Иван Крылов против Бонопарта

Фото: www.russianlook.com

   
   

О баснописце Крылове большинство энциклопедий сообщает: родился в Москве. Однако некоторые краеведы с этим не согласны. Иван Андреевич Крылов, считают они, появился на свет в Троицке.

Отец баснописца, Андрей Прохорович Крылов, служил в Оренбургском драгунском полку с 1751 по 1769 год. Полк во время первой русско-турецкой войны влился в состав Московского легиона, однако был возвращён из Астрахани в «родную» губернию на подавление пугачёвского восстания. Мать Крылова, Мария Алексеевна, была сиротой, встретил её будущий муж в нынешней Курганской области. С 1764 по 1769 год

 

А. П. Крылов служил при штабе полка в Троицкой крепости. Троицкие краеведы нашли весьма убедительные доказательства того, что Иван Крылов родился в 1765 году в Троицке.

 

Между прочим, Крылов - автор не только «Моськи и слона». Как минимум, пять басен Ивана Андреевича посвящены событиям Отечественной войны 1812 года, чью годовщину мы отмечаем нынче.

   
   

 

«Чем бы общую беду встречать дружней...»

 

Басня «Раздел» создана в начале августа 1812 года. Она явно была направлена против тогдашних эгоистических интересов части дворянства и купечества («кому война, а кому мать родна»). Персонажи басни делят барыши, «как вдруг кричат, что в доме их пожар». Но делёж настолько захватил спорящих, что «все они со всем добром своим сгорели». Мораль:

 

В делах, которые гораздо поважней,

 

Нередко от того погибель всем бывает,

 

Что чем бы общую беду встречать дружней,

 

Всяк споры затевает

 

О выгоде своей.

 

Вроде бы ни слова о войне, разрешение цензуры получено уже в середине августа, но первая публикация - только в следующем году...

 

Не кажется ли вам, дорогой читатель, что актуальности басня не утратила до сих пор?

 

«А примешься за дело сам...»

 

Басню «Обоз» Иван Андреевич написал не позднее октября. Опять-таки ни слова о войне! А ведь уже была Бородинская битва, уже оставлена Москва...

 

С горшками шёл Обоз,

 

И надобно с крутой горы спускаться.

 

Вот, на горе других оставя дожидаться,

 

Хозяин стал сводить легонько первый воз.

 

Конь добрый на крестце почти его понёс,

 

Катиться возу не давая...

 

Сверху на всю эту «канитель» смотрит молодая норовистая кобылка, иронически комментируя действия «коня хвалёного»:

 

Уж воду бы таскал, коль нет в тебе уменья!

 

Гляди-тко нас, как мы махнём!

 

Ну и, естественно:

 

.. с возом - бух в канаву!

 

Прощай, хозяйские горшки!

 

Мораль:

 

Как в людях многие имеют слабость ту же:

 

Всё кажется в другом ошибкой нам;

 

А примешься за дело сам,

Так напроказишь вдвое

 

хуже.

 

Современникам Крылова ничего не нужно было объяснять: «конь добрый» - осторожный и опытный Кутузов, которому после сдачи Москвы приходилось выслушивать упрёки и «сверху», и «снизу». Уже накануне Тарутинского сражения Александр I в рескрипте на имя главнокомандующего указывал, что Кутузов мог бы «с выгодою атаковать неприятеля... и истребить оного», при этом подчёркивалось, что Кутузов должен показать «решительность и деятельность». Не менее досадны были для полководца горькие нарекания молодых сподвижников. Вряд ли Крылов знал о словах старого фельдмаршала: «Наши молодые горячие головы негодуют на старика, что я удерживаю их порывы. Они не обращают внимания на обстоятельства, которые делают гораздо более, нежели сколько могло бы сделать наше оружие». Но именно эту позицию Иван Андреевич защищал в своей басне. А последние строки - прозрачный намек на Александра I, по вине которого было проиграно Аустерлицкое сражение.

 

Эзопов язык позволял Крылову сказать «гораздо более, нежели могла бы» прямая защита стратегии и тактики Кутузова.

 

«Ты сер, а я, приятель, сед...»

 

В связи с получением в Петербурге известий о попытке Наполеона вступить в мирные переговоры Иван Андреевич написал знаменитую басню «Волк на псарне». Он передал текст жене Кутузова, которая отправила его мужу в письме. Свидетельство современника: «Кутузов прочитал басню после сраженья под Красным собравшимся вокруг него офицерам и при словах: «Ты сер, а я, приятель, сед», произнесённых им с особою выразительностью, он снял фуражку и указал на свои седины». Реакция окружающих была восторженной.

