Скончался Иван Плешивцев

   
   

Песня «Ой, калина», которая прославила нашего земляка на всю страну, была знакома даже тем, кто никогда не интересовался народной музыкой.В своё время он был включён в «Золотую десятку лучших гармонистов России», получил звание заслуженного работника культуры России. Но куда более весомей всех этих почётных регалий была поистине всенародная любовь к этому человеку.

Несколько лет назад Иван Плешивцев был гостем нашей редакции. Сегодня мы решили почтить его память избранными отрывками из интервью, которое он когда-то дал «Аргументам и фактам-Челябинск».

Годков подкинули

- На Южный Урал я приехал только в 1980 году, - рассказывал о своей биографии Иван Антонович. - Родился же в Самаре, но всё детство и юность провёл в Казахстане, а именно в селе Кушмура Кустанайской области. Туда партией был направлен мой отец, в ту пору старались заселять русскоязычными переселенцами североказахстанские районы. Местным это не всегда нравилось. Часто вспыхивали волнения. Во время одного из таких бунтов в 1933 году мой отец и погиб. Мне в ту пору было всего два года. А в 1942 году умерла моя мать, я остался с сестрой, но ей надо было устраивать свою жизнь, она часто подбрасывала меня соседям.

Так и мыкался, пока меня не пригрел дядя. Также мне очень помог председатель сельсовета: выдал справку, что я родился в 1929 году, добавил мне лишних годков, чтобы можно было начать работать. Устроился на железную дорогу - смазывал буксы вагонов, работал слесарем, постукивал молоточком по колёсам. После учёбы в Акмоле стал вагонным мастером

Начал с балалайки

   
   

- Сначала я играл не на гармони, а на балалайке, - вспоминал Иван Плешивцев. - А какие тогда были инструменты? Купить ничего нельзя было, пришлось мастерить самому. Балалайка у меня была ободранная, самодельная. Струны из овечьих кишок - казахи помогли натянуть. Потом я находил всякие проволочки, на них и играл. А в 1949 году купил свою первую гармонь, мою ласточку.

Увлёкся же я гармонью после того, как услышал игру одного парня. Сирота он был, как и я, да и судьба у него страшная. Его отец служил интендантом, а служба эта такая… Словом, своей жене он присылал мыло и в куски этого мыла прятал часы. А жена, ни о чём не подозревая, продавала мыло на рынке. И лишь потом муж ей написал обо всём: мол, теперь я тебя на всю жизнь обеспечил. А она прочитала и от потрясения с ума сошла. Вот игру её сына я и услышал.

Гармонь я купил у моряка. Я попросил его сыграть что-нибудь, показать мне, как обращаются-то с этим диковинным инструментом. Он сыграл «Славное море, священный Байкал». Закончил играть и говорит: «Вижу, как глаза у тебя загорелись от песни моей. Вот за это, так и быть, сбавлю цену».

Почти Иван Бровкин

- В армии первый раз перед большой аудиторией я спел на концерте художественной самодеятельности. Конферансье спрашивает: «Что петь умеешь?». Я говорю: «Лемешева люблю петь, могу напеть что-нибудь из блатного репертуара». Конферансье смеётся: «Ого! Блатного нам не надо, а вот Лемешева спой». И объявляет меня в насмешку как народного артиста. Лемешева-то петь не всякий может. Солдаты, офицеры и их жёны в зале смеются. А я вышел на сцену и ка-а-ак выдал им всем! Конферансье меня обнял, говорит: «Извини, что я народным обозвал. Но ты действительно артист!». Стал я в своей части уважаемым артистом, даже десятидневный отпуск мне дали на ноябрьские праздники. И звание младшего сержанта получил.

Как расцвела «Калина»

- Это моя песня, хотя слова и музыка народные, - делился с нашим корреспондентом уральский гармонист Иван Плешивцев. - Но я много работал над ней, вложил в неё свою душу, как, впрочем, и во все другие песни. Впервые «Калину» я услышал в 1986 году у своей двоюродной сестры в Казахстане. Но тогда в песне было 14 куплетов, я взял лишь 6, но не было у «Калины» конца. Последний куплет в итоге мне помогла придумать одна женщина из Ачинска, работник культуры. А в итоге моя «Калина» завоевала огромную популярность, мне даже рассказывали, что в киосках, где продают аудиозаписи, «Калину» спрашивали так же часто, как и новинки модных исполнителей.

А был случай, когда на одном из концертов в Уйском районе ко мне подошли зрители, оказавшиеся фермерами из Израиля, приехавшими в район по обмену опытом. Они мне признались, что «Калина» очень популярна и у них на родине.

Смотрите также: