Мария Лукина: Один из шестидесятников

   
   

Если утверждать, что имя Юрия Трахтенберга знакомо каждому любителю авторской песни в Челябинске, то этого будет явно недостаточно. Один из неугомонного поколения шестидесятников, ровесник А. Городницкого и Ю. Визбора, Е. Клячкина и В. Берковского, коренной москвич, инженер-проектировщик металлургических заводов, Юрий Трахтенберг не был бардом и никогда не держал в руках гитару (разве что в качестве подарка кому-нибудь из поющих). Его университетами стали «московские кухни», художественная, в особенности театральная жизнь столицы, совпавшая с порой счастливого студенчества. Независимость, открытость и едва ли не прямолинейная честность нового, народившегося тогда жанра самодеятельной (авторской) песни оказались, видимо, более чем близки тогдашним юношам и мальчикам, опоздавшим на войну.

Уже потом, распределившись на Урал (сделав этот выбор осознанно, имея на руках красный диплом), Юрий Трахтенберг стал одним из непосредственных организаторов движения авторской песни в Челябинске, «министром иностранных дел» областного клуба самодеятельной песни, ведающим связями со всей страной, с ее пестрым песенным братством. Любимый Челябгипромез – рабочее место Трахтенберга на протяжении более трех десятков лет (вплоть до трагических дней сентября 1994 года, ставших для него последними) было центром концертной, театральной, творческой жизни Челябинска, средой обитания интеллигенции, средоточием интеллектуальных интересов горожан.

Поистине имя Юрия Трахтенберга овеяно легендой. Кто как не он – бессменный ведущий и душа Ильменского фестиваля самодеятельной песни в течение многих лет. К «дяде Юре» шли за советом, помощью и поддержкой, ему показывали новые стихи и песни барды второй и третьей волны, стопроцентно ожидая непредвзятой, искренней оценки. Юрий Трахтенберг был и остается нравственным ориентиром для тех, кто знал и помнит его.

Стихотворные опусы Юрия Трахтенберга, конечно, нельзя назвать высокой поэзией. Это прежде всего теплые, дружеские посвящения, напутствия, связанные с песней, с жанром, с его зачастую не слишком благополучным существованием в застойные годы.

Однако этому же времени самодеятельная песня обязана и своими до сих пор непревзойденными взлетами. Да, все самое лучшее, о чем с ностальгией вспоминают сегодня старожилы движения, – тоже оттуда, из 60–80-х, – корнями уходящее к М. Анчарову, А. Галичу, Б. Окуджаве, В. Высоцкому. Оттуда и чистый, светлый, но и пристально-внимательный взгляд Юрия Трахтенберга, его порой почти детская непосредственность и незащищенность в соприкосновении с окружающим, его наивная по сегодняшним меркам открытость, порядочность в отношениях с людьми, самозабвенная преданность делу. Юрий Трахтенберг – наш современник, юность которого совпала с оттепелью. Отсюда и всё то настоящее в нем, что спасало и сохраняло душу, без устали вдохновляя ее на жизнь и творчество.

Смотрите также: