Необычный груз проследовал в 2003 году из Подмосковья в южноуральскую деревню Кундравы – целый «Камаз», груженный мебелью, книгами, одеждой. Все это прежде принадлежало мэтру отечественного кинематографа Сергею Герасимову и его красавице-жене, актрисе Тамаре Макаровой, которую после одного фильма иначе, как Хозяйкой Медной горы не называли.
Груз принимал Борис Красноперов – только благодаря ему столь ценные вещи и проделали столь длинный путь, от дачи Герасимова в Челябинскую область. В селе Кундравы уникальным вещам предстояло обрести последнее пристанище – именно здесь был создан уникальный музей, который периодически посещают самые известные актеры советского кино, воспитанники Сергея Герасимова.
Ромашки для Хозяйки Медной горы
- На самом деле Герасимов родился в деревеньке Десятилетие, рядом с Кундравами, - рассказывает Борис Красноперов. – Там была у его дяди целая усадьба с большим садом и мельницей. Мельницу я сам еще помню. От сада давно уже ничего не осталось. А от усадьбы – дом, который разваливается на части. Деревенька уж больно махонькая, где уж тут создавать музей! Но и Кундравы право на известного земляка имеют – именно в приходской книге Кундравинской церкви есть запись о рождении маленького Сережи.
Запись эта – тоже один из экспонатов уникального музея. Над фронтоном надпись, цитата мэтра: «Я за то, чтоб искусство удивляло. Весь вопрос, чем удивить?» А удивиться при осмотре экспозиции есть чему.
Началось же все еще при жизни Сергея Герасимова. Как-то, в ноябре 1982 года, Борис Красноперов увидел по телевизору передачу с участием легендарного земляка. Герасимов с большим чувством вспоминал родные места, озеро Чебаркуль, где любил купаться. Кстати, другое южноуральское озеро – Кисегач – стало местом для съемки фильма «Журналист». Здесь до сих пор показывают место, где произнесен был знаменитый кинодиалог: «Что такое счастье?»
Словом, нет ничего удивительного в том, что мэтр ответил на письмо, которое пришло из родного края, хотя сам Борис не очень надеялся на ответ. Завязалась переписка, а потом состоялось и очное знакомство, переросшее в многолетнюю дружбу. Сергей Герасимов даже пригласил Бориса сыграть эпизодическую роль приезжего революционера в своем последнем фильме «Лев Толстой». Первая прогонка роли состоялась в гостях у режиссера.
- Понимал, что там и супруга Сергея Аполлинариевича будет, как же прийти без цветов? – вспоминает Борис Красноперов. – Подумал, что розы ей и так постоянно дарят, поэтому купил ведро ромашек. Как вошел к ним, так и бухнулся на колени с цветами: «Вам, Хозяйке Медной горы!» И роль прекрасно прогнал – Герасимов жену позвал, чтобы ей продемонстрировать мои способности. Но при Тамаре Федоровне я засмущался, сбился. И уж потом на съемках она, игравшая жену Толстого, специально уходила с площадки, чтобы меня не смущать.
На съемках был и другой забавный эпизод. Чешский актер все допытывался у Бориса, откуда он и в каком театре играет, да какого размера там сцена. Наш самородок не утерпи и брякни: «Сцена большая – аж 19 тысяч гектар!» Дело в том, что в родной деревне Борис, как и все, крестьянствовал – поле и было его сценой.
И хотя дальше актерская карьера Бориса как-то не задалась, отношения с Герасимовым и Макаровой он поддерживал вплоть до смерти мэтра. Знали его и близкие родственники режиссера, так что экспонаты для музея пожертвовали от всего сердца. Впрочем, не все вещи попали сюда с дачи – к примеру, костюмы со съемок фильмов «Юность Петра» и «В начале славных дел» подарил директор киностудии имени Горького Станислав Ершов – кстати, бывший челябинец.
Все тот же запах
Музей хранит не только уникальные вещи, но и сведения, о которых мало кто знает – например, то, что брат режиссера служил в армии Колчака.
Но наибольшее впечатление производят, конечно, экспонаты, которые помнят прикосновения Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Вот бильярдный стол с дачи,
- Начальство тут одно заходило, - рассказывает Борис Красноперов. – Увидели бильярдный стол и загалдели сразу: «О-о, сейчас поиграем!» Я им: «Хрен вам! Это экспонат!»
Такая строгость для Бориса естественна – он ведь не только создатель и директор музея, но и друг той кинематографической семьи. Бережет каждый экспонат – будь то старые, растрепанные книги из личной библиотеки режиссера или трость, подаренная Герасимову самим Чарли Чаплиным. Шугает не только начальство. Как-то посетила музей Татьяна Ишукова – притомилась и села на диван.
- Я сразу на нее: «Ты что! Нельзя тут сидеть!» - смеется Борис Красноперов. – Она вскочила: «Ой, а я подумала – это просто диван». Нет, этот диван с дачи, я на нем ночевал, когда приезжал в гости туда, но сейчас и себе не разрешаю на нем лежать. Татьяна Леонидовна - женщина солидная, такое углубление от ее хулиганства на диване появилось, так я эту впадину уже берегу – тоже своего рода экспонат!
Но настоящий алтарь для хранителя музея – уголок Тамары Федоровны, в которую он, по собственным словам, до сих пор немного влюблен. Здесь стоит огромное трюмо с зеркалом – пока везли в «Камазе», больше всего за него тряслись. На полочке под зеркалом щетки и духи Хозяйки Медной горы – они до сих пор пахнут.
Воссоздан и кабинет Сергея Аполлинариевича. Даже фото под стеклом на письменном столе лежат точно на тех же местах, что изначально. На шкафчике рядом фуражка, подаренная донскими казаками режиссеру после премьеры «Тихого Дона».
- Помню, когда приехал сюда Сергей Никоненко, один из 211 учеников Герасимова, то попросил разрешения посидеть за этим столом, - говорит Борис Красноперов. – Я ответил: «Ну, тебе-то можно!» Он посидел этак, положив голову на руки, и вдруг как заплачет! Я к нему: «Да что с тобой?» Он вскочил: «Эх, всю душу ты мне вытряс!» И выбежал…
Эмоции не могли сдержать многие из учеников Сергея Герасимова – в 2005 году к 100-летию режиссера многие из них приехали в Кундравы. Интересно, что, дабы не ударить лицом в грязь перед столичными гостями, из бюджета области было срочно изыскано 9 миллионов рублей, чтобы построить хорошую дорогу к музею.
- Меня потом бабушки еще долго ругали: «А что же в наш переулочек-то дорогу пробить не смог?» - смеется директор музея.
Все затмил небоскреб?
На создание музея понадобилось почти 17 лет. Какое-то время была надежда, что не просто музей, а целый киноцентр имени Герасимова разместится в Челябинске, на улице Кирова, на месте бывшего кинотеатра «Октябрь». Кинотеатр снесли, вырыли котлован, подготовили два проекта. Но грянула перестройка, и постепенно идея киноцентра совсем заглохла. Сейчас тут возвышается «Челябинск-сити». Совсем другие времена, которые вряд ли мог представить Герасимов.
Было предложение перевезти экспонаты в областной краеведческий музей, но только на правах временной экспозиции. Это значит, что выставлена она будет в лучшем случае три-четыре месяца в году, а потом убрана в запасники.
- Дай бог, вспомнят про нее к 115-летию Сергея Аполлинариевича, а к тому времени вещи, поди, мыши сгрызут, - боится хранитель музея.
Прежде музей посещало до 3 тысяч человек в год. Сейчас едва тысяча добирается. Все меньше в живых и учеников мэтра, которые все-таки нет-нет, да и посещают Кундравы. Но фильмы помнят и любят. И если спросить любого, какой «Тихий Дон» им ближе – недавний с голливудскими актерами или тот, герасимовский, ответ будет очевиден.
Смотрите также:
- На Южном Урале агроном стал наследником Сергея Герасимова →
- Сельский агроном стал наследником Сергея Герасимова →
- В столице Южного Урала открылся музей Экспериментов →