Идеократический путь. Если бы Индия захотела жить, как США, мир бы рухнул

Из-за того, что в Челябинске нет реставрационной мастерской, заброшенные старинные дома можно найти в самом центре города. © / фото Александра Фирсова / АиФ

Почему исторический центр Челябинска приходит в упадок? Как идея евразийства может поднять экономику? И почему нам нужно своё «озеро Ко»?

   
   

Об этом рассказал известный челябинский писатель, краевед и президент открытого университета Евразийства Кирилл Шишов.

А где мастерская?

Эльдар Гизатуллин, «АиФ-Челябинск»: Приходилось слышать от челябинцев, которые переехали и после долгого перерыва вернулись в Челябинск, что город выглядит очень неухоженным. Вы согласны с таким мнением?

Кирилл Шишов: Увы, да. С уходом с поста мэра Вячеслава Тарасова генеральный план развития города представляет собой отвратительное зрелище. Нет чёткого архитектурного подхода, нет главного художника города, при аренде исторических зданий проворачивают чудовищные махинации, в результате чего здания просто разрушаются. Сейчас начались только первые суды по этим делам. В прежние годы мы отреставрировали немало зданий - «Молодёжную моду», театр оперы и балета. И не только в Челябинске, так как началось всё с Башни Тамерлана под Варной. И что в итоге? Мы сохранили прекрасный особняк по улице Каслинской, 137, что у Торгового центра, даже прекрасный двор удалось уберечь. А его потом продали по цене двухкомнатной квартиры! Ничего не осталось от больших площадок реставрационной мастерской, которые были в Шаголе. Вот уже 15 лет мы живём без мастерской при министерстве культуры.

- Получается, прежде к историческому наследию относились более бережно?

- Всякое бывало. Помню, когда Михаил Воропаев принимал решение об установке органа в храм Александра Невского, я ему говорил: «А вы помните последние кадры фильма «Александр Невский»? Там русский ратник рубит орган как символ чужеземного влияния. А вы тащите орган в православный храм!». Воропаев в ответ возмутился: «Что ты мне тут всякую религиозную чушь несёшь!».

   
   

Но при всём при этом, повторю, мы сделали немало. Сейчас ситуация совершенно иная. У нас опять ранний капитализм со всеми его изъянами. И поэтому я преклоняюсь перед такими энтузиастами, как Юрий Латышев и его группой «Архистраж», которые, несмотря ни на что, борются за сохранение историко-архитектурного наследия Челябинска.

Нам нужно своё «озеро Ко»

- Вы известны и как сторонник евразийства. Большинство россиян услышали об этом течении лишь в последнее время. Как вы стали евразийцем?

- Это началось давно - ещё 40 лет назад. Так получилось, что я встретился с Тимофеевым-Ресовским, и он мне сказал: «Если ты не прочитаешь Вернадского, я не буду с тобой разговаривать». Я прочитал, хотя достать его труды было нелегко. Так я узнал, что в библиотеке имени Ленина есть репринт труда «Этногенез и биосфера», но предназначен только для служебного пользования. Я заплатил деньги и получил этот репринт. Тогда ведь «евразиец» было почти ругательством. Сейчас же в Астане, например, ставят памятник Гумилёву и называют университет его именем. Мы давно этого ждали - иного отношения.

Хотя, конечно, до сих пор для некоторых евразийство - это чуть ли не фашизм! А я им говорю: «Давайте разговаривать на языке не Геббельса, а культурных связей». Ситуация меняется, в том числе и благодаря нашему Аркаиму. Но когда решался вопрос о сооружении водохранилища, не всё было гладко. Я доказывал Петру Сумину, что Аркаим - это памятник III-II тысячелетий до нашей эры. Он мне отвечает: «И что там? Мне это всё непонятно!». Тогда я говорю: «Пётр Иванович, этот памятник старше Трои и некоторых египетских царств». Тогда Сумин поверил в ценность Аркаима.

- Есть учёные, которые до сих пор оспаривают ценность Аркаима.

- Но это ведь один из центров рождения цивилизации! Гумилёв верно сказал, что граница всегда рождается на границе природных зон. Это верно и для Аркаима, который находится на границе леса и степи, а недалеко и горы. Думаю, что и часть таких религиозных памятников, как «Ригведа» и «Авеста», рождались здесь. В этой цивилизации немало интересного. Например, понятие стран тогда не существовало - были границы владений, и границы обозначали курганы, где были захоронены предки, святые люди.

- Может, лучше воспользоваться проверенным европейским путём развития? И не надо изобретать что-то своё?

- Знаете, есть такой великий учёный, родом из коми-зырян, Питирим Сорокин. Личность любопытная - был в своё время даже личным секретарём Керенского. Так вот он вывел, что есть идеологические системы, основанные на разуме (это европейский путь), а есть идео-кратические, основанные на священных доктринах. Ко второму типу относятся евразийские цивилизации, в том числе и наша. А также Китай, Индия, Иран, другие. У Японии, которую нередко приводят как пример успешного использования европейского опыта, тоже есть идеократическое начало - стоит вспомнить хотя бы их религию синтоизм с её культом природы и гармонии.

Идеократический путь более перспективный. Альтернатива - бесконечное потребление, которое в итоге может привести к катастрофе. Недаром говорят, что если бы Индия захотела жить, как Америка, мир бы рухнул.

- Но для многих те же потребление и экономика значат не меньше, чем культура.

- Евразийство вовсе не значит небрежение к экономическим вопросам. Мне, например, как инженеру, было интересно, каких высот достигали наши металлурги. В конце 60-х ещё сохранились Верхнеуфалейский прокатный цех, Белорецкий. Там до появления мартенов выплавляли металл, обладающий невероятной стойкостью к коррозии. А техническое наследие старообрядцев? Это настоящее сокровище!

Евразийский союз мы недаром начали строить с экономики. Только так и надо. Вы знаете, что Евросоюз начался с такого понятия, как «озеро Ко»? Именно в этом месте в Швейцарии встретились французские и немецкие бизнесмены, чтобы наладить сотрудничество. Точнее, их заставили встретиться народные представители, которые им прямо заявили: «Если вы не начнёте сотрудничать, опять придут коммунисты!». Кстати, коммунизм - это тоже идеологическая система. Но идеологические европейские доктрины у нас не работают, что и доказал крах коммунизма.

- Считаете, что идеократическая система может быть более экономически успешной?

- А вы знаете, какие самые талантливые программисты в мире? Российские и индийские. Потому что сам наш язык предполагает нестандартное, творческое мышление. Правда, и язык наш беднеет. Если в словаре Даля было 400 тысяч слов, то у Ожогова уже 150 тысяч.

Я у школьников однажды спросил: «У кого язык богаче - у нас или наших предков?». Те в ответ: «У нас, конечно». Я тогда спросил: «Как вы называете свои руки?». Мне сказали: правая да левая, как ещё! И тогда я сказал: «А в старину правую руку называли «десница», а левую «шуйца». Так какой язык богаче?».

Из барабанщика в писатели

- Слышал, что в литературу вы пришли необычным путём - захотели стать барабанщиком, а оказались литератором.

- Да, так и было. Я пришёл во Дворец пионеров имени Крупской, чтобы записаться в музыкальный кружок - мечтал стать барабанщиком. Но по пути заглянул в литературный кружок, так меня и затянуло. Впрочем, может, сыграла роль и наследственность? Ведь мой отец был литератором. Он закончил высший литературно-художественный институт, который основал Валерий Брюсов. Позднее этот вуз стал известен как Литературный институт имени Горького. Благодаря маме сохранилось литературное наследие отца, ушедшего на фронт. Спустя десятки лет мне, наконец, удалось издать его произведения.

- А правда ли, что Вячеслав Тарасов был вашим студентом в ЧПИ?

- Верно. Он тогда пришёл из армии, был очень активным комсомольским деятелем, занимался созданием студенческих стройотрядов. Мы и сейчас поддерживаем дружеские отношения. Честно говоря, меня поражает, когда людей с таким опытом оставляют без применения.

Оглядываясь назад, в очередной раз понимаю правоту слов Леонида Оболенского, который мне однажды сказал: «На Урале надо жить долго, если хочешь увидеть результаты своих трудов». Я его послушал. Мы действительно сделали многое - скажем, издали энциклопедию «Челябинск». Сейчас, к сожалению, уже вряд ли кто-то создаст нечто подобное.

Досье

Кирилл Шишов.Родился в 1940 году в Челябинске. Окончил в 1963-м ЧПИ. До 1988 года - заведующий кафедрой металлических и деревянных конструкций ЧПИ. Опубликовал свыше 30 научных работ. Руководил литературным театром Дворца культуры железнодорожников. Первая литературная публикация относится к 1958 году. С 1988-го - председатель Челябинского областного фонда культуры. Принимал участие в разработке масштабных проектов: «Пушкинский трилистник», фотоальбомов «Челябинск-2000. Chelyabinsk-2000» и «История Челябинской области в фотографиях», «Очерков чёрной металлургии Урала». Награждён медалью «За развитие культуры и искусства».