 

«Попался, как ворона в суп...»

 

Первая басня, в которой говорится о войне и Кутузов упоминается впрямую, - «Ворона и Курица». Главнокомандующий русской армией назван в басне Смоленским князем (титул, который он получил после сражения под Красным).

 

Поводом для создания этого произведения, видимо, была журнальная заметка: «Очевидцы рассказывают, что в Москве французы ежедневно ходили на охоту - стрелять ворон и не могли нахвалиться своим soupe aux corbeаuх

 

(суп из вороны). Теперь можно дать отставку старинной русской пословице «Попал как кур в ощип», а лучше говорить: “Попал, как ворона во французский суп”».

 

Басня эта ныне подзабыта, её можно привести целиком:

 

Когда Смоленский Князь,

 

Противу дерзости искусством воружась,

 

Вандалам новым сеть поставил

 

И на погибель им Москву оставил,

 

Тогда все жители, и малый и большой,

 

Часа не тратя, собралися

 

И вон из стен московских поднялися,

 

Как из улья пчелиный рой.

 

Ворона с кровли тут на эту всю тревогу

 

Спокойно, чистя нос, глядит.

 

«А ты что ж, кумушка, в дорогу? -

 

Ей с возу Курица кричит. -

 

Ведь говорят, что у порогу

 

Наш супостат». «Мне что до этого за дело? -

 

Вещунья ей в ответ. - Я здесь останусь смело.

 

Вот ваши сёстры - как хотят;

 

А ведь Ворон не жарят, не варят:

 

Так мне с гостьми не мудрено ужиться,

 

А может быть, ещё удастся поживиться

 

Сырком, иль косточкой, иль чем-нибудь.

 

Прощай, хохлаточка, счастливый путь!»

 

Ворона подлинно осталась;

 

Но вместо всех поживок ей,

 

Как голодом морить Смоленский стал гостей -

 

Она сама к ним в суп попалась.

 

Так часто человек в расчётах слеп и глуп.

 

За счастьем, кажется, ты по пятам несёшься;

 

А как на деле с ним

 

сочтёшься -

 

Попался, как ворона в суп!

 

Финальная строка и вправду стала поговоркой!

 

«Беда, коль пироги начнёт печи сапожник...»

 

Вот ещё одна известная поговорка. Но не все помнят, что этой строкой начинается последняя крыловская басня, посвящённая Отечественной войне, - «Щука и Кот». В басне осмеивается неудача адмирала Чичагова, командовавшего армией, которая должна была задержать Наполеона при его отступлении из России через Березину. Чичагов, однако, опоздал к намеченному пункту, благодаря чему части французской армии удалось переправиться. По свидетельству современника, неудача Чичагова вызвала негодование в обществе, и «Крылов написал басню о пирожнике, который берётся шить сапоги, т. е. о моряке, начальствующем над сухопутным войском».

 

Негодование легко понять: в случае удачи Наполеон попал бы в плен - тут и войне конец! Понятен издевательский тон басни (Щука, упросившая Кота взять её поохотиться на мышей, плохо кончила):

 

А Щука, чуть жива, лежит, разинув рот, -

 

И крысы хвост у ней отъели.

 

Тут, видя, что куме совсем не в силу труд,

 

Кум замертво стащил её обратно в пруд.

 

И дельно! Это, Щука,

 

Тебе наука:

 

Вперёд умнее быть

 

И за мышами не ходить.

 

Старое, но грозное оружие...

 

Об успехе, который имели патриотические басни Крылова в армии, свидетельствует письмо поэта Батюшкова другу и коллеге Гнедичу: «Скажи Крылову, - писал Батюшков, - что... в армии его басни все читают наизусть. Я часто слышал их на биваках с новым удовольствием».

 

Первая книжка басен (1809 год, 1 200 экз.) разошлась очень быстро. Вторая вышла через два года тем же тиражом и с тем же успехом. Третье издание состоялось уже в 1815 году (поддержанное царской субсидией, с иллюстрациями в «подарочных» экземплярах, тираж - 2 000), и книги были раскуплены мгновенно. Так что следующее издание вышло 10-тысячным тиражом, по тем временам неслыханным...

 

Уральцы могут гордиться своим земляком: при жизни общий тираж его басенных сборников превысил 80 тыс.экземпляров, это был литературный рекорд! Крылов стал первым русским литератором, юбилей которого при жизни отмечался, можно сказать, на государственном уровне и которому установили памятник.

 

А вот в Троицке памятника нет до сих пор.

 

Смотрите также: