О храме без гвоздя, пчёлах-послушницах и иконе с Афона

Фото Анны Усмановой

   
   

По церкви деловито расхаживает мальчишка лет двух. Курносый, загорелый, волосики пушистые и белые, как лён - настоящий деревенский пострелёнок, каких любили рисовать русские художники-классики. Мама пытается хоть на время ослабить его энергичность, но разве такого удержишь возле юбки? С первого взгляда заметно, что пацан всех тут знает и его все знают и любят.

Служба заканчивается. Во дворике возле храма иконы Божией Матери «Скоропослушница» заметное оживление: старушки местные остановились побеседовать, какие-то приезжие устроили фотосессию. Снимать есть что: деревянный храм, построенный без единого гвоздя - краса и гордость села Верхняя Санарка.

А вот и наш светлоголовый мелкий герой куда-то побежал, и ещё такой же блондин, чуть постарше, покатил на велосипеде, и девочка со скрипкой прошагала в дом…

- У нас их пятеро, - весело сообщает отец Дмитрий Кадомцев. - Даст Бог, на этом с матушкой не остановимся.

Священник в карауле

Под лопотанье младшего сына отец Дмитрий собирается в дорогу: грузит в «Ниву» пустые пчелиные ульи. Всё своё свободное время сельский священник посвящает этому таинству природы - добыче мёда.

- У меня дед двоюродный, родной отец моей бабушки, занимался пчёлами и постоянно при встрече говорил: «Ну когда ты займёшься пчеловодством?» А потом вдруг попалась книга о пчёлах, о том, как семья работает, как у них там всё устроено замечательно и гармонично. Как они меняют своё послушание. За свою жизнь пчела все работы, которые возможны в улье, выполняет. Ну а толчком стал один прихожанин. Он увидел у меня пустые ульи и спросил: «А кто занимается?» Я ответил: «Да вот, всё не могу начать». А он: «Так я вам помогу!» Мы тут же с ним съездили, купили два пчелопакета. Вот так всё и началось. Если честно, первые два полевых сезона у меня прошли как в тумане: я ничего не понимал.

   
   

Сейчас отца Дмитрия можно назвать бывалым пчеловодом: его пасека увеличилась до 12 ульев, и его приняли в свои ряды авторитетные пасечники из Пласта. Вместе они собирают караван на колёсах, грузят в тележки, прицепы и вагончики своё пчелиное добро и кочуют по полям и перелескам в поисках мёда. Периодически (согласно графику дежурств) священник заступает на сутки - караулить объединённую пасеку.

Здоровый Спас

Покусанный, но довольный отец Дмитрий везёт добытый мёд обратно - в Верхнюю Санарку. А 14 августа, в медовый Спас, чувства священника и пчеловода приходят в абсолютную гармонию: мёд заносят в церковь и освящают. Этот Спас - самый любимый не только у отца-настоятеля, но и у местных старушек. Они на своём многолетнем опыте прочувствовали всю благодать этого праздника.

- Это святое, это уже как традиция - освящать мёд, - рассказывает прихожанка Нина Шерстобитова. - Первый Спас всегда считался самым значимым: вынос Креста Господня на Руси всегда почитался, в этот день желали здоровья всем людям российским. Даже в советские времена коммунисты 14 августа тайком бегали в церковь с банками мёда.

Что же это за Спас такой целебный оздоровляющий, спрашиваем у самого батюшки.

- Этот праздник называется Изнесение Честного Креста и пришёл к нам из Константинополя. В это время у них как раз начинался всплеск различных простудных и инфекционных заболеваний. И священники выносили на улицы крест, на котором был распят Иисус.

Крест Христов - это орудие нашего спасения. То, что когда-то было орудием позорной казни, сделалось для нас средством исцеления духовного. А медовый Спас принято называть потому, что именно в этот день освящали мёд нового урожая. Мёд дозревает, ждёт своего часа. Мёд вообще такой продукт универсальный: и для здоровья души, и для тела, и приятный, полезный, калорийный. В пост это хорошее подкрепление.

Билет для Царицы Небесной

Храм в Верхней Санарке знаменит не только своим замечательным мёдом. Здесь хранится единственная на Урале, а может быть, даже во всей России, точная копия иконы Божией Матери «Скоропослушница». Оригинал находится на святой горе Афон, в монастыре Дохиар - это фреска на стене, ей более тысячи лет. Монахи сняли с неё кальку и специально для далёкого уральского прихода сделали список. Икона не просто большая, она огромная - больше полутора метров высотой, и такая же широкая. И вот с такой величественной красавицей отец Дмитрий благополучно пересёк пол-Европы. Иногда в пути случались поистине чудеса.

- Вышел я счастливый из монастыря, - рассказывает отец Дмитрий, - стою с иконой и думаю: а как же дальше добираться? Подходит рейсовый автобус, мы с моим спутником заносим икону, а она такая большая, что пришлось её на два сиденья поставить. Подбегает контролёр и знаками начинает показывать: мол, покупайте четыре билета. Я уже достал кошелек, и вдруг к контролеру подходят пассажиры-греки и начинают с ним о чём-то спорить оживлённо. Я только и разобрал из их слов: «Ты что же это, хочешь с Царицы Небесной билет взять?» Парень покраснел, порвал в клочки два билета, и взял за проезд только с меня и моего спутника. И вот так на всём пути - Богородица сама себя везла в Россию.

Батюшка с любовью смотрит на драгоценную икону, крестится и идёт дальше: к детям, к людям, к пчелам и прочим своим богоугодным делам.

Смотрите также: