Недавно на челябинском 31-м телеканале прошел сюжет о том, что «нижегородская компания положила в Челябинске некачественный асфальт». Жесткость формулировок и категоричность тона ведущих могли создать у телезрителей ощущение, что «недобросовестные» дорожники по злому умыслу закатали городские магистрали ужасным асфальтом.
Где-то за кадром осталась важная информация, что все замечания, согласно заявлению подрядчика и контролирующего органа, уже устранены и что компания «Нижавтодорстрой» будет продолжать дорожные работы в полном объеме.
Строили дороги к футбольному чемпионату
Новый глава Челябинской области Алексей Текслер много раз подчеркивал, что тема дорожного строительства находится в зоне его пристального внимания, и он будет лично курировать все важные дорожные объекты. «За ближайшие пять лет не менее 2/3 дорог в Челябинской области нужно привести в порядок. Нужно организовать работу в соответствии с новыми требованиями и ожиданиями граждан», – сказал Алексей Текслер.
Напомним, что в текущем году компания «Нижавтодорстрой» выиграла контракт на ремонт улиц Челябинска по федеральной программе «Безопасные и качественные дороги». Нижегородское предприятие имеет опыт участия в масштабных государственных проектах и полностью соответствует тем требованиям, которые предъявляются генеральному подрядчику в рамках федеральной программы.
Нижегородская компания работает в сфере дорожного строительства более 12 лет. За это время «Нижавтодорстрой» проводил работы по реконструкции автомагистралей Нижнего Новгорода и Нижегородской области, по благоустройству городских общественных пространств, а также по ремонту дороги федерального значения М-7 «Волга» на участке Москва – Нижний Новгород – Казань – Уфа.
Важно сказать, что в 2017 году компания проделала колоссальный объем работ в Автозаводском районе Нижнего Новгорода – этот район в 2018 году первым встречал гостей и спортсменов чемпионата мира по футболу. «Нижавтодорстрой» в Автозаводском районе занимался реконструкцией имеющихся магистралей, строил новые участки дорог, а также возводил грандиозную развязку, соединяющую нижегородский аэропорт и станцию метро «Парк культуры».
Конечно, государственный контроль на этапе подготовки к чемпионату был очень жестким, но компания справилась со своей задачей на высоком уровне: все работы были выполнены с отличным качеством и даже раньше срока.
Асфальтобетон для загруженных трасс
В южноуральской столице «Нижавтодорстрой» на дорожных работах использует собственную технику. Поставщиком асфальта и субподрядчиком является челябинская торгово-промышленная компания «ЯКК». «Нижавтодорстрой» обладает собственным парком техники. Это 14 асфальтовых катков, четыре новых асфальтоукладчика, две новые дорожные фрезы (производство Германии), 54 самосвала (в том числе новые немецкие машины MAN), восемь погрузчиков, три грейдера, восемь автомобилей «Газель» и т. д. Кроме того, каждый асфальтоукладчик оснащён лазерной рейкой с датчиками, которые контролируют ровность дорожного покрытия.
Если мы возвращаемся к теме качества дорожного покрытия, то жителям Челябинска интересно будет узнать о том, как происходит процесс укладки дорожного полотна, какая техника здесь задействована, кто контролирует качество асфальто-бетонной смеси и т. д. Мы все – и водители, и пассажиры – каждый день передвигаемся по нашим улицам и понимаем, что от качества дорог зависит качество жизни горожан.
В Советском районе Челябинска работает принадлежащий «ЯККу» асфальтобетонный завод. Как поясняет генеральный директор ТПК «ЯКК» Нвер Колозян, генподрядчик на своих участках срезает старое покрытие и укладывает новое, но не привычный асфальт, а щебеночно-мастичный асфальтобетон (ЩМА-16), который отличается повышенной прочностью и используется для магистралей, загруженных транспортом.
«Щебеночно-мастичный асфальтобетон производится на нашем заводе по современным технологиям, на новом оборудовании, – рассказывает Нвер Колозян. – Это южнокорейский завод, где производство автоматизировано, а технологическими процессами управляет оператор с помощью компьютера. Оператор вводит в компьютер все данные по рецептуре асфальто-бетонной смеси, затем машина загружается приготовленной смесью и уезжает на объект. Весь процесс отлажен, машины ни одной лишней минуты не простаивают, работа идет в круглосуточном режиме».
Почему «Нижавтодорстрой» отдает предпочтение именно щебеночно-мастичному асфальтобетону? Свойства смеси таковы, что она подходит для уральского климата с его температурными перепадами. ЩМА отличается высоким содержанием щебня плотных горных пород – он образует своеобразный каменный каркас, который способен сопротивляться деформациям.
К тому же в смесь добавляется больше минерального порошка, что придает асфальту большую плотность. Специалисты также называют следующие важные характеристики ЩМА: это устойчивость к образованию колеи и более продолжительный срок службы дорожного покрытия.
«Строго по рецептуре»
Надо сказать, что асфальто-бетонная смесь проходит многократную проверку на соответствие установленным нормам и ГОСТам. Во-первых, на заводе работает собственная лаборатория, которая в ежедневном режиме берет контрольные образцы для исследований. Но это только один из этапов контроля. Как говорят сотрудники предприятия, качество дорожного покрытия проверяют лаборатория Южно-Уральского центра дорожных исследований и испытаний, лаборатория регионального министерства дорожного хозяйства, дорожно-строительная лаборатория Уральского научно-исследовательского института строительных материалов (УралНИИстром). Все эти организации имеют высокую профессиональную репутацию и самое современное оборудование.
«Качество смеси могут проверить здесь, на заводе, – говорит заместитель директора Никита Иноземцев. – В любой момент могут приехать специалисты лаборатории, отобрать материал и посмотреть, соответствует ли он установленным нормам и требованиям. Лаборатория может проверить не только асфальто-бетонную смесь, но и те материалы, которые используются для ее приготовления. Все щебенистые материалы у нас маркированы, имеют свой состав и применяются строго по рецептуре. Третий этап контроля – из уже готового покрытия лаборатория может вырезать кусок асфальта и проверить его характеристики»
Кстати, водители сами смогут оценить и качество нового покрытия, и тот факт, что новый подрядчик устанавливает канализационные люки на одном уровне с дорожным покрытием. Раньше они были «утоплены», и езда по этим люкам была такая же неприятная, как и по обычным дорожным ямам. Сейчас работы ведутся на Университетской набережной и на улице Доватора.
Что касается критики в адрес подрядчика, то она прозвучала в первый день начавшихся дорожных работ. «Информация, которую мы услышали на челябинском 31-м телеканале. Мы считаем, что люди должны нести ответственность за то, что они говорят в эфире. И если опять будут появляться не соответствующие действительности материалы, мы будет на это реагировать и обращаться в судебные органы», – говорят юристы предприятия. Сейчас они готовят иски в суд и будут требовать опровержения недостоверной информации.
Важно отметить, что в начале дорожных работ как раз шла настройка производства: подбирался нужный рецепт смеси, который подходит для конкретной дороги и погодных условий. Сейчас настройка прошла, рецептура утверждена, лаборатории регулярно проверяют качество асфальто-бетонной смеси. «Проверки идут постоянно, да никто и не стремится обманывать. – говорят сотрудники завода – «Нижавтодорстрой» сразу всё делает хорошо, чтобы потом не возвращаться и не переделывать. Репутация важнее всего».