Работаем до последней войны

   
   

В пятёрку лучших в России вошёл на днях областной клинический терапевтический госпиталь ветеранов войн в Челябинске. Созданный когда-то для заботы о здоровье ветеранов, защитивших родину от фашистов, сегодня госпиталь принимает не только участников Великой Отечественной. Что делать, слишком уж богата история нашей страны на различные военные конфликты.

Сейчас госпиталь обслуживает почти 25 тысяч человек, и немалую долю из них составляют участники боевых действий в Анголе, Чехословакии, Афганистане, Чечне. Старики и те, кто помоложе, пересекаются не только на процедурах - то и дело общаются просто так, делятся воспоминаниями, находя в своей судьбе много общего.

Семь на тысячу

Конечно, более всего внимания приходится уделять пожилым - средний возраст ветеранов составляет 85 лет.

- Такой возраст - это ведь не только многочисленные болезни, - говорит начальник госпиталя, доктор медицинских наук Дмитрий Альтман. - Это, прежде всего, тяжкий психологический крест. Сами посудите, многих друзей, коллег уже нет в живых, у некоторых и дети-то умерли. Человек остаётся один на один со своими воспоминаниями. Поэтому ветераны охотно и проходят у нас обследование - есть возможность пообщаться, ощутить внимание, заботу. Кстати, мы специально не разделяем наших пациентов по возрасту, на тех, кто воевал в Великую Отечественную, и тех, кто участвовал в более поздних конфликтах.

Ветераны действительно с удовольствием посещают госпиталь, который для них не только лечебница, но и своеобразный клуб. Фёдор Белов (кстати, у него самого сын врач) приезжает сюда из Златоуста - в войну Фёдор Васильевич сражался в воздушно-гвардейской дивизии. Другой пациент - Николай Вахитов - был техником, отвечал за радиотехническое оборудование самолётов.

Но многие просто физически уже не могут посещать госпиталь. Только в Челябинске приходится обслуживать на дому не менее тысячи ветеранов. На квартире происходит забор крови, ЭКГ снимают вообще по телефону (уже есть такие технологии), имеется переносная ультразвуковая аппаратура. Словом, до 70% медицинской помощи оказывается на дому. Это, конечно, радует, но приводит к большим финансовым тратам, да и нагрузка на врачей ложится огромная.

Госпиталь при этом по праву гордится своей материально-технической базой, тут работают до 6 кафедр различных академий, но... Ту же тысячу пациентов обслуживает всего 7 машин. Укомплектованность кадрами составляет всего 65%. Госпиталю, конечно, помогают - органы социальной службы, ФОМС, правительство области, лично губернатор П. Сумин, выделяя средства на питание, лекарства, технику, общую модернизацию.

Враги простили друг друга

- Со всем справимся, - говорит Дмитрий Альтман. - Но вот огорчают иногда дети наших стариков. У некоторых из них такое отношение - мол, это ваша работа, вы и заботьтесь о ветеране, а мы умываем руки. Пытаемся усовестить, но не всегда получается.

По словам начальника госпиталя, именно равнодушие окружающих более всего и задевает ветеранов, многие из них помнят ещё советские времена, когда по поводам и без них приглашали в школы, просили поделиться воспоминаниями. Сейчас же в госпитале школьников не встретишь - никому это не интересно.

Всё это представляет рази-тельный контраст с тем, как поставлено патриотическое воспитание за границей. По словам начальника госпиталя, он посещал похожие учреждения в США и был поражён увиденным. Речь даже не об оснащении. Часто приходилось видеть картину, как подъезжала к тамошнему госпиталю машина - не первой свежести, конечно, но увешанная американскими флагами. Из неё выходил ветеран при полном параде. Конечно, и там человека одолевают болезни, но ветераны при этом преисполнены достоинства, потому как чувствуют отношение к ним общества. В том же американском госпитале на первом этаже - фотографии солдат, которые сейчас служат в Ираке. Ветераны переписываются с ними, делятся опытом.

В челябинском госпитале для ветеранов озабочены далеко не только лечением. Сотрудники сами пытаются помочь старикам справиться с психологическим стрессом. Работает местная кабельная сеть, по которой показывают любимые пожилыми людьми фильмы - даже существует система заявок. Кроме того, по местному телевидению проходят тематические передачи: видеошколы для пациентов, проходящих реабилитацию после инсульта, страдающих сахарным диабетом, глаукомой, проходят по здешнему ТВ и сеансы психотерапии, другие выпуски. Регулярно организуют в госпитале фотовыставки.

К 65-летию Победы на здании госпиталя собираются установить мемориальную доску в память о событии, произошедшем в 2001 году и действительно уникальном для Челябинска. Тогда наш город посетили бывшие немецкие солдаты. Они присутствовали на параде и возложили цветы к Вечному огню. После в госпитале состоялась встреча былых противников. Много тогда было слёз, объятий - с трудом верилось, что когда-то эти люди сражались не на жизнь, а на смерть.

Все мы под прицелом?

У участников войн более молодого поколения тоже психологические травмы, но иного рода. Многие из них страдают от так называемых поствоенных синдромов. По мнению специалистов, подобные синдромы могут преследовать человека 16 лет и более.

При госпитале вот уже несколько лет работает областной центр психосоматической помощи, где проходят курс лечения и реабилитации участники локальных конфликтов.

Кстати, схожие с поствоенным синдромы нередко преследуют и тех, кто пережил теракты - это потеря сна и аппетита, возникновение или усиление различных фобий, депрессия. Слава богу, конечно, что Челябинск террористы обходят стороной, но и поток негативной информации с экранов телевизоров серьёзно давит на психику.

- Я полагаю, что даже в этом случае мы имеем дело с последствиями того, что военно-патриотическое воспитание у нас в упадке, - рассуждает Дмитрий Альтман. - Ведь откуда же взялись те же террористы? Просто образовался духовный вакуум, который и заполнили различные проповедники-экстремисты. Вот так всё тесно переплетено, если проанализировать....

Помнится, ещё перед нашим визитом в госпиталь коллеги задавались вопросом - интересно, а будет ли он существовать, когда поколение ветеранов рано или поздно уйдёт? Теперь ясно, что госпиталь работать будет - пока не закончится последняя война.

Смотрите также: