
Ручкой и отвёрткой
- Одним из ваших рекордов является рукописная книга «Бабочки Южного Урала» - единственная в России подобного рода книга. Когда же вы начали её делать?
- Этой книге уже 30 лет, а начал я её ещё в 1978 году, когда поступил в художественное училище. Выводил шариковой ручкой печатные буквы текста, тиснение на обложке сделал отвёрткой, а потом заполнял буквы названия кисточкой и серебряной краской. Тогда ведь не было никаких компьютеров, программ, не было фирм, которые предоставляли бы услуги по печати, оформлению рукописей. Переплёт сделала мама (она тогда работала в переплётном цехе). Когда не мог распознать некоторые пойманные виды, писал в журнал «Юный натуралист» - мне отвечали.
- Так какое желание было изначально - рисовать или изучать бабочек?
- Рисую я с трёх лет. Начинал с того, что перерисовывал изображения из «Мурзилки» и «Весёлых картинок». А уже в школе увлёкся энтомологией. Весь биологический отдел в библиотеке изучил, вплоть до динозавров. Начал рисовать бабочек в натуральную величину, причём мне нравилось делать такие свое-образные объёмные картинки: можно было приподнять крыло бабочки и увидеть, что находится под ним. У меня до сих пор сохранились эти рисунки - все пронумерованные, есть под номерами 2, 3, то есть совсем ранние.
Эти образы я продолжал разрабатывать, когда начал трудиться на фабрике художественных изделий. Хотя, конечно, много было и других работ - по бижутерии, значкам, медалям (например, к юбилею освоения целины).
Гадюка разрешила пройти
- А как получилось, что от таких прозаических вещей вы перешли к легендам - Аркаиму, другим цивилизациям?
- Именно от фабрики меня направили в Аркаим, к археологам - было задание подготовить эскиз значка, посвящённого этому открытию. Так я и увлёкся темой. Помню, мне рассказали, что около Аркаима обитает бабочка-аполлон. А ведь Аполлон имеет отношение к культу солнца. И само древнее городище носит солярный характер.
- Восприняли это как знак судьбы?
- Были и другие удивительные встречи. В первый же приезд вместе с археологом Александром Таировым мы отправились к развалинам, и вдруг путь нам преградила степная гадюка, свернувшаяся кольцом. Спустя какое-то время она уползла. Я воспринял это так, будто она пропускает меня к Аркаиму. Кстати, впоследствии я бывал в тех краях не менее 11 раз, но ни разу змей не встречал.
Бабочку-аполлона и змею я впоследствии изобразил на триптихе, который долгое время висел в кабинете Геннадия Здановича, первооткрывателя Аркаима. Эта же картина была опубликована и в журнале «Вокруг света» (я сам послал её в редакцию).
- Почему же вас так интересует именно Аркаим? Вы солидарны с мнением тех, кто считает, что это уникальная цивилизация?
- Знаете, Тур Хейердал посетил однажды Москву. Гостя спросили, что его интересует более всего в России. И он ответил: «Аркаим». Я вспомнил об этом, делая альбом, где пытался проследить параллели между разными эпохами истории Южного Урала. Например, знаменитая фигурка человека, смотрящего в небо (найденная в Аркаиме), очень похожа на идолов с острова Пасхи - такие же надбровные дуги, мощный подбородок. В руках у нашей фигурки, кстати, зеркало. И если провести линию от Аркаима в сторону Тихого океана на юго-запад, то упрёшься прямо в остров Пасхи. Что это - совпадение? Не знаю.
- Какие ещё параллели нашли в истории Южного Урала?
- В древних захоронениях XVIII века до нашей эры можно встретить останки верблюдов, и уже в XVIII веке нашей эры появляется Челябинск, на гербе которого верблюд. Всё это я изобразил на картинах. У меня есть целые альбомы, которые издаю за свой счёт.
Где живёт Анастасия?
- Трудно, наверное, зарабатывать, если заниматься исключительно такими картинами?
- У меня были тяжёлые времена, но сейчас, слава богу, заказов хватает, в основном от московских издательств. Например, оформлял первое в мире издание книг Таро, где карты соединены с хиромантией.
Кроме того, мои рисунки были отобраны для издания за рубежом серии книг Мегре об Анастасии. Мне в своё время подарили первую книгу из этой серии. Почитал, сделал несколько иллюстраций, разместил их в Интернете, людям понравилось. Так появились книги с моими иллюстрациями в Нидерландах, Южной Корее, США.
- А как вы сами относитесь к этим произведениям? Автор уверяет, что всё это реальность, как, скажем, встречи Кастанеды с Доном Хуаном (говорят, Мегре вдохновлялся именно этой литературной мистификацией).
- Сложно сказать. Я не исключаю, что всё-таки реальная основа есть, причём можно назвать даже конкретное место - Ханты-Мансийский автономный округ. Есть уже селения, где живут по заветам, описанным в книгах. Например, посёлок, основанный академиком Петром Щетинкиным под Геленджиком. Совсем рядом находятся дольмены, где, как верят жители селения, обитает дух Праматери Анастасии. Я был там, раскрасил росписями одно из строений. Удивительное место! Дети там курс десятилетней школы заканчивают гораздо раньше своих ровесников.
- Намереваетесь в своём творчестве охватить и это направление?
- Самая главная цель для меня - это проследить полностью образ бабочки во всех культурах мира. Это один из немногих светлых символов, который их объединяет. Многие бабочки в древнегреческих мифах названы в честь богов и героев, например Селены, Геракла. Нередко душу изображали в виде бабочки, и есть реальная бабочка, названная в честь Психеи (от греч. psiche - душа). Культуры переплетаются: от Греции я иду в Египет, Индию и ещё дальше.
Так, в древней Мексике, известной своим жестоким культом, по поверьям, воины, павшие на поле битвы, превращались в бабочек. А в Японии, как и в Европе, очень боялись ночных бабочек - считалось, будто это призраки.
- Чувствуется, что к этому образу, который многими воспринимается легкомысленно, вы относитесь серьёзно.
- Ну почему же, я готов и к игровым формам. Как-то рисовал бабочек для боди-арта на телах девушек на фотосессии Сергея Васильева. Делал алфавит для детей, где буквы в виде бабочек. Есть у меня стихотворение, описывающее вид «углокрылица» в 425 словах, и все эти слова начинаются на букву «с». Это был такой эксперимент. Впрочем, я не первый подобный экспериментатор. Другой любитель бабочек, Владимир Набоков, как-то описал в стихотворении весь строго научный порядок действий при поимке насекомого и внесении его в коллекцию.
Смотрите также:
- От тайги до хранилища. Коллекционерам работать в музее запрещено →
- Не Аркаимом единым. Сибирскую язву впервые победили в Челябинске →
- Геннадий Зданович: "Прошлое видно из космоса!" →