Крылов – драчун, гурман и поэт. Баснописец был героем светской хроники

Иван Андреевич Крылов © / Портрет работы Ивана Эггинка / Commons.wikimedia.org

Во многих источниках написано, что Иван Крылов родился по старому стилю 2 февраля 1769 года в Москве. Однако Павел Хрипко, краевед из города Троицка Челябинской области, уверен, что знаменитый баснописец родился именно в Троицке.

   
   

Кстати, в этом его поддерживают и многие столичные исследователи – например, в журнале Академии наук СССР в статье «Русская литература» говорится, что: «в 1767–1769 годах А. П. Крылов находился в Троицкой крепости, и сейчас есть основание считать местом рождения И. А. Крылова именно г. Троицк Оренбургской губернии».

Многие литературоведы считают, что на самом деле Крылов родился в 1764 году, когда Оренбург осаждали войска Пугачёва. Родители Крылова действительно были в этот момент в Оренбурге – это исторический факт. Вероятно, во время осады и пожара метрические книги в Оренбурге были уничтожены, и поэтому Крылова записали заново несколькими годами позже уже в Москве. В пользу этого факта говорит и то, что сам Крылов утверждал, что помнит, как ядра пугачёвских пушек долетали до их дома – это возможно, если годом его рождения принять 1764 год. Тогда ему было в момент осады 9 лет – он мог многое запомнить. Если же родился в 1769 года, то речь идёт уже о четырёхлетнем ребёнке, который вряд ли бы запомнил осаду Оренбурга.

У поэта чесались кулаки

По портретам мы привыкли воспринимать Крылова как вальяжного баснописца, который всегда в халате, с трубкой и на диване. Между тем, в молодости Иван Андреевич был совсем не таков – так он любил кулачные бои, в которых сам принимал активное участие, так как отличался большой физической силой.

А литературное творчество Крылов начал вовсе не с басен, а с театра – так в 1784 году написал оперное либретто «Кофейница», затем трагедии «Клеопатра», «Филомела», либретто комической оперы «Бешеная семья» и комедия «Сочинитель в прихожей». Все эти произведения не снискали популярности, а Михаил Лобанов, один из биографов баснописца, признавался о «Сочинителе в прихожей»: «Я долго искал этой комедии и сожалею, что, наконец, её нашёл».

После Крылов пробовал свои силы в разных жанрах, пока, наконец, в 1805 году не обратился к басням. Первые два назывались «Дуб и трость» и «Разборчивая невеста». Это было переложение сюжетов французского баснописца Лафонтена. Впоследствии Крылов также использовал сюжеты древнегреческих сочинителей Эзопа, Федра. В самом этом заимствовании не было ничего плохого, так как сюжеты басен, подобно сказкам и притчам, кочевали по разным культурам.

   
   

Впрочем, некоторые из сюжетов Крылов придумывал сам – например, «Слон и Моська», «Медведь на воеводстве».

Барские замашки

Крылов был известен современникам, как любитель вкусно поесть и подольше поспать.

Один из знакомых литераторов рассказывал, что постоянно видел Крылова на одном и том же месте – любимом диване, над которым висела огромная картина. Гость с опаской предположил, что рано или поздно эта картина может свалиться и придавить сочинителя басен, так что, не лучше ли, мол, перетащить диван?

Но, судя по всему, Крылову было лень перетаскивать диван, а гостю он ответил:

«Ничего подобного! Я тут произвёл нехитрые расчёты и понял, что, даже если картина упадёт, она опишет такую дугу, что мне ничего не угрожает. Бояться нечего!»

Кстати, есть мнение, что образ Обломова позднее Иван Гончаров списал во многом с Крылова.

Когда баснописец отдал Сашу, дочь собственной кухарки, в пансион и полностью оплатил её учёбу и содержание, многие посчитали это доказательством, что девочка от него. Эти слухи ещё больше усилились, когда он дал за неё большое придание, а потом в завещании отписал все своё имущество мужу Александры.

Было у Крылова и другое вполне «барское» увлечение – карты. Играл он много и с увлечением. Рассказывают, что однажды он выиграл большую сумму, его подозревали в шулерстве, и в какой–то период ему было запрещено появляться в Москве и Санкт–Петербурге.

«Преоригинальнейшая туша»

Об его обжорстве ходили легенды. Сохранилось описание одного из обедов Крылова – за один присест он умял три тарелки ухи, два блюда расстягаев, телячью отбивную, половину жареной индейки, гурьевскую кашу (известна тем, что обильно начинялась орехами, сухофруктами и сверху поливалась вареньем), страсбургский пирог (это паштет из фу–гра с трюфелями, рябчиками и перемолотой свининой, запечённой в тесте) и несколько солёных огурцов с мочёными ягодами.

Историй про его обжорство много. Так на одном из приёмов во дворце Крылов стал так налегать на угощенье, что поэт Жуковский ему тихонько сказал: «Откажись хоть раз от блюда, дай царице тебя попотчевать…», на что Крылов возразил: «Ну, а если не попотчует?», и продолжил есть.

В другой раз он съел несколько пирожков, прежде чем обнаружил, что нижние пирожки уже покрылись плесенью. Подумал и сказал: « Я уже съел немало, а так, какая разница – от двух ли пирожков помереть или от десяти?», а затем доел пирожки.

Его чревоугодию поражались, шутили над ним, но всегда с любовью. Пушкин называл Крылова: «преоригинальнейшей тушею». Если бы баснописей жил в наше время, то был бы героем светской хроники.

Когда Крылов умер в, утверждали, что произошло это из–за заворота кишок от переедания, но на самом деле причиной смерти было двухстороннее воспаление легких.

Известные строки из басен Крылова

  • У сильного всегда бессильный виноват.
  • Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?
  • Кто про свои дела кричит всем без умолку – в том, верно, мало толку.
  • Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет, и выйдет из него не дело, только мука.
  • Что я, совсем без драки, могу попасть в большие забияки. Пускай же говорят собаки: «Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на Слона!»
  • А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь.
  • За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха? За то, что хвалит он Кукушку.
  • Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать.
  • А Васька слушает, да ест.
  • Невежи судят точно так: В чем толку не поймут, то все у них пустяк.