Наш дедушка - трилобит

   
   

Когда-то незримо давно, даже в геологическом понятии, территорию нынешней Челябинской области населяли лишь огромные моллюски и рыбы.

Рассказать о том, что собой представлял регион десятки или сотни миллионов лет назад, могут лишь единицы южноуральских учёных. Одним из хранителей миллионолетней истории является Александр Левит - авторитетнейший геолог области. В его небольшом кабинете в одном из корпусов ЧелГУ хранятся экспонаты, возраст которых сопоставим с появлением Кордильер или Индийского океана...

Господство гигантских медуз

- Разумеется, всех интересуют уже более или менее понятные формы жизни, - рассуждает у себя в кабинете-музее Александр Иосифович. - Но нужно понимать, что микробы и одноклеточные организмы, сине-зелёные водоросли, населявшие Уральский палеокеан 3 млрд лет назад, и были первыми жителями. Другое дело, что мало кто их воспринимает как живых существ.

Биологический взрыв, по словам геолога, произошёл примерно 600-700 млн лет назад. Гигантские отпечатки мягкотелой фауны - червей, медуз - были найдены в 24 местах на планете, в том числе и в Челябинской области. Правда, в южноуральских музеях и частных коллекциях такие древности отсутствуют. Более того, в закромах некогда существовавшего в областном центре геологического музея все экспонаты были муляжами.

- Находка фауны в ранее немых геологических толщах - это же целое геологическое открытие! - оживляется преподаватель, в прошлом главный геолог геофизпартии. - Благодаря им, меняется геологическая карта, и вместе с ней - перспектива на полезные ископаемые. И находки такие наперечёт! У нас в области была обнаружена всего лишь одна точка с кембрием: археоциаты, небольшие по размеру организмы, похожие на рожки, были найдены у села Верхняя Санарка в Троицком районе.

Жителями-пионерами Уральского палеокеана, имеющими мало-мальскую форму, стали трилобиты. Кстати, именно эти пучеглазые ракообразные первыми из всех организмов увидели свет. Их отпечатки геологи находили у западной окраины города Троицка, в Брединском и Нязепетровском районах. Чуть позже появились крупные ракоскорпионы, одиночные и шестилучевые, четырёхлучевые колониальные кораллы, плеченогие моллюски брахиоподы и граптолиты, плавающие организмы, внешне похожие на веточку растения.

- Девон считается периодом расцвета нашего Уральского палеокеана, занимавшего огромное пространство почти до нынешнего Новосибирска, - рассказывает, демонстрируя окаменелости, Александр Иосифович. - Именно тогда, 300-400 млн лет назад, наш Уральский океан населяли самые разнообразные рыбы, с которыми не сравнится сегодняшнее разнообразие Красного моря и Индийского океана. Обитала здесь и латимерия - рыба, которую нашли в середине прошлого века в мировом океане. Это единственный экземпляр девонского организма, дожившего до наших дней. Таких экспонатов у нас нет. Зато есть несколько окаменелых отпечатков прародителей южноуральского окуня. Находка помоложе миллионов на 100, но не менее интересна.

От микроба до человека

К концу девонского периода, свидетельствуют исследования, практически всё живое погибло. По мнению ученых, связано это было с вселенскими катастрофами.

- Существует даже теория катастроф Кювье. Согласно ей, с завидной регулярностью из-за каких-то глобальных катаклизмов всё живое вымирало, а затем почти с нуля воссоздавалось заново, - поясняет хранитель окаменелостей. - Так было в девоне, потом в пермском периоде. И динозавры точно так же исчезли в юрском периоде, и слоны, обитавшие в своё время в нашем регионе, потом мамонты, пещерные львы, носороги и северные олени... Но это уже другое время и другая тема.

Разнообразие живых организмов, населяющих воды Уральского палеокеана, по словам челябинского исследователя, увеличивалось в арифметической прогрессии с каждым миллионом лет. Правда, долгое время у нас господствовала исключительно океаническая фауна, наземных животных не было.

- Наземные появились лишь в девоне, когда формировались первые почвы, - продолжает Александр Иосифович. - На нынешней территории Южного Урала - гораздо позднее, когда началось сужение Уральского палеокеана и образование Уральских гор, сопровождавшееся, кстати, тектонической и вулканической активностью. Живое "население" образовавшихся берегов резко изменилось. За пару сотен миллионов лет оно вообще постоянно менялось: от кораллов, брахиопод и аммонитов до рептилий, звероящеров, гигантских стрекоз, мамонтов, наконец, человека. Кстати, между всеми этими звеньями от микроба до человека учёный-геолог видит общее.

- Наука говорит о том, что всё сущее на земле произошло от одной-единственной первоклетки. Так что, между нами и трилобитами или звероящерами, по сути, нет никакой разницы. Мы точно так же приспосабливаемся к условиям окружающей среды, любим вкусно поесть, попить. Отличие только в том, что у нас есть мозг. У тех же трилобитов его ещё не было...

Охотники за древностью

Почти всем экспонатам кабинета-музея сотни или десятки миллионов лет. Правда, по словам самого Александра Иосифовича, палеонтология у нас представлена бедно и не структурирована.

- Во-первых, с исчезновением геологоразведки не осталось специалистов. Это раньше в Уральском геолого-разведывательном управлении работало около 30 палеонтологов, каждый их которых занимался отдельным периодом, - вспоминает наш собеседник. - После 90-х годов вся служба погибла.

Да и найти окаменевшую древность не так просто.

- Чтобы найти одну конодонту, это челюстной аппарат древних рыб или червей, размер которого от силы сантиметр, нужно иногда сутками обследовать камень с лупой, - говорит геолог. - А потом ещё постараться выбить её, не разбив саму находку. Палеонтология - тяжёлый труд.

Стоимость подобных древностей иногда не ниже, чем у бриллиантов. А желающих заполучить окаменевший отпечаток трилобита или крыла стрекозы предостаточно во всём мире.

- Это хорошо, что люди интересуются происхождением жизни на Земле и её эволюцией, - заключает беседу Александр Иосифович. - Ещё бы не пытались вывести процесс эволюции из того состояния динамического равновесия, которое складывалось миллионы... да какое! Миллиарды лет!

Смотрите также: