Не отпугнуть избирателя!

   
   

О грядущей избирательной кампании рассказывает известный челябинский социолог, директор Челябинского института УрАГС Сергей Зырянов.

Поймать настроение

- Сергей Григорьевич, чем интересна эта избирательная кампания, и как на нее повлияет кризис?

- Кроме того, что предстоящие выборы двойные - главы города и депутатов городской думы, главная особенность их в том, что большинство кандидатов - это партийные выдвиженцы. Любопытно будет посмотреть, как политические партии сработают на местном уровне.

Кризисный фон - это второе важное отличие. Если в 2005 году, в прошлые выборы, социальная ситуация выглядела весьма благополучной - росла зарплата, не сокращались рабочие места, расширялась соцподдержка населения со стороны государства, входили в моду соцпакеты предприятий, то сейчас всё гораздо сложнее. Сейчас кандидатам для победы нужно найти соответствующую кризисному времени тональность, пройдя в ее поисках буквально по лезвию бритвы. С одной стороны, сегодня нельзя выглядеть по-идиотски оптимистично и демонстрировать в отношении рухнувшей экономики свое шапкозакидательское настроение. С другой - важно не попасть в противоположную крайность, показавшись черным пессимистом. Это тоже оттолкнет избирателей, ведь все-таки большинство участвует в выборах, надеясь что-то изменить к лучшему. Есть и протестный электорат, который голосует с другим мотивом - типа "всё надоело, власть ничего не делает или делает неправильно, поэтому я пойду и перечеркну бюллетень".

- Испорченных бюллетеней в эти выборы станет заметно больше?

- На прошлых выборах в гордуму против всех проголосовало на разных участках 5-15% избирателей. Теперь же, в отсутствие протестной графы, испорченных бюллетеней хоть и может прибавиться, но не больше чем до 2-4%. Некоторые, особо раздраженные избиратели, зачеркнут или порвут бюллетени. Те, кто считают, что не в силах достучаться до властных структур, напишут на них пожелания кандидату или абстрактно - власти. Мизерная группа внесет в бюллетени фамилии своих кандидатов - неизвестных людей, но близких им по духу, по политическим воззрениям.

Если говорить о протестном электорате, то в условиях кризиса его процент явно подрастет - приблизительно с 15-20 до 20-30%. Кстати, все протестные настроения горожан попытаются поймать оппозиционно настроенные кандидаты.

- На протестный электорат будет ориентироваться и оппозиционер В. Тарасов?

- Думаю, в большой степени - да. Эта кампания может с точностью до наоборот повторить рисунок выборов главы города 2005 года, когда действующим главой был В. Тарасов, а основным его соперником - М. Юревич. Бывший мэр - это наиболее электорально привлекательная фигура среди тех, кто будет оспаривать у М. Юревича право быть главой города.

Интересна, по-моему, и другая коллизия предстоящих выборов. В. Тарасов сделает во многом ненужным участие в выборах Е. Рогозы, поскольку оба кандидата располагаются почти на одном идеологическом и электоральном поле.

Пока же, до выдвижения В. Тарасова, по результатам выборочного соцопроса ЧИ УрАГС, проведенного с 15 по 18 января по нашей же инициативе, Юревич набирал 46% голосов, Рогоза - 10%, Свечников - 5%, Филичкин - 2%, Плещёва - чуть больше 1%. Не было на момент опроса решения за кого-либо голосовать у 35% участников.

Что мешает отдать голос?

- Что в поведении кандидата на пост мэра может отпугнуть избирателя?

- Чрезмерная официальность, дистанцированность от избирателей - психологическая или вербальная. По представлениям челябинцев, немного шансов у кандидата, который, как считают избиратели, не живет проблемами города, малоизвестен или слывет не совсем опытным и успешным управленцем.

Злую шутку может сыграть с кандидатом и критика в адрес оппонента. Те времена, когда на критике побеждали - а это конец 80-х - начало 90-х годов - давно канули в Лету. В условиях кризиса в избирательной кампании в первую очередь нужна позитивная повестка дня. Мало того - если кандидаты неумело переборщат с критикой, то могут подтолкнуть раскаленное кризисом население к стихийным или полуорганизованным уличным акциям, которые придется сдерживать уже правоохранительным органам.

- Не хотелось бы такого результата... А сколько челябинцев, по вашим оценкам, вообще придут на эти выборы?

- Прогнозировать явку почти за месяц до выборов сложно. Самый точный прогноз выходит обычно за 2-3 дня до события. Пока участвовать в выборах желают 35 % опрошенных горожан.

Активность избирателей будет зависеть от того, не уйдет ли ко дню выборов доверие к власти, от того, насколько интересной и содержательной будет избирательная кампания, от призывов голосовать. Самое интересное, что явка напрямую зависит еще и от погоды. Ну кто в метель и мороз отправится на избирательные участки? А вот солнечная и безветренная погода 1 марта легко добавит челябинцам выборного настроения.

Смотрите также: