Барби в троллейбусе

   
   

Каждый год по 13-14 истощенных, почти обес-кровленных подростков попадают в челябинский областной психодиспансер. В кабинет врача их на руках заносят родители. Диагноз их детям выставляют всегда без проволочек - нервная анорексия...

- Взяли недавно девушку - 27 килограммов веса при росте 160 сантиметров, но это исключение - пациентов легче 30 килограммов мы не принимаем, - рассказывает заведующая кафедрой психиатрии, наркологии, психотерапии и медицинской психологии Челябинской государственной медакадемии, доктор медицинских наук, профессор Ирина Шадрина. - Привез девушку ее молодой человек, прямо с египетского курорта. Девушке казалось, что на пляже все смотрят только на ее толстую уродливую фигуру. С челябинки и вправду не сводили глаз: обтянутый кожей скелет не мог не притягивать взгляд.

Симптом Ходжи Насреддина

Южное солнце и морской воздух и впрямь помогли 27-килограммовой девушке не умереть от истощения. На холодном Урале, считают врачи, пациентку было бы уже не спасти.

Почти пятая часть больных нервной анорексией умирает. Эти цифра справедлива и для Челябинской области, как и факт, что анорексией заболевают в 13-14 лет. Из тех, кто попал к врачам, вылечивается не больше трети больных. Хотя о полном выздоровлении анорексиков говорить трудно.

- Анорексия - это пограничное расстройство психики, - поясняет Ирина Шадрина, - известное со времен Авиценны, наблюдавшего 12-летнего мальчика, страдавшего недугом. С тех пор клиническая картина заболевания ничуть не изменилась.

Сначала пациентки (чаще заболевают девушки) во всеуслышание говорят о своем желании похудеть. Выбирают диеты, усиленно занимаются фитнесом. Потом становятся скрытными, ничем не обнаруживая своего стремления к суперстройности. На этом этапе у больных проявляется симптом Ходжи Насреддина, когда они, как литературный герой, с пустым карманом разгуливавший по харчевням, "питаются" только съестными ароматами и картинками - в гастрономах или кафе.

Многие начинают увлекаться кулинарным искусством. Готовят много и часто, причем самые изысканные блюда, но к тарелке за столом даже не притрагиваются - слизывают остатки еды с ложек.

- Одна из наших девочек с маниакальным упорством закармливала своих домашних, - добавляет кандидат медицинских наук, доцент кафедры Татьяна Колесниченко. - Во время обострений тратила весь семейный бюджет на продукты, заставляла младшего брата и его друзей наедаться до тошноты.

Больные выбрасывают или прячут еду, заводят домашнее животное, которому скармливают свои обеды и ужины, часами рассматривают себя в зеркале и по непонятным причинам резко теряют в весе. У нездорово худеющих девочек прекращается менструация. Анорексики проявляют чудеса изобретательности, скрывая истинную причину худобы. Родители водят своих тающих на глазах чад по врачам, вот только к психотерапевту обращаются в последнюю очередь. Часто, когда помочь уже невозможно.

Освенцим дома

- К нам 13-14-летние подростки поступают уже на стадии кахексии, то есть крайнего истощения, - комментирует врач. - К этому времени организм, не подпитываемый извне, начинает съедать сам себя. Сначала исчезает белок мышц, затем подкожно-жировой слой, жир костного мозга и центральной нервной системы. После жесточайшей диеты нарушаются баланс микроэлементов и свертываемость крови, опускаются внутренние органы. Страдают сердечно-сосудистая система и головной мозг. Девочки теряют жир - депо эстрогенов, а вместе с тем женскую привлекательность и детородную функцию. Становятся бесполыми существами.

Родители же не всегда осознают, что анорексия - это тяжелое психическое расстройство, а их ребенок - больной человек.

- Меня поразила реакция мамы одной из пациенток, - рассказывает профессор Шадрина. - До реанимации в дневной рацион девочки входили лишь пара фруктов и стаканчик йогурта в 4 часа дня. Часто она не съедала и этого, радуясь, если какие-то дела отменяли "полдник". При этом девочка успешно училась в университете на двух (!) факультетах, не пропускала ни одного урока физкультуры, каждый день занималась по 2 часа гимнастикой дома и по 6 часов - аэробикой в фитнес-клубе!

За ней, похожей в тот момент на узника Освенцима, как за грудным ребенком, нужен был особый уход. К примеру, шестиразовое кормление каждые 2 часа. Услышав об этом, мама воскликнула: "А когда я буду всё это делать? У меня же работа!" Девочку забрали домой. Всё, что мы могли сделать, это предупредить вуз, который запретил ей получать 2 специальности и беспробудно заниматься физкультурой.

Прозрение от силуэта

Кстати, анорексики отлично учатся и пребывают в прекрасном расположении духа, при том что сидят на жесткой диете и терпят изматывающие физические нагрузки. Как это им удается? Эти больные, объясняют психиатры, - стеничные личности, то есть крайне упертые и сильные духом. Особенно в том, что касается их главной цели - похудеть. На какие только уловки они ни идут, чтобы увильнуть от тарелки супа.

- Кормят девочек под наблюдением врача, - рассказывает Татьяна Колесниченко. - После еды им запрещается покидать палату еще 2 часа, чтобы они не смогли вызывать рвоту. Хотя за этими пациентами можно не следить: они любят "закладывать" друг друга.

Взвешиваем мы девочек в одном белье, следим за тем, чтобы на весы вставали без гирек. Не разрешаем выполнять физическую работу, только ухаживать за цветами. Правда, некоторые умудряются тратить съеденные калории. Была у нас пациентка, которая калории выплакивала. Слезами сопровождала каждый прием пищи, плакать начинала даже от вида еды. Другая качала пресс, лежа на больничной кровати - до трещин на коже живота.

В день анорексики должны поправляться минимум на 100 граммов. Если стрелка весов стоит на месте, значит, врачи делают что-то не так. К примеру, занижают дозу психотропных препаратов. Вообще, рассчитать количество "взрослых" таблеток для пациентов с детским весом - работа тонкая, ювелирная. Впрочем, как и найти подход к девочкам, показать им собственное уродство, которое они принимают за красоту, и изменить их отношение к пище.

- В лечении анорексиков мы часто используем прием расширения режима, - говорит доцент. - Набрали вес - можно выходить в коридор, поправились еще - разрешается домашний отпуск. Еще один метод, который пациенты любят - метод Остапа Бендера, когда соседкам по палате предлагается обвести на бумаге силуэт друг друга. В такие моменты у девочек, которые видят не привычное - извращенных размеров - свое отражение в зеркале, а реальный силуэт, иногда наступает прозрение.

Где наш идеал?

Нервную анорексию врачи называют "болезнью отличниц". Недуг настигает, как правило, детей из благополучных и состоятельных семей, в которых родители ставят своим чадам высокую планку жизненных достижений, в том числе и во внешности.

- В XX веке моделью красоты стала кукла Барби, - говорит Ирина Шадрина. - Под 2 метра ростом, истощенная, с крохотной ножкой и непропорционально большой головой. Если эту Барби наградить двумя детьми и отправить на работу в челябинском троллейбусе зимой, она попросту не выживет.

К сожалению, многие подростки этого не понимают, а взрослые забили тревогу только после серии смертей манекенщиц. Вот, например, японцы почти не страдают этим психическим расстройством. Во многом благодаря тому, что не пустили в свою страну уродливых американских кукол, сумев сохранить национальный эталон красоты.

Смотрите также: