Александр Борок: «Родом я из Белинды»

   
   

Это человек для челябинской области знаковый, хоть и не наш земляк. На его спектакли с равным удовольствием идут и дети, и взрослые.

Главный режиссёр Челябинского театра кукол Александр Борок постановками начал заниматься ещё в детстве. И если другие ограничивались замками в песочнице, то он создал целую страну. А сейчас задумывается над «Необыкновенным концертом - 2».

Когда Гамлет был маленький

- Этот год оказался для вас довольно плодотворным в плане наград - выходит, что Челябинский театр кукол удерживает заслуженную славу?

- Более чем. Так, наш артист Николай Архипов получил приз за лучшую мужскую роль в спектакле «Человек в футляре» на областном фестивале «Сцена». А Наталья Балдина была названа лучшей исполнительницей женской роли на фестивале «Петрушка Великий» в Екатеринбурге. А на тюменском фестивале «Золотой конёк» наша постановка «Маленький принц Датский» получила приз за лучшее режиссёрское решение.

- Знаю, что первый спектакль для взрослых, а второй для детей. Не рановато ли ребятам знакомиться с Шекспиром, ведь это адаптация «Гамлета»?

- Это «Гамлет» для маленьких - собственно, это история, когда и Гамлет, и Лаэрт, и Офелия, да и другие были ещё детьми. И уже тогда нашему принцу не давали покоя призраки. Это такая детективная история, не буду даже говорить, чем там всё закончилось.

   
   

Мы в театре вообще постоянно в поиске неожиданных идей и историй. К примеру, в сентябре этого года вышел спектакль «У ковчега в 8» - про трёх пингвинов, которым во времена Всемирного потопа во что бы то ни стало надо пробраться на ковчег, куда, как известно, берут лишь парами. А их трое друзей. Уже показали эту постановку на фестивале «Ковчег». Нам везёт на совпадения - в апреле премьера «Удивительного путешествия кролика Эдварда», мы его готовили, совершенно забыв, что следующий год именно год Кролика!

- Есть стереотип, что кукольный театр предназначен исключительно для детей...

- Действительно, стереотип. Систем кукол много, есть и для взрослого зрителя. Скажем, театр драмы везде одинаков по сути, а у кукол безграничное многообразие! От театра теней до Петрушки. У нас немало спектаклей именно для взрослых: «Мнимый больной» или «Победа» - целиком основанный на забытых песнях военных лет, причём все песни исполняются вживую.

- А изобретаете ли вы сами какие-то новые куклы для тех или иных постановок?

- Да, например, для спектакля «Нет слов», который я ставил в Нижневартовске, были изобретены марионетки, которые превращаются в деревья. Интересная идея была для цыганского ансамбля - они же всё время в движении, поэтому мы их посадили на велосипеды. А для спектакля «Картинки с выставки» была использована не обычная вертикальная, а горизонтальная марионетка.

Тайна телевизора

- В детстве не ставили кукольные спектакли для родных и близких? Может, был домашний театр?

- Спектаклей не было, но мы, четверо друзей, создали целые государства. У меня страна называлась Белинда, а у Сергея Плотова - Швандария. У одного из друзей страна называлась и вовсе Техас. Интересно, что, хотя на дворе стояли 60-70-е годы, государства у нас были капиталистические. Были даже свои гангстеры, спортсмены, военные, а также театры, кинотеатры.

А вообще огромное влияние на наши страны оказывали просмотренные фильмы. Выходила картина про индейцев - появлялись у нас индейцы, смотрели мы фильм про войну - срочно начинали мастерить солдатиков. Население каждой страны достигало 100 человек. Кстати, для гангстеров и ковбоев мы мастерили из проволоки оружие, которое стреляло - ну, не стреляло, конечно, а пыхало. Порох готовили из спичечной серы. Та же проволока шла на монетки, детали интерьера. Впрочем, иногда воровали игрушечную мебель у девчонок. Кое-что у меня до сих пор сохранилось.

- Получается, что вы очень любили кино. А какие-то кукольные спектакли в детстве произвели впечатление?

- Однажды, а родился и вырос я в Омске, повели меня на спектакль про крокодила Гену и Чебурашку. Помню, меня поразил огромный телевизор в квартире Гены. Там была ведущая, плавали крокодилы и даже рябь, как в настоящем телевизоре.

Много лет спустя я устроился монтировщиком в тот самый кукольный театр. Спектакль про Гену и Чебурашку всё ещё шёл. И вот я пробрался за кулисы и наконец увидел тот самый волшебный телевизор. Каково же было разочарование, когда выяснилось, что это всего лишь два фанерных листа, тётя ведущая тоже была из фанеры, помехи изображала двигавшаяся взад и вперёд резинка, а отсвет создавала обычная лампочка! Словом, сплошной обман, как и всё искусство! Но обман волшебный и во благо.

- Учли потом этот опыт, когда сами стали режиссёром?

- Да, я стараюсь, чтобы зрители не видели актёров - не надо знать, как всё это действует. Вера у детей в реальность происходящего огромная. Могу сказать, что нынешнее поколение, казалось бы избалованное спецэффектами, не отличается от прежних зрителей. Ведь там на экране всё вне твоей досягаемости, совершенно нереальное, а в спектакле всё очень-очень близко, такое настоящее.

- В своё время вы с Сергеем Плотовым прославились как создатели «Чёрного театра», вели телепередачу «Саня и Серя», даже сняли фильм «Вентиль дренчерной системы». Нет желания вновь попробовать себя в новых жанрах?

- Мне интересно всё новое. Правда, сейчас всё время и силы занимают театр и студенты - я ещё преподаю в колледже культуры. Там когда студенты видят «Запись в АТК», то думают, что речь идёт об актёре театра и кино, а это актёр театра кукол! Но пока разбираются, кого-то это и втягивает.

- А есть ли что-то новое, что вас пока пугает?

- Недавно мне предложили сделать «Необыкновенный концерт - 2», продолжение спектакля Образцова, который видели практически во всех странах мира. Постановка чрезвычайно популярная, но ей уже 50 лет, надо придумать уже что-то новое. Очень интересное предложение, хотя и страшно - понятно ведь, что сравнивать будут не в мою пользу. Но, думаю, любопытство страх пересилит.

Смотрите также: