Юрист Кыштымского медеэлектролитного завода Наталья Игоревна Михеенко настолько увлеклась художественным шитьем, что организует уже выставки своих работ. А ведь такое хобби помогает не только сердце согреть, но и может стать отличным подспорьем для семейного бюджета во времена кризиса.
В квартире супругов Михеенко внимание привлекает не красивая мебель, а целая галерея картин. Но лишь приглядевшись повнимательнее, понимаешь, что это не рисованные на холсте карандашом, маслом или гуашью, а вышитые крестиком полотна.
На крапивном мешке
Больше всего поражает безукоризненная точность цветов и форм, доступная, пожалуй, только фотографическому изображению. Блестящие купола роскошной церкви с проплывающими в вышине перистыми облаками, зеленая дубрава, заснеженный переулок с сотней узнаваемых деталей, старинная крепость с парой белых лебедей на пруду, набережная зимнего города - каждый штрих, каждая деталь проработаны почти как на фотоснимках. И остается загадкой, как можно с помощью обычной иголки, шерстяных ниток или мулине передать на обычном полотне все оттенки цвета, не нарушив еще и точность пропорций.
Мама Натальи, Нина Ивановна Мещерякова, до сих пор строчит занавески в своем доме, переняв страсть к рукоделию от бабушки - Евдокии Николаевны. Так что это умение у Натальи наследное. На самом видном месте - мамина картина, вышитая ею еще в девичестве на обыкновенном... крапивном мешке восьмиконечным болгарским крестом.
Одна комната оформлена в стиле русской светёлки картинами в национальных мотивах, другую украшают изображения символов древнегреческой культуры. На кроватях - горки вышитых крестиком расписных подушечек-думочек, на столах и тумбах - самодельные игрушки, вязаные футляры для очков и мобильников, прочие вещицы, счёт которым идет на десятки.
Сергей - супруг Натальи - заядлый охотник. И как положено настоящему охотнику, его жилище украшено висящей на стене шкурой медведя. Но намного большее впечатление производят вышитые Натальей Игоревной картины природы и живущего в ней зверья: медведи в шишкинском "Утре в сосновом бору"; как живой смотрит на тебя со стены бесстрашный волк...
- Мне очень нравятся эти картины, - признается Сергей Михеенко, - с ними я в своей стихии. По идее, сюда нужно повесить еще ружье и холодное оружие, чтобы интерьер стал законченным. Но - нельзя. Мы законопослушные люди, и оружие у меня всегда в сейфе.
По силам любому
Мы с Натальей рассматриваем отзывы, поступившие на её адрес после ряда выставок. "Это чудо! Я не ожидала увидеть такое в Кыштыме... У меня есть желание вышивать, но не хватает знаний. Хотелось бы познакомиться с вами поближе". "Начал вышивать недавно, очень нравится. Сложно найти хорошие рисунки. Хотел бы посоветоваться. У вас золотые руки". А вот это, например, от почетного гражданина Кыштыма Виктора Казакова: "Занимаюсь черно-белой фотографией с 1947 года. Но был поражен увиденным. Это надо же так передать красоту окружающего нас мира... Искусство здесь выражено руками, глазами и чувствами. Все работы выше похвал. В черно-белом цвете этого не достичь. Я в фото не достиг таких высот. Приятно завидую мастерице".
На первой же выставке, где Наталья рискнула показать свои работы, её буквально огорошили. Один из посетителей высокомерно бросил: "А это любой может сделать!"
- Сначала я опешила, - смеется Михеенко, - а потом про себя подумала: все правильно - любой сможет, вот только почему-то не делает.
Наталья добилась главного: перевернула представление многих об искусстве вышивания. Дескать, это нафталин из бабушкиных сундуков и возврата к нему нет. Оказалось, нет: искусство не имеет срока давности. Вдобавок и техника вышивания шагнула вперед.
Есть в её увлечении и чисто прикладное значение в условиях... кризиса! Это же неплохой способ поддержать пошатнувшееся финансовое состояние.
- Разумеется, - соглашается моя собеседница, - ведь в магазинах такого не найдешь. Поэтому спрос есть. Вот и я несколько картин продала. Но, честно говоря, не корысти ради, а по настойчивой просьбе людей, которым захотелось иметь у себя мои произведения. А тем, кто хочет извлечь практическую пользу от занятий вышиванием, могу подсказать, как это сделать. Прежде всего, не надо замахиваться на большие полотна. Это долго, затратно (канва, багеты - дорогое удовольствие), и неизвестно, будет ли такое изделие иметь спрос. А дешево продавать - обидно, ведь столько труда затрачено. Поэтому займитесь лучше малыми формами. Например, вышейте рождественскую открытку или новогоднее поздравление с валеночком.
На вышивку одной картины у Натальи Игоревны уходит месяц-полтора. После ужина семья обычно устраивается перед телевизором. Хозяйка смотрит передачи не праздно, а только за вышиванием: глаза - в экран, а руки привычно делают стежки иголкой с ниткой.
- Особенно хорошо у меня получалось, когда ночью показывали чемпионат по футболу и наши выигрывали. Но когда всё-таки российские футболисты проиграли - куда девался весь мой швейный творческий запал? - смеется она.
Сама Наталья свое умение оценивает скромно: дескать, я не профессионал, а любитель. Но именно с её подачи в вышивание устремились многие знакомые, а то и незнакомые люди. Причем большинство из них - не с утилитарной целью, а от встречи с невиданным прежде или хорошо забытым прекрасным. А если искусство поможет человеку ещё и материально, то это в который раз подтвердит истину, что красота спасает.
Смотрите также:
- «Гопоромантизм». Как суровый челябинский парень стал известным в Сети поэтом →
- Игорь Саруханов ответил на вопросы читателей "АиФ-Челябинск" →
- Шляпка в знак протеста →