Двухколесный Челябинск. Городские достопримечательности глазами велосипедистов

Фото Евгения Клавдиенко

 Формат неожиданный и на чей-то вкус, возможно, неудобный. Однако корреспондент «АиФ» убедился, что для путешествий по «другому» Челябинску транспорта лучше, чем велик, не придумаешь. Потому что велик – это тоже «по-другому».

   
   

Два в одном

Следует сразу пояснить, что эта экскурсия уже третья по счету. Первая состоялась прошлой осенью в рамках фестиваля «Сделай сам». Идею предложила архитектор Надежда Кутырева. Ей, с одной стороны, обидно за Челябинск, который сами его жители в массе своей считают скучным и однообразным, а с другой – за неприкаянных велосипедистов. У них нет своей велодорожки, и по этой причине они всем мешают: и водителям на проезжей части, и пешеходам на тротуарах. Велоэкскурсии – это одновременно и культуртрегерский проект, и общественный манифест, условно «За права велосипедистов».

За полтора года задумка повзрослела и обрела самостоятельность. Вышла за фестивальные рамки, получила яркое имя ArchBikeCityи обзавелась устойчивым кругом фанатов. В этот раз желающих с пользой для кругозора покрутить педали набралось уже около полусотни. По мнению Нади, это оптимальное количество. Если будет больше, то без мегафона ее услышат уже не все, да и просто чревато всякими дорожными происшествиями.

Надежда, кстати, стала довольно узнаваемой в городе личностью. В полдень на Театральной площади, где был назначен сбор, ее уже поджидали телевизионщики. В очередной раз (во всяком случае, я ее уже об этом спрашивал) девушке пришлось разъяснять цели и задачи и объяснить, почему же все-таки велосипед.

Хлебное прошлое

   
   

Среди экскурсантов я встретил блогера Евгения Клавдиенко. Мы с ним знакомы по «Живому журналу», но увидели друг друга впервые. Евгений – усердный летописец Челябинска, который, кажется, знает о нем все, что смогла сохранить память человечества, и отличный фотограф. Не раз он выручал своими снимками нашу редакцию. Иллюстрации к этому материалу тоже сделал он.

– В экскурсии я участвую второй раз, – рассказал он. – Не мог ее пропустить, потому что тема новая – промышленная архитектура.

Перед стартом Надежда предложила всем желающим «треки» - так она назвала отпечатанные на принтере карты путешествия – и произнесла краткую вступительную речь. В том числе сказала:

– К сожалению, в наше время промышленные объекты строятся по типовым проектам, в них нет ничего индивидуального. Сегодня я вам хочу показать, что в конце XIX - начале XX века даже абсолютно утилитарные здания умели создавать красивыми и оригинальными.

Рассаживаемся по коням, едем убеждаться. Первая остановка – известный каждому челябинцу дореволюционный элеватор. Увы, пришлось ограничиться внешним осмотром этого модернистского красавца, в котором проглядывается даже нечто готическое. Внутри сейчас лесопилка; ворота, через которые раньше заезжали и выезжали полные зерна вагоны, наглухо забиты досками.

А когда-то элеватор Государственного хлебного банка был символом того сумасшедшего экономического развития, которого достиг Челябинск благодаря торговле хлебом. Если в Америке в то время бушевала золотая лихорадка, то у нас и золотая, и хлебная. Огромное количество людей делали на зерне состояния или разорялись в пух и прах. Ни одна из известных тогда купеческих фамилий не была в стороне от этого крайне перспективного бизнеса. В общем-то, именно хлебу Челябинск и обязан тем, что стал одним из крупнейших городов Российской империи. Хлебу и железной дороге.

Сейчас, правда, элеватор медленно разрушается.

– У меня такое ощущение, что хозяева просто тянут время. Ждут, когда его уже нельзя будет реставрировать, и снести. Между тем есть много идей, как использовать его пространство. Лично мне самым оптимальным кажется вариант с бизнес-центром, - подытожила Надежда, и мы едем к следующей точке – водонапорной башне на Воровского, с которой началась история челябинского водопровода. Ему, кстати, в этом году исполнилось сто лет.

Идея на миллион

Хоть Надя и сказала потом, что в целом довольна тем, как мы передвигались по городу, думаю, не один пешеход и водитель были шокированы встречей с полусотней велосипедистов. Есть в этом зрелище что-то сюрреалистическое и даже бредовое. Не знаю, почему. После таких поездок, когда велосипедисты волей-неволей затрудняют движение, занимая всю крайнюю правую полосу, понимаешь, что властям пора бы всерьез задуматься о строительстве велосипедной дорожки.

Через это проходят все крупные города, когда речь заходит о трансформации городской среды «под человека». Странно, что в мэрии, где только и говорят, что об удобствах для горожан, старательно не замечают стремительно множащейся касты велосипедистов. По себе могу сказать: по сравнению с тем, что было пять лет назад, когда я впервые купил себе горный велосипед, ситуация очень сильно изменилась. В выходные в городском бору велосипедистам уже бывает трудно разъехаться.

Ну, и не надо забывать про колоссальный имиджевый потенциал, который таит в себе это в целом не хитрое инженерное сооружение. Велодорожки поставили бы Челябинск в один ряд с такими городами, как Амстердам, Лондон и Нью-Йорк. В последнем, кстати, создание велосипедных дорог дало совершенно неожиданный эффект. Если раньше там только 2% жителей передвигались на великах, то теперь уже 17%. Вот вам и один из путей решения проблемы автомобилизации.

Пожалуй, самыми запоминающимися были поездки от водонапорной башни к чаеразвесочному цеху Губкина и Кузнецова, что напротив Управления пограничной службы, и от торгового дома Стахеевых на Кировке к первой электростанции и винным складам (ликеро-водочный завод). Именно потому, что маршруты пролегали по оживленным улицам. Приятно было слегка попугать автомобилистов, привыкших чувствовать себя хозяевами дорог. Даром что сам водитель.

Постепенно, от объекта к объекту, возникло ощущение, что у привычного тебе пространства вдруг появилось дополнительное измерение. Челябинск, оказывается, полон загадочных областей «сгущенного времени», погружение в которые полностью меняет давно сложившуюся в голове карту города. И я уверен, что именно велосипед стал катализатором этого эффекта. Так что считаю проект Нади Кутыревой не просто интересным или необычным, а почти гениальным.

Кто хочет поспорить – добро пожаловать на новую экскурсию, которая состоится в конце августа или начале сентября. Информацию ищите «В Контакте» в сообществе ArtBikeCity или в блоге nadezhdanova.tumblr.com.

Смотрите также: Интересные памятники Челябинска >>>