На Южном Урале агроном стал наследником Сергея Герасимова

   
   

Директора Музея Сергея Герасимова и большого любителя кино - Бориса Краснопёрова знают не только сразу в двух соседних сёлах, Травниках и Кундравах, но и в Челябинске и даже в Москве. Это ведь сейчас он музейщик, а когда-то был агрономом.

Сцена на 19 тысяч га

- Как же получилось, что агроном из южноуральской глубинки познакомился с мэтром советского кинематографа?

- А вот так. В ноябре 1982 года я увидел по телевизору передачу с участием легендарного земляка. Герасимов с большим чувством вспоминал родные места, озеро Чебаркуль, где любил купаться, озеро Кисегач, которое стало местом для съёмок фильма «Журналист». Здесь до сих пор показывают место, где произнесён был знаменитый кинодиалог «Что такое счастье?»

Я написал земляку письмо, режиссёр ответил, завязалась переписка, а потом состоялось и очное знакомство, переросшее в многолетнюю дружбу. Мне даже довелось сняться у Герасимова!

- В какой же картине?

- Это была эпизодическая роль приезжего революционера в его последнем фильме «Лев Толстой». А первая прогонка роли состоялась прямо в гостях у режиссёра. Я понимал, что там и супруга Сергея Аполлинариевича будет, легендарная актриса Тамара Макарова. Как же прийти без цветов? Подумал, что розы ей и так постоянно дарят, поэтому купил ведро ромашек. Как вошёл к ним, так и бухнулся на колени с цветами: «Вам, Хозяйке медной горы!» И роль прекрасно прогнал - Герасимов жену позвал, чтобы ей продемонстрировать мои способности. Но при Тамаре Фёдоровне я засмущался, сбился. И уж потом на съёмках она, игравшая жену Толстого, специально уходила с площадки, чтобы меня не смущать.

   
   

На съёмках был и другой забавный эпизод. Чешский актёр все допытывался, откуда я и в каком театре играю да какого размера там сцена. Я не утерпи и брякни: «Сцена большая - аж 19 тысяч гектаров!» Я ведь про поле ему сказал.

- Это правда, что вещи для музея, подаренные вам близкими родственниками режиссёра после его смерти, заняли целый КамАЗ?

- Да, в 2003 году мы его перегнали в деревню Кундравы, где и появился музей. Груз ценнейший: книги, одежда, мебель. Есть, к примеру, трость, подаренная Герасимову самим Чарли Чаплином. Это для меня реликвии. Начальство тут одно в музей заходило, увидели бильярдный стол и загалдели сразу: «О-о, сейчас поиграем!» Я им: «Хрен вам! Это экспонат!» Ни для кого различий не делаю.

Как-то посетила музей Татьяна Ишукова - притомилась и села на диван. Я сразу на неё: «Ты что! Нельзя тут сидеть!» Она вскочила: «Ой, а я подумала, это просто диван». Нет, этот диван с дачи Герасимова, я на нём ночевал, когда приезжал в гости туда, но сейчас и себе не разрешаю на нём лежать. Татьяна Леонидовна женщина была солидная, такое углубление от её «хулиганства» на диване появилось, так я эту впадину уже берегу - тоже своего рода экспонат!

- Знаю, что музей посещали и ученики Герасимова, известные актёры. Как они себя тут ощущали?

- Как дома у Сергея Аполлинариевича. Я ведь тут даже уголок Тамары Фёдоровны создал: честно говоря, до сих пор в неё немного влюблён. Здесь стоит огромное трюмо с зеркалом (пока везли в КамАЗе, больше всего за него тряслись). На полочке под зеркалом щётки и духи Хозяйки медной горы - они до сих пор пахнут... И кабинет режиссёра воссоздан в точности. Помню, когда приехал сюда Сергей Никоненко, один из 211 учеников Герасимова, то попросил разрешения посидеть за этим столом. Я ответил: «Ну, тебе-то можно!» Он посидел этак, положив голову на руки, и вдруг как заплачет! Я к нему: «Да что с тобой?» Он вскочил: «Эх, всю душу ты мне вытряс!» И выбежал...

Галстук для богов

- Получается, что кино вы заинтересовались уже в зрелом возрасте. Сыграло роль чувство землячества?

