Ответ прост: все эти «социальные объекты» челябинцы построили сами. Традиции благотворительности, умноженные на человеческую порядочность, двигали город вперёд.
На храмы и на Индию
Благотворительность охватывала разные сферы жизни. Жертвовали и на строительство храмов, и на помощь пострадавшим от наводнения, и на голодающих в Индии… Объявлялся сбор пожертвований, дума распространяла подписные листы, человек там проставлял сумму и ставил подпись.
«В архиве хранится большое количество таких листов с сотнями и тысячами подписей. Давали кто сколько мог: кто-то - 500 рублей, кто-то - 5 копеек», - рассказывает Галина Кибиткина, главный археограф Объединённого государственного архива Челябинской области (ОГАЧО).
Все челябинские храмы, школы, училища, библиотеки, Народный дом (нынешний Молодёжный театр) и многое другое было построено на средства самих горожан: часть денег собирали через подписные листы, объявляли кружечный сбор, какие-то средства выделяла городская дума. А ещё местные купцы, предприниматели полностью на свои средства строили школы, библиотеки, училища - это было вполне в духе времени.
Колбин и Покровские
К примеру, братья Покровские, которым принадлежали винокуренный завод, золотые прииски, сельскохозяйственное производство, были известными челябинскими благотворителями. В 1873 году они пожертвовали 1 700 рублей на возведение дома для челябинской женской прогимназии, в 1898-м на своём хуторе Михайловском построили и открыли бесплатную начальную школу.
В 1881 году Владимир Покровский открыл первую в Челябинске общественную библиотеку, Иван Покровский пожертвовал городу 4 000 рублей на возведение пристроя к челябинскому городскому училищу.
Крупный челябинский предприниматель и общественный деятель Василий Колбин в начале XX века «продвинул» город по пути научно-технического прогресса: построил первую в городе электростанцию и первую телефонную станцию, бесплатно установил телефоны в больнице, детском приюте, пожарном обществе.
Кроме того, Василий Колбин построил первое приходское мужское училище, затем ремесленную школу, в которой могли обучаться дети из семей рабочих и мещан. В этой школе делался акцент именно на техническое образование.
«Колбин был заинтересован в том, чтобы в Челябинске появились технически грамотные специалисты - механики, электрики, чертёжники. Он понимал, что такие специалисты нужны для дальнейшего развития города», - говорит Елена Рохацевич, ведущий археограф ОГАЧО.
В Челябинске была широко распространена практика создания попечительских советов при учебных заведениях. В состав советов, как правило, входили купцы, общественные деятели, депутаты думы, педагоги - люди уважаемые, с безупречной репутацией. Попечительские советы занимались текущими делами учебных заведений: находили средства на строительство и ремонт, выделяли стипендии учащимся, решали хозяйственные вопросы.
В помощь голодающим
В этом году в октябре исполнится 105 лет с момент открытия знаменитого магазина троицкого купца Мухамеджана Валеева на улице Уфимской (ныне Кирова). Этот магазин челябинцам больше известен под названием «Молодёжная мода».
В честь такого события полагалось устраивать торжественный фуршет, но в Челябинске в 1911 году свирепствовал голод, и владелец магазина от праздничного фуршета отказался. Как писали газеты, Валеев «нашёл лучшим обычный в таких случаях обед заменить на пожертвования на благотворительные и общеполезные цели». Денежную поддержку в честь открытия магазина получил комитет по оказанию продовольственной помощи жителям Челябинска, начальные мусульманские училища (мужское и женское) и общество помощи бедным евреям.
«Это тоже характерный пример благотворительности начала века - помогать тем, кто нуждается, голодает, попал в трудную ситуацию, - поясняет Кибиткина. - Здесь были неважны сословные или национальные различия. Город был многонациональный, но не наблюдалось какого-то разделения, агрессии по отношению к людям другой религии».
«Граждане! Жертвуйте продуктами!»
В годы Первой мировой войны практически все челябинцы, без преувеличения, стали благотворителями. Уже в августе 1914 года, не дожидаясь объявления официальных кампаний, они начали сбор денег для пострадавших от военных действий. В конце августа в кассу челябинского комитета Российского общества Красного Креста поступило 1 082 рубля. Впоследствии начали регулярно проводиться кружечные сборы в помощь населению пограничных областей России. Этими сборами занималась молодёжь - ученики старших классов реального училища, гимназии, торговой школы.
С первых дней войны в Челябинск начали поступать раненые. Мест в больницах не хватало, и дума приняла решение создать общественный лазарет. В архиве хранится обращение городского главы Василия Семеина к жителям города: «Помещение для лазарета имеется, нужно общими силами создать оборудование его. Содержание одной больничной кровати обходится от 35 до 40 рублей в месяц. Желательно, чтобы все слои населения приняли участие в содержании лазарета. Граждане! Жертвуйте продуктами, бельём, предметами ухода!»
Челябинцы брали на содержание отдельные кровати, то есть оплачивали лечение тех солдат, которые эти койки занимали. Были и так называемые именные койки: имя благотворителя размещалось на специальной табличке. Челябинцы Ф. Баженов, И. Катков, В. Аникин содержали именные койки до окончания войны. Местные купцы и предприниматели помогали в обеспечении частей, отправлявшихся на фронт: снабжали военных чаем, табаком, мылом и т. д.
« Жертвовать на нужды города, на общеполезные дела и в ХIХ веке, и в начале ХХ века считалось нормой, - говорит Галина Кибиткина. - Причём как для состоятельных людей, так и для обычных, небогатых граждан. Местные купцы, предприниматели показывали пример социальной ответственности, тратили личные деньги и личное время на общественные нужды. Такое поведение было правилом, а не исключением».
Смотрите также:
- «Челябинскiй элеваторъ»: от символа города к самому жуткому зданию →
- В «Городе мастеров». Златоуст создаёт для туристов «Золотую линию» →
- Суровый и потусторонний. Топ мифов о привидениях в Челябинске →