Александра Назарова никогда не гнушалась никакой работы. За её спиной порядка семидесяти ролей в кино и шестнадцати ролей в театре имени Ермоловой. А скольких мультипликационных персонажей она озвучила! Её голосом говорят даже герои легендарной компьютерной игры Max Payne.
Александра Ивановна, молодому поколению вы известны прежде всего по роли бабы Нади в сериале «Моя прекрасная няня». Вы сразу согласились на эту роль?
Согласилась-то сразу, но не знала, что моей героине придётся периодически появляться в сериале, поскольку изначально появление бабушки няни Вики задумывалось как одноразовая акция. Впрочем, когда выяснилось, что баба Надя надолго вошла в кадр, я этому была только рада.
Сегодня вы общаетесь с коллегами, с которыми работали тогда на съёмочной площадке?
Не со всеми. Например, я не знаю, где сегодня Настя Заворотнюк, зато знаю, где Оля Прокофьева, знаю, что Боря Смолкин в Питере.
Как вам работалось на съемочной площадке? Говорят, что съёмки в сериале очень выматывают, что это тяжелее работы в полнометражной картине…
Не скажу, что мне это было очень тяжело, но, конечно, это отнимает и силы, и время. Однако материал был хорошим, и работать с ним было приятно. У меня от той работы самые радостные впечатления.
Получив тот опыт, согласились бы снова на съёмки в другом долгоиграющем сериале?
Если бы предложили хороший сценарий, по которому действительно было бы над чем работать, то, конечно, согласилась бы! Я не люблю отказываться от работы в принципе.
А продолжение «Прекрасной няни» будет?
Ну что вы, нет, конечно, это уже законченная история!
Вас не смущает, что после «этой законченной истории» многие зрители воспринимают вас именно как актрису комедийного жанра?
Нет.
Александра Ивановна, как вы сами считаете, какие роли вам лучше даются? Может, трагические?
Я актриса и должна уметь вживаться в разные образы. У меня были роли самые разные. По плечу они мне были или нет, но я пыталась их играть с полной ответственностью и в меру своих способностей.
У вас было когда-нибудь желание сыграть резко отрицательную роль, побыть в образе эдакой недоброй женщины?
Ну, если бы был хороший материал, то почему бы и не сыграть? Ведь суть актера в том, чтобы любого своего героя оправдать. Если бы предложили отрицательную роль и я, прочитав сценарий, могла бы оправдать свою героиню, я бы согласилась!
Читала, что вы называете роль Софьи Перовской своей самой любимой. Почему? Вас что-то роднит с героиней?
В Софье меня привлекала её одержимость, чувственность. Ведь всё, что она проделала, всё было совершено исключительно по-любви к Желябову! Роль революционерки Софьи Перовской была очень сложной и серьёзной. Вокруг были замечательные актёры, все были молоды и задорны. И мне самой было лет поменьше, чем сейчас… Тот этап моей жизни, когда я играла Перовскую, был для меня очень значимым, а образ героини определённым образом, уж извините за тавтологию, повлиял на саму меня.
Какие роли в вашем нынешнем репертуаре?
У нас новый художественный руководитель Олег Меньшиков. Когда он пришёл, то снял весь предыдущий репертуар кроме четырех спектаклей, включая то, что я играла много лет. Малой сцены у нас сейчас вообще нет, она отстраивается заново, и мы ждем, когда это произойдет. Так что из ролей в театре у меня пока только роль в «Фотофинише» и «Портрете Дориана Грея». Благо, есть еще кино и антрепризы.
Как к вашим работам в кино относятся театральные коллеги?
Нормально. Мы так друг про друга думаем: есть работа – и слава богу. А если благодаря работе еще и получилось что-то стоящее, то вообще отлично.
Когда происходят накладки и нужно выбирать между театральными репетициями и киносъемками, что для вас в приоритете?
В приоритете, конечно, театр. В Театре имени Ермоловой я проработала много лет. А точнее, почти пятьдесят: с 1965 года.
В чем для вас секрет притягательности театра Ермоловой?
Там всегда было у кого учиться, на кого смотреть и кого играть. Труппа у нас замечательная, актёры между собой очень дружны. Когда приходят молодые ребята, мы пытаемся найти к ним подход, и у нас, кажется, получается. Так что климат в театре хороший, никогда не было закулисных интриг и открытых подлостей, а это, знаете ли, далеко не в каждом театре так. Мой театр меня всегда спасал, театр – это моя жизнь, мой дом!
А в театре существует какая-то иерархия, присваиваются некие ранги?
Знаете, раньше это было более явственно, были амплуа, героини, примы. Сегодня зрителю интересен не народный или заслуженный артист, а просто знакомое медийное лицо...
Дмитрий Дюжев в одном интервью сказал: «Если мы не будем сниматься в кино, на нас не будут ходить в театр». Вы согласны с ним?
Нет. В театр люди идут, чтобы посмотреть какое-либо интересующее их произведение. А уж кто будет занят в ролях – дело второе. Причем тут я? Конечно, с одной стороны можно понять человеческое любопытство, желание просто посмотреть артиста живьём. Ну и руководство театра радуется, если в труппе есть более или менее известные артисты: ведь это дает определённые бонусы театру.
Одни говорят, что кино и театр – два совершенно разных мира. Другие говорят, что граница между ними сегодня сильно размыта. А вы как считаете?
Безусловно, кино это иное искусство, чем театр. В театре есть возможность долго репетировать, подбираться к роли, там более кропотливая работа над каждой сценой, а в кино нужно достаточно быстро понять, в чём суть образа и вжиться в него.
А где вам работается легче, проще – в кино или в театре?
Ни там, ни там. Всё это труд. Если к делу ты относишься серьёзно, то оно везде требует от тебя затрат и отдач.
Александра Ивановна, в 2001 году вам было присвоено почётное звание Народного артиста РФ. В театре это событие как-то отмечалось?
Да, был шикарный прием, меня все поздравляли.
А когда наступил пенсионный возраст, коллеги устроили вам проводы на пенсию?
О, нет, вот это в театре вообще не принято! (Смеётся) Актрисы никогда не подчеркивают свой возраст и готовы работать до гробовой доски. Поэтому уходов на пенсию как на прочих предприятиях у нас не бывает.
Совместимы ли на ваш взгляд, словосочетания «достойная старость» и «русский пенсионер»?
Уфф, не знаю. У нас пенсия такая же, как у всех обычных пожилых людей в нашей стране. Никаких особых прибавок нет. Зарплаты у драматических артистов очень небольшие, поверьте. Звание народной артистки России на хлеб, как говорится, не намажешь. Добавляют небольшие проценты к нашей грошовой зарплате. Так, чтобы потешить самолюбие. В общем, на пенсию прожить сложно, особенно если у тебя нет дополнительного заработка и ты живёшь в Москве, где всё в разы дороже, чем в других городах.
Философы утверждают, что в каждом возрасте есть своё удовольствие. Какое удовольствие вы переживаете в своём нынешнем возрасте, Александра Ивановна?
Не удовольствие, а скорее обиду. Обида моя состоит в том, что я не ощущаю себя пожилым человеком, хотя и понимаю, что лет мне не так мало. Знаете, я играю в замечательном антрепризном спектакле «Девочки из календаря», в котором моя героиня произносит следующую фразу: «Вы знаете, девочки, возраст никогда меня не раздражал. Это я всегда его раздражаю!» Вот и я существую по этому принципу.
Зато в своём нынешнем возрасте вы не забыты, вы окружены почётом и славой…
Славой? Я вообще не понимаю, что это такое. Это когда тебя узнают на улице? Ну, так меня, если я ненакрашенная, никто и не узнаёт. И я насчет этого спокойна. Помню, как-то проходила техосмотр на машине, очень долго стояла в очереди, а когда, наконец, заехала в этот бокс, работники возмущались, мол, что же вы стояли, мы бы вас без очереди обслужили!
А что же вы стояли, Александра Ивановна?
Мне было неловко пользоваться плодами своей популярности. Не люблю выделяться из толпы. Никогда не чувствовала себя звездой. Я – рабочая лошадка. Уверена, что звездная болезнь – это довольно глупо. Гениальных артистов, настоящих звёзд – единицы. Я к ним себя не отношу.
Гениальность и талант – это само собой. Но ведь большую роль в профессии артиста играет удача?
Главную. Она непосредственно влияет на то, останется ли артист в профессии. Некоторым не везёт катастрофически. Конечно, имеет значение и то, какие усилия прикладывает сам артист к тому, чтобы хоть как-то себя реализовать. Надо ходить на все кастинги и просмотры. Надо уметь ждать, терпеть и трудиться. В жизни каждого актёра за редким исключением бывают такие моменты тишины, простои, когда работы и предложений нет совсем. У меня в кино случались многолетние простои, чего никогда не бывало в театре. Если не было работы в кино и театре, то я занималась дублированием, озвучиванием. Я, например, много лет озвучивала фильмы.
Какие?
В картине с Пьером Ришаром «Игрушка» я озвучивала того самого мальчика. Моим голосом говорил один из утят в «Утиных историях» Вилли, а моими партнерами были Нядя Румянцева и Людмила Гнилова. Мне очень нравилось озвучивать мультики, мультики – это прелесть что такое! Я не гнушалась никаким делом, и до сих пор не стыжусь никакой работы. Актер должен быть всегда занят. Когда я находилась в очень тяжёлом материальном положении, то соглашалась даже на роли в малюсеньких эпизодах. Меня звали – я шла, и не считала, что тем самым роняю себя в профессии. Главное, что ты при этом ощущаешь в душе.
Александра Ивановна, работать, чтобы жить или жить, чтобы работать?
Жить, чтобы работать. Работа – это вся моя жизнь, и всё на ней завязано, как это ни печально.
А давайте вспомним, как всё начиналось? Вы помните тот момент, когда решили стать артисткой?
У меня же оба родителя были артистами, поэтому выбор профессии был для меня предрешён изначально. Всё моё детство прошло в театре, я играла с детского возраста, первую роль мне дали в шесть лет. Когда я заявила папе с мамой, что буду поступать в театральный институт, они не стали меня отговаривать, но было видно, что подрасстроились. Всё-таки профессия очень зависимая и материально не самая выгодная. Когда я пошла сдавать экзамены в театральный институт, родители были на гастролях, так что пришлось одной… Но ничего, они обрадовались, что я благополучно поступила. Между прочим, институт я окончила с красным дипломом!
А что было потом?
Потом я бросила Ленинград и уехала работать в Москву. Москва мне всегда нравилась своей живостью. К тому же я мечтала работать в детском театре у Эфроса, меня очень впечатляли его спектакли. Ну и ещё одной причиной переезда стало то обстоятельство, что мой муж Юра был коренным москвичом. Замуж я вышла ещё на четвёртом курсе института. Познакомились мы случайно на «Мосфильме». Роман у нас завязался быстро, и страсти горели шекспировские. Горели-горели, а потом я и перегорела. Ушла от первого мужа, когда мне показалось, что я встретила любовь всей своей жизни. До сих пор не могу простить себе, что причинила боль Юре. Он совершенно этого не ожидал.
Ваш второй муж тоже имел отношение к сфере искусства, к кино?
Нет, второй муж был врачом. Он всегда шутил и имел склонность к широким жестам. Мне нравилось это, я думала, что так будет всегда. Однако сразу после роддома выяснилось, что муж не готов к семейной жизни. Быт с ребенком отличался от влюблённых воздыханий на скамейке под луной. Мы расстались, он уехал из страны и совершенно никак не помогал нам с сыном. Зато как ни странно нам помогал мой первый муж Юра: то сандалики для Мити принесет, то ещё что-нибудь… Но ни разу он так и не переступил порог моего нового дома, даже когда второго мужа уже рядом не было. А ещё мне помогала как могла мама Юры, мы общались с ней до последнего, она умерла в 2000 году.
Наверное, вам приходилось много работать, а сыну не хватало внимания?
Да, это так, к сожалению. Митя рос без отца, а нехватку внимания восполнял в дворовых компаниях, заделался рокером, на мопеде гонял, в ПТУ поступил. Потом я ещё диплом туда писала за него. Ни одна из профессий не увлекала его по-настоящему. Ничто не увлекало… В чём-то я себя, конечно, винила после его смерти. Просила у Господа прощения. Надеюсь, частично я вину свою искупила сегодня. Теперь живу ради внучки.
Вы воспитываете внучку одна?
Да, так получилось. Когда Митя умер, мне пришлось стать для его дочки опекуном. Кстати, мы с внучкой полный тёзки: она – Саша Назарова и я Саша Назарова. Саше-младшей скоро исполнится пять годиков.
Многие творческие люди, в частности актрисы, просят своих детей не называть их «мамами», а внуков – «бабушками». А как вас зовёт внучка?
Меня моя внучка зовет «бабой», «бабулей», «бабушкой» и вообще как ей вздумается.
Вы строгая бабушка или балуете свою внучку?
В целом я бабушка требовательная! Могу даже поддать хорошенько! (смеётся) Конечно, кое-что я Саше позволяю, на многое закрываю глаза. А как можно не баловать? Она ж ещё такая маленькая! Мы, например, очень любим путешествовать! В этом году мы с Сашей были в Болгарии, а в прошлом году были в Греции.
Саша знает, что её бабушка актриса? Смотрела хоть один фильм с вашим участием?
Да, она знает и иногда видит меня в телевизоре. В театре она меня не видела ещё. Саше нравится, что со мной здороваются и общаются разные люди. Она спрашивает: «Баба, а откуда они все тебя знают?» Я отвечаю: «Да я уже и сама не знаю!» (смеётся)
Говорят, ваша внучка как две капли воды похожа на вас. Какой судьбы вы бы хотели для неё?
Главное, чтобы она счастлива была, какой бы выбор в жизни ни сделала. Суждено ли ей стать актрисой? Не знаю. Периодически я замечаю в ней задатки актрисы, она вертлявая. То она хочет в «балеринскую» школу, как она выражается, то ещё чего-нибудь придумает… Пусть подрастёт, а там посмотрим. Только бы… боюсь говорить… Только бы времени хватило её хоть чуть-чуть поднять. Ну, ничего! Надо только руки не опускать и всё образуется!
Александра Ивановна, у вас, наверное, каждый день расписан по минутам?
Сейчас уже не каждый, но все равно работаю по полной – то съёмки, то спектакль, то ещё что-нибудь… Когда я на работе, для Саши нанимаю няню.
А есть что-то, на что вам катастрофически не хватает времени?
На чтение книг. Журналы и газеты я еще как-то успеваю почитать, а вот на серьёзную литературу к вечеру любого дня уже не хватает ни сил, ни времени. Но в общем-то всё это хорошо, я думаю. Бог с ней, с литературой… Гораздо хуже, когда человеку на старости лет заняться нечем и жить не для кого. Вы знаете что? Вы главное, когда будете писать это интервью, юмора подпустите побольше, ладно? Я люблю, когда в статьях юмор проскальзывает, их и читать веселей! (смеётся).
ДОСЬЕ
Александра Ивановна Назарова родилась 17 июля 1940 года в Ленинграде в актёрской семье. Окончила Ленинградский театральный институт имени Островского. Сначала играла в Центральном детском театре. Затем прошла прослушивание в театр имени Ермоловой.
Снялась более чем в 70-ти фильмах и телесериалах, среди которых «Софья Перовская» (1967), «Принцесса на бобах» (1997), «Чёрная богиня» (2005), «Моя прекрасная няня», «Попытка Веры» (2010) и др. Назарова также озвучивала известных героев в зарубежных кинолентах и мультфильмах «Загадочная история Беджамина Баттона», «Моя ужасная няня», «Мемуары гейши», Семейка Крудс» и др. В 2001 году получила почётное звание Народной артистки России.
Смотрите также:
- «Я не ругачая!». Елена Яковлева - об уходе из театра и ссорах с мужем →
- Ингрид Олеринская: «Раньше я думала, что кино и я – несовместимы» →
- Актриса Елена Папанова:«Я не люблю играть положительные роли» →