- Не совсем. Ещё в детстве увлёкся кино. У меня с другом было по две общих тетради, куда заносили фильмы, которые видели, и имена актёров. Даже в армии вёл эти тетради. В итоге число фильмов дошло до 1 800 (кстати, сейчас в моей видеотеке 502 диска). А потом бросил, посчитал игрой в детство. Но всё в памяти сохранилось - Герасимов называл меня ходячей энциклопедией. К искусству я всегда был неравнодушен. Скажем, до 26 лет пел тенором. Сейчас-то уже не пою, а вою! А когда-то даже на тульском телевидении выступал с номером, когда жил в тех краях.

- Вы и сейчас наряжаетесь, как для выступления по телевидению. Соседи по деревне не тыкают пальцем?

- Это меня не волнует. У нас ведь всё до серости низводят, индивидуальное мнение не учитывается. Так почему я к мнению других должен прислушиваться? Пусть тыкают! Когда музей создавался, я все свои старые вещи выбросил, так как не смог больше в них ходить. Я ведь с людьми кино общаюсь, актёрами, режиссёрами - должен соответствовать. В Бога я не верю, а они для меня как боги! В деревне никогда ничего не покупал, а к выбору одежды подхожу тщательно. Могу галстук купить - и он у меня несколько месяцев висит, пока рубашку по цвету и фасону не подберу. Надо так себя поставить, чтобы никто и не мог определить, что ты из деревни.

Патриотизм по рублю

- Но, может, и не надо так скрывать деревенское происхождение - что в нём постыдного?

- Да в самом происхождении, конечно, ничего постыдного нет. Бескультурье - вот что стыдно. Я об этом и книгу написал «Брудершафт с Европой», по впечатлениям поездки в Польшу и Чехословакию ещё в советские годы. Ох и насмотрелся на «совок» за границей! Стыда не оберёшься! Увидит какая-нибудь Маня из наших туристов, как шампиньоны на противне жарят, кричит на всю площадь: «Поглядите, они поганьки тут жарють!» Или купят пеньюар и утром выходят в таком виде в ресторан!

- Чувствуется, что к «совку» вы относитесь очень критически...

- Коммунистов я не люблю, но в одном с ними согласен: религия действительно опиум для народа. Я атеист, специально изучал этот вопрос. В религии вранья много, я за свободное развитие личности. А тут попы уж совсем изворачиваются, стремясь примирить науку и веру. Даже шесть дней творения уже уподобили геологическим эрам! Стоит только изучить исторические источники, как станет ясно, что вранья в библейских рассказах много. А историей я с детства увлекался. Мне мой учитель в школе даже говорил: мол, на пятёрку историю знает только Бог, а Краснопёров её знает на четвёрку.

- Получается, вас и прежняя идеология не устраивает, и нынешняя?

- Так ведь ничего толком не изменилось. Беда в том, что нас всегда учили умирать - за Ленина, Сталина там или ещё кого, а жить-то не учили. Отсюда и тупость, и серость. Все в серых фуфайках, а если одному досталась синяя - он и рад! И вообще многие беды у нас вот от чего. В Европе рыцари своих крепостных стали отпускать на волю сразу после крестовых походов, то есть почти тысячу лет назад. Вдумайтесь: там уже тысячу лет люди привыкли жить по законам. А у нас когда люди перестали быть рабами?..

Да и властям не надо, чтобы у нас были настоящие граждане. Я смеялся, когда услышал, что на пропаганду патриотизма выделили в своё время 500 млн рублей. Это, если разделить на всё население России, получается 1 рубль 63 копейки на брата! Вот на такие деньги они хотят воспитать патриота! Да о чём говорить, если в Англии даже наследный принц отправился служить в армию, а вы слышали, чтобы сынки наших правителей были призваны на службу?

- Может, тогда искусство гораздо лучше справится с задачей преобразования общества?

- Сложно сказать. Я уж который год бьюсь с идеей фестиваля имени Герасимова. Всего 1,5 миллиона надо, и такие имена могут снова к нам приехать! Ведь это тоже работает на имидж области! Но пока в ответ одно молчание.

Смотрите